Соломоплетение Беларуси внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО не случайно. Если во всем мире это ремесло остановилось в архаике, то белорусы умудрились превратить это в искусство, развить и осовременить. Так, на мастер-классы в Беларуси «соломка» собирает молодежь, в то время как во всем мире это интересно чаще пожилым. В чем секрет успеха и популярности белорусского соломоплетения, откуда оно вообще взялось и что его ждет, рассказала нам мастер соломоплетения Раиса Романеня.
Раиса Романеня — руководитель заслуженного любительского коллектива студия «Белорусский сувенир», обладатель специальной премией Президента Республики Беларусь. Ее знаменитые пасхальные яйца из соломки находятся в коллекции принцессы Великобритании.
— Раиса, на Ваш взгляд, почему соломоплетение достойно того, чтобы оказаться в списке культурного наследия ЮНЕСКО?
— Возможно, искусствоведы ответят лучше, но как мастер могу отметить, что именно белорусское соломоплетение – самое разнообразное. Наше главное отличие от других стран, что мы не застряли в архаике. Белорусы не просто сохраняют традиции соломоплетения, а развивают новые способы сотворения искусства. Думаю, развиваясь, мы уходим от каких-то звериных инстинктов и становимся взрослее.
Новость, что белорусское соломоплетение — в наследии ЮНЕСКО, стала для меня полной неожиданностью. Хотя за два года до этого я участвовала в коллегии Министерства Культуры, где как раз обсуждали вопрос о том, чтобы подать такую заявку в ЮНЕСКО. Но никаких дополнительных разговоров в нашей среде не было. Я просто шла домой, когда мне позвонила коллега и стала поздравлять.
— Расскажите, когда зародилось и как развивалось соломоплетение в Беларуси
— Люди поняли, что после сбора урожая можно использовать солому в быту. Крыли крыши, что делают до сих пор в некоторых уголках нашей страны. После начали делать посуду. Исполнялось это спиральным видом плетения, который считается самым древним.
И даже поговорка была «кто по пузо в соломе, тот богат». Люди ценили этот материал, но все же сохраниться он не может надолго, поэтому многое просто не дошло до наших дней. Даже Царские врата – шедевр наших мастеров, мы не знаем, кто их сплел.
Царские врата — это уникальные образцы соломоплетения Беларуси высокой сложности, ставшие вершиной мастерства соломоплетельщиков. Два экземпляра «Царских врат» из соломы находятся в Раубичах и один в Гродно. Это совершенно уникальные явления, аналогов им нет.
— Какой смысл в изделия из соломы вкладывали наши предки?
— Существовала традиция жатвенного венка: его плели из соломы в день окончания жатвы в благодарность «хозяину поля» и для богатого урожая в следующем году. А сохранять солому в доме означало приумножать урожай. Люди верили даже, что в соломе есть живительная сила.
Соломенного паука вешали, чтобы очищать дом от плохих мыслей. К каждому Рождеству паука сжигали и делали новый. Именно в пауках я вижу что-то магическое. Я сама люблю смотреть за медленными движениями соломенных пауков – они же двигаются от потоков воздуха. И даже дети любят отдыхать, глядя на них. Особенно хорошо помогает, если что-то не получается.
— Этот вид искусства характерен только для Беларуси, или есть еще страны, где он распространен?
— Использование соломы у каждой страны немного отличалось. В той же Швейцарии плели нитки из нее, а после делали кружева. В Сербии делали аппликации из соломы. Классические изделия как пауки изготавливались во всей Европе. В Америке есть традиция «узелков любви»: парень сплетает особым образом соломку, преподносит девушке и признается ей в любви.
Народы сохранили свои традиции, но все же в культуре этих стран соломоплетение осталось на архаическом уровне. В Беларуси мы стали выводить искусство из соломы на новый уровень.
Рождественский венок
Пасхальные яйца из соломки
— Как это происходило? Почему именно Беларусь стала лидером в этой области?
— Вера Ильинична Гаврилюк возродила изготовление соломенных фигурок на фабрике. Именно это дало толчок развитию соломоплетения в нашей стране. После Таисия Агафоненко и ее дочери продолжили дело. Они не просто возродили древние традиции, а привнесли новое.
Потом появились первые книги. Ольга Александровна Лобачевская, Нина Михайловна Кузнецова разработали первую книгу о соломоплетении с разбором техник, схемами и т.д.
А в 2003 году прошел первый международный фестиваль искусства соломки, где были представлены изделия из соломки с самых разных стран. Теперь это вошло в традицию. Самым главным шагом к развитию я считаю обмен опытом с другими культурами. Именно международные фестивали помогли нам увидеть друг друга лучше, учиться друг у друга. Да, нас считают эталоном в уже много лет, но и мы много черпали из культур других.
— Какие изделия из соломки популярны сейчас? И какие делать особенно сложно?
— Мы не можем всегда плести лапти, нужно развиваться, быть современными, чтобы привлекать людей. И ремесло не стоит на месте.
Раньше никто подумать не мог, что мы будем делать елочные игрушки или украшения из соломки. Я люблю делать головные уборы, которые использовали коллективы из самых разных стран. Сейчас собираюсь делать коллекцию. Есть огромное количество разных приемов и плетений, которые помогают разнообразить изделие.
Что касается сложности, то есть работы, которые которые забирают просто больше времени. Например, пасхальные яйца.
— Для тех, кто хочет попробовать свои силы в этом ремесле, с чего порекомендуете начать?
— Первым делом нужно подготовить солому. В конце июля нужно срезать солому и высушить на солнце, разрезать на коленцы и хранить. Перед началом работы с соломой, ее нужно будет распарить, чтобы она не была слишком жесткой. Потом понять, как положить соломинку, где прижать, где опустить.
В отличие живописи, например, когда ты можешь рисовать, как душа велит, в соломоплетении без знания техники вряд ли что-либо получится. И при этом их так много, что нет еще ни одной книги, где бы все они были собраны. Потому сначала нужно изучить хоть несколько из них, выбрать ту, в которой будете работать. И дальше приступать. Можно учиться как у мастеров, так и по книгам или видео в интернете.
Читайте также: Картина плыла в бутылке по Карибскому морю 141 день. Художница из Беларуси придумала необычный способ популяризации искусства
— Вы обучаете людей этому искусству. Какой интерес у беларусов к соломоплетению?
— Мастер-классы сейчас очень востребованы. Люди хотят занять себя, желательно руками. Интересно то, что в Европе мастер-классы больше посещают люди пожилого возраста, а у нас чаще приходит молодежь. Мне с ними очень интересно работать, потому что именно общение с молодежью позволяет развиваться.
За границей такие мастер-классы более популярны, чем у нас – там я провела больше мастер-классов. Это был интересный опыт: там люди изучают другие техники, плету иначе. Но за 3-4 часа небольшие простые фигуры создадут даже те, кто далек от нашей культуры. Так что там мы чаще всего делаем колокольчики и ангелочки.
В соломоплетении сложность возникает только с материалом – его же надо заготовить.
— Каким был ваш путь в соломоплетении?
— Хоть я училась в художественной школе, солому в руки взяла только в художественном училище – там я научилась инкрустации. В этой технологии я создаю пасхальные яйца. Потом учила детей этой технике в Центре детского творчества в Солигорске, и тогда же сама получила первый урок по соломоплетению. Шаг за шагом развивалась и сейчас занимаюсь и плетением, и аппликацией, и инкрустацией.
Солома влюбляет в себя. Солома меня вывела в люди. Она подарила мне огромное количество знакомств с удивительными людьми на фестивалях, конференциях, мастер-классах в разных странах. Со многими из них я общаюсь до сих пор.
Она подарила мне много побед. На одном конкурсе заняла первое место сразу в двух номинациях. Моему восторгу не было предела. До сих пор не могу принять, насколько много людей видело мои работы. Слыша слова «wonderful», «beautiful», «magnifique», «отлично», «файна», «пекна» ты чувствуешь отдачу и восторг.
Но самое главное — это ремесло не дает грустить. Когда мне тяжело, просто беру в руки солому, что-то делаю – это помогает выходить даже из депрессивных состояний. А красота, которую я создаю, дает жизненную силу.
— Как Вы создаете новые изделия? Ждете вдохновения или просто знаете, что нужно что-то сделать?
— Для меня как художника «делать выработку» странно. Если что-то не идет, я не пересиливаю себя, а просто останавливаюсь. Потом приходит идея, и все получается. Всем лучшим в искусстве движет мысль, некая собственная философия мастера, способная превратить идею в нечто осязаемое, интересное другим.
Я люблю делать разные вещи из соломы, не привязана к чему то одному: в этом проявляется мой характер. Иногда появляется несколько идей и я работаю над всеми одновременно. Благодаря этому, например, на каждую выставку я привожу разные изделия. Да и не бывает такого, чтобы два изделия получились идентичными.
— Какое будущее вы видите у соломоплетения в Беларуси?
— Думаю, оно будет продолжать развиваться дальше – у него много перспектив. Есть университеты, колледжи, кружки, в которых преподают это ремесло. Люди ходят на мастер-классы, интерес к этому остается и растет.
Текст: Лолита Якутина Фото: из архива героини