— «Знаете, как нам ответили в школе, когда мы впервые привели Глеба и сказали, что у него дислексия? «У вас гениальный ребенок». На том и плывем» — рассказывает Мария Столярова. В месяц информирования о дислексии, Мария — мама Глеба с дислексией, поделилась, как они живут и справляются.
Что делать, если у вашего ребенка дислексия? Это самый частый вопрос, который мне задают с тех пор, как мы выяснили, что младший член нашей семьи, мой сын, дислексик. Отвечаю: жить дальше спокойно. И вот почему.
Мы живем в эпоху соцсетей, ИИ, телеграма — и, по идее, не должны испытывать трудностей в получении информации. Но в том, что касается дислексии, я попадаю сразу в каменный век. Существует масса заблуждений о том, что из себя представляет эта особенность мышления, потому что информированность общества крайне мала, несмотря на титанические усилия отдельных сообществ и ассоциаций по дислексии.
Среднестатистический родитель либо никогда об этом не слышал, либо плохо представляет, что это такое. «Люди, которые не могут читать? Не могут писать? Люди, у которых что-то там с мозгом не так? Дети, которым сложно учиться в школе?» — ради интереса, спросите у знакомых, что они знают о дислексии. И
поделитесь с нами ответами.
Естественно, когда родители узнают, что их ребенок — дислексик, большинство (и я в этом уверена на 100%) впадают в панику. Потому что страшно, непонятно и сложно, а куда с этим бежать неизвестно.
Отвечаю, куда бежать: к нейропсихологу. Это специалист, который проведет диагностику вашего ребенка с точки зрения наличия у него дислексичных признаков, составит портрет когнитивных особенностей и даст рекомендации, что делать дальше. И это половина вашего большого пути.
Читайте также: «ВСН БУТНД ХООРОШ»: рассказ мамы ребенка с дислексией
Как объяснить ребенку, что с ним не так? Это самая тонкая часть с психологической точки зрения, и ее тоже лучше пройти со специалистом. В нашем случае, нейропсихолог сначала объяснил мне, как работает голова у моего сына, а потом мы вместе общались с ребенком. Дислексики очень травмированы оскорблениями со стороны учителей и одноклассников, а часто и самих родителей, из-за медленного чтения или неграмотного письма, поэтому быстро закрываются и не идут на контакт. Успеваемость в школе падает из-за неуверенности в себе, а со временем школа вообще превращается в ад.
Ваша задача — создать положительное отношение ребенка к себе. Он не тупой, не больной, не дефектный. Он совершенно особенный и очень умный. При изучении дислексии, ученые-нейробиологи неизменно подтверждают факт наличия высоких интеллектуальных данных у таких людей. Чаще всего, у них изобретательский ум. Вспомним Томаса Эдисона, который до 15 лет не мог научиться нормально читать, а потом осветил весь мир в буквальном смысле слова.
Как помочь своему дислексику? Если вы прошли путь от диагностики до принятия факта дислекии всей семьей, то дальше начинается длинная дорога комплексной системной поддержки. Это только звучит сложно, на самом деле не так уж страшно. У вас будут занятия с нейропсихологом, дополнительные
упражнения дома и обычная школа. С последним может быть нелегко из-за низкого уровня осведомленности учителей и детей, но и это со временем наладится.
Например, моему сыну одноклассники в какой-то момент стали рисовать картинками то, что он не мог прочитать. Они реально помогали, и такая игра позволила наладить отношения с классом.
Дислексия прекрасно компенсируется. Дети читают, пишут, играют в театре, занимаются музыкой, решают математику, и в целом, ничем не отличаются от нейротипичных детей. Какие-то проявления останутся и во взрослой жизни, потому что это не диагноз, это не лечится, от дислексии невозможно избавиться, это просто ДРУГОЙ тип мышления.
Мы тоже прошли путь от полного отчаяния до полного принятия. И сегодня, когда я вижу, как мой сын читает по-русски, по-немецки и по-французски, я горжусь им до небес.
Мне нравится мысль специалиста-нейробиолога Марианны Вульф, которую она высказала в своей книге «Пруст и кальмар. Нейробиология чтения»: вероятно, дислексия — это альтернативная эволюционная модель мозга, когда у части индивидуумов развитие нейромаршрутов произошло другим путем, поэтому
дислексия часто передается по наследству. Но это всего лишь одна из версий. Над тем, как появилась дислексия, ученые по всему миру бьются до сих пор.
И, наконец, что делать? Любить своего ребенка со всеми его особенностями. Дать ему уверенность в себе, принимать его, помогать и поддерживать. От того, как ко всему относятся родители, зависит практически все в его дальнейшей жизни. Мы не похожи на наших родителей, мы и есть они.
Знаете, как нам ответили в школе, когда мы впервые привели Глеба и сказали, что у него дислексия? «У вас гениальный ребенок». На том и плывем.
Читайте также: Первый журнал о людях с дислекией и для людей с дислексией в Восточной Европе
Мария Столярова