«Беда современного общества – потеря смыслов. Подлинные смыслы утрачиваются, а существование продолжается. Человек создаёт себе искусственные подпорки. Самоутверждение заменяет смысл, а татуировка — один из способов самоутверждения» — объясняет психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии» Анна Соловей. Психолог объяснила, почему люди делают тату и является ли это тревожным симптомом.
История татуировки началась больше 5 тыс. лет назад. В первобытном обществе татуировки использовали как символ принадлежности к роду, племени или для обозначения социального статуса. По изображению на коже можно было понять, кто перед тобой: воин или охотник, вожак или изгой. Позже татуировки стали использовать как обереги или часть обряда, например, при посвящении мальчика в мужчины.
По одной из версий на таитянском языке (острова Полинезии) «татау» означает «помечать, маркировать». В Европу это слово привез мореплаватель Джеймс Кук. Долгое время татуировками обладали только избранные, особенные люди. Но в 1891 году все изменилось. Самюэль О’Рейли создал первую машинку для татуировки, тогда же эта деятельность превратилась в бизнес и способ развлечения.
Татуировки и мода
Можно говорить о том, что сейчас — мода на тату. Мода всегда мотивирована желанием выделиться, быть уникальным. То есть через тату люди пытаются самореализоваться, показать свою непохожесть на других.
Самореализация в виде тату стала массовой потому, что этот способ требует наименьших усилий при достижении очевидного для всех результата. Если человек сущностно пассивен, он действует с наименьшими затратами энергии. Если человек реализовывается в жизни, у него нет острой потребности наносить тату.
В этом способе самореализации есть некоторый парадокс. Тату теперь — в моде. Диалектика моды состоит в том, что она всегда мотивирована желанием выделиться, быть уникальным. Но когда много людей одновременно следуют моде, уникальность теряется, следование моде приобретает стадный характер. И получается: человек делает тату, потому что хочет показать миру свою уникальность, но в итоге — показывает свою схожесть с другими, свою приверженность определенной субкультуре.
Читайте также: «Когда мы хотим быть похожими на кого-то, мы теряем себя». Cказкотерапевт Анна Бену — о том, как сказки влияют на нашу жизнь
Психологические причины татуировок
Татуировка в современном мире – это высказывание. То, что люди используют для высказывания столь неординарный способ, означает, что высказывания, которые можно сделать другими способами, не кажутся достаточными.
Очевидно, что возросла сама потребность в высказывании. Современного человека со школы учат, что он является кем-то особенным, значимым. Никто не хочет быть частью однородной массы, все хотят выделиться, заявить о себе.
Татуировка – в силу своей неотторжимости – является очень удобной формой подобного заявления. Не надо трудиться, что-то совершать, прилагать усилия для того, чтобы донести сделанное или информацию о том, что ты сделал, до других. Наконец, не надо беспокоиться о сохранности достигнутого результата. Татуировка всегда с тобой, она всегда доступна восприятию окружающими. Ты можешь порвать одежду, потерять вещь, забыть текст, сфальшивить ноту, но татуировка всегда останется в неизменности. Своё высказывание тебе гарантировано.
Татуировка — это завершённая реплика, не нуждающаяся в ответе. Ответа и не должно быть. Современный человек настолько самодостаточен, что его не очень-то заботит, кто окажется реципиентом его высказывания. Его не интересует диалог, достаточно высказаться самому. Татуировка обладает необходимой окончательностью. Любой ответ ведёт к ослаблению твоей самореализации, а так ты реализовался – и всё.
Татуировка – визуальный объект. В мире, где все разучились слушать друг друга, приходится смотреть в оба. Поневоле идёт перераспределение информации в пользу каналов коммуникации, ориентированных на зрение. Передаче подлежат образы (а не слова). Образы же рассчитаны на их эмоциональную обработку. Современный человек всё больше смещается в сторону эмоциональности; рациональное утрачивает былое значение.
Наконец, современный человек испытывает дефицит свободы. Нынешний человек поверхностен, и свобода нужна ему внешняя. А внешней свободы у человека всегда было мало, сейчас ее особенно мало. Чтобы жить, человеку все время нужно зарабатывать деньги и тратить. Не имея сил изменить это устройство мира, человек имитирует свободу распоряжения собой, помещая татуировку на своё тело. Хотя на самом деле свобода приходит к нам изнутри.
Татуировки и женщины
Бросается в глаза и значительное увеличение числа женских татуировок. Сами женщины и девушки, нанося тату, чаще называют внешние причины. Кто-то говорит, что делает это для самовыражения, другие утверждают, что тату сделаны лишь потому, что «картинка понравилась». Но часто за тату стоит более глубинные смыслы.
Положение современного мужчины, в сущности, не изменилось по сравнению даже с первобытными людьми. Он как выходил на борьбу со средой, так делает это и сегодня. Среда изменилась, да. Но образ действий мужчины в целом сохраняется. С женщиной всё по-другому. Модель её мироздания претерпела катастрофические изменения. Современное общество требует от женщины жить по мужским законам, имитировать мужчину, физиологически и психологически не будучи им.
Отсюда — повышенное эмоциональное напряжение. Женщине приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы оставаться в рамках нового образа, не давая себе вернуться к прежней, традиционной модели. В эти усилия входят и тату: ими женщина «прибивает» себя к самодостаточности, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой по собственному усмотрению.
Как мужчины относятся к татуировкам на женском теле
Мужчины, с которыми я обсуждала эту тему, выражали свое мнение о татуированных женщинах исключительно в резкой форме. По практически единодушному мнению мужчин, татуировка является четким маркером доступности девушки, вызывает ассоциации с тюрьмой и однополой любовью.
И если какая-нибудь ласточка или бабочка заставляют всего лишь насторожиться, то детально проработанная инфернальная картина на предплечье, спине или бедре откровенно пугают. Кроме того, мужчины часто говорят, что женская татуировка воспринимается как «грязь» (и в прямом, и в переносном смысле). Большинство татуировок и вблизи, и вдали выглядят не более чем грязным пятном или кожное заболевание.
Однако мнение мужчины тут ничего не значит, поскольку, учитывая это мнение, женщина находилась бы в традиционной модели, от которой она как раз пытается отстроиться.
Татуировки и психическое здоровье
Некоторые психиатры связывают татуировки с различными душевными заболеваниями. По некоторым данным отечественных медиков, у лиц, наносящих татуировки, пограничное личностное расстройство диагностируется в 78% случаев.
В сюжетах татуировок людей с ПЛР часто отражается тематика смерти (кресты, черепа и т.п.). Связь татуировок с тягой к самоповреждению — саморазрушение-light — также является для специалистов общим местом.
Читайте также: Как победить страхи, которые мешают жить полноценной жизнью
Тату как социальный феномен
Современное общество нельзя назвать здоровым. Психическое здоровье возможно только в условиях внятной картины мира. Человек должен понимать своё место в мироздании, знать, зачем он живёт и как ему надлежит жить. Вот тогда у него будет крепкое душевное здоровье.
Беда современного общества – это потеря смыслов. Подлинные смыслы утрачиваются, а существование продолжается. Человек должен как-то удержаться, найти какие-то основания, позволяющие жить дальше. И он создаёт себе искусственные подпорки, убеждая себя, что достаточно просто быть таким, каков ты есть, или стать таким, каким тебе захотелось.
Самоутверждение заменяет смысл, а татуировка — один из способов самоутверждения. Однако она выступает как симптом. У людей, которые сделали себе татуировки, часто как раз не хватает опоры. Человек, стоящий на земле двумя ногами, татуировку делать не будет.
Имеет ли последствия для общества рост числа тех, у кого из-под ног выбита семантическая почва (смысл существования)? Безусловно, имеет. Последствия могут быть совершенно различными: от разрушения социума до построения тоталитарной системы.
Утрата смыслов может специально взращиваться. Человек без смыслов – это в своём роде идеальный глобальный человек, утративший корни, и потому его можно легко использовать наиболее удобным образом. С человеком, имеющим твёрдое основание, необходимо договариваться, а лишёнными основания можно манипулировать.
Тату и культурный аспект
Татуировки дикарей – кровавая печать клятвы верности родоплеменным и природным духам (в христианском миропонимании – бесам). Можно с уверенностью сказать, что большинство людей не думают о ритуалах, бесах и чем-то еще, нанося себе тату. Однако очевидно, что мода на тату связана с ослаблением традиционной культуры «больших» религий (христианства, ислама), которые выступают против татуировок. С помощью татуировки человек пытается заявить своё право на дополнительную степень свободы.
Татуировка присутствует в культурах, которые достаточно примитивны. На данный момент актуальна двухъярусная организации общества, когда часть социума (элита) живет в рамках сложной системы, а другой части человечества предоставлена свобода примитивной жизни. В наше время у людей есть выбор, но количество тех, кто выбирает примитивную культуру, растёт. Число татуировок — тоже.
Классическая культура, которая включала в себя заботу о чистоте души и тела, отмирает, уступая место культуре своеволия, где «хочу» преобладает над «надо». Норма всё чаще воспринимается как ненормальность. И если ситуация действительно дойдёт до полной индифферентности в отношении нормы, привычный нам мир сломается. Сегодня то и дело можно услышать, что это и является целью социального прогресса. А стало быть, подобный сценарий весьма вероятен.