Вы идете по улице и вдруг видите картину. В прикрепленном к ней письме от художника говорится, что она – ваша. Радостно, не правда ли? Белорусская художница Виктория Валюк уже больше года дарит свои работы в виде «послания в бутылке». Таким необычным способом она приобщает людей к искусству, а иностранцев знакомит с Беларусью. Ее подарки получили уже почти три десятка человек во всем мире. А некоторые картины к своему владельцу плыли сотни километров по морю. Мы поговорили с художницей о том, каково это – реализовывать такой проект – и быть художницей в наше время.
Художница Виктория Валюк принимала участие более чем в 70 выставках в различных странах мира. Ее работы дважды входили в «тренды недели» крупнейшей мировой веб-галереи Saatchi Art. Виктория – автор арт-тур-шоу «Артефакт», которое длится уже больше года.
– Виктория, как вы пришли к искусству?
– Жизнь можно представить в виде комнаты, где много дверей. Под влиянием людей или обстоятельств мы открываем какую-то из них. За ней – снова много дверей, и мы опять делаем выбор. И иногда эта дверь меняет привычный ход жизни. Нечто похожее случилось и со мной.
Несколько лет назад я организовала проект «Шашки – народная игра!» под эгидой общественной организации «Белорусская федерация шашек». Мы хотели популяризировать этот вид спорта: готовили конкурсы, записывали видеоуроки, проводили интервью со спортсменами.
Одной из таких активностей стала выставка картин, в которой я была куратором. Так я познакомилась с другими художниками и открыла для себя «дверь», за которой таился удивительный мир большого искусства. Он очаровал и увлек меня. С тех пор я – в этом мире, где пришлось много работать, учиться, практиковаться, экспериментировать.
– Как родилась идея создать арт-тур-шоу «Артефакт»?
– С приходом в жизнь COVID-19 встал вопрос: как проводить выставки в новых условиях? Творческие люди начали активно искать форматы. Концерты устраивались на балконах, спектакли и выставки перешли в онлайн.
В этих условиях и родилось арт-тур-шоу «Артефакт». Я решила оставлять миниатюрные работы в разных местах или отпускать в море в бутылках. Может, их отыщут сразу, а может, через много лет, – кто знает. В интернете мы пишем, в каком городе сейчас находится картина, но никаких ориентиров больше не даем. Часто люди находят артефакты случайно, просто проходя мимо. По правилам шоу те, кто находят артефакты, могут оставлять их себе совершенно безвозмездно.
– Почему проект называется «Артефакт» и как он стал международным?
– Когда я выбирала название, хотела, чтобы в нем отражалась суть. И получилось. Арт-тур-шоу – сочетание искусства, шоу и путешествия. А артефакт в переводе с латинского означает «искусственно сделанный».
Я создаю миниатюрные картины конкретно для этого проекта, в единственном экземпляре. Каждая из них приобретает статус артефакта, ей присваивается определенный номер. Работу кладу в стеклянную бутылку – это наиболее экологичный материал, который помогает картине уцелеть.
Первая бутылка с картиной была оставлена на суше, а следующую мы пустили в плавание по морю. Так проект приобрел международный масштаб. Мои миниатюры были оставлены в Тарту, Риге, Вильнюсе, Варшаве, Дубае, Калининграде и Москве, на трех островах – Барбадос, Тринидад и Сен-Мартен. Несколько были спрятаны, а затем и найдены в Беларуси, а некоторые продолжают плыть по течению, сброшенные в Карибское море в западном полушарии.
– Расскажите о рекордах в рамках проекта.
– Вместе с картиной в каждую бутылку я кладу записку, где пишу персональное сообщение новому обладателю артефакта и прошу поделиться со мной обстоятельствами находки. Так что об их судьбе так или иначе мы узнаем.
Рекорд поставила картина «Под розовым небом», которую мы спрятали в крайней точке Беларуси – на Витебщине. Ее нашла продавец местного магазина практически через пять минут! Еще один артефакт находился в свободном плавании 141 день. Он плыл по Карибскому морю от берегов острова Сен-Мартен и оказался в Атлантическом океане у полуострова Флорида (США), где и был найден американцами. Еще 6 артефактов плавают в мировом океане прямо сейчас. А вот картина «Грушевое настроение» была спрятана в Варшаве. Место проверялось – бутылки с картиной там нет, но нашедший ее человек так и не откликнулся.
– По какому принципу вы выбираете места для «потери» картин?
– Это происходит спонтанно. Когда появляется очередная «дверь», мы открываем ее, а дальше – дело случая. Хочется, чтобы артефакты добрались до разных уголков земли и попали в добрые руки, чтобы кусочки Беларуси находили свои места в разных странах.
У проекта есть цель – обратить внимание людей на искусство. Миссия арт-тур-шоу «Артефакт» – создавать дух игры и приключений, приносить радостные эмоции, способствовать культурным и социальным связям между людьми и народами.
Тот, кто находит заветную бутылку за рубежом, обязательно посмотрит, где находится Беларусь и что это за страна. А мы, когда оставляем артефакт в каком-то месте, знакомимся с ним ближе.
– На данный момент проект побывал в некоторых белорусских городах. Например, в Слониме, Волковыске и Добромысли. Планируете ли вы продолжать распространять свое творчество и дальше?
– Количество оставленных в белорусских городах артефактов будет расти. Хочется, чтобы люди улыбались и чувствовали себя счастливыми. А когда человек находит нечто ценное, такое как картину – маленькую деталь большого проекта, участником которого он невольно становится, так и происходит.
Появляется все больше людей, которые узнают о проекте и поддерживают его. Мне приятно, что круг людей, разделяющих миссию арт-тур-шоу «Артефакт», расширяется, в том числе и в нашей стране.
– Что помогает вам в реализации проекта?
– Сила воли, любовь к людям, вера в то, что этот проект приносит добро. Проект в самом начале своего пути. Люди, которым нравится арт-тур-шоу «Артефакт», присоединяются к нему по-разному: кто-то просто наблюдает за проектом, а кто-то участвует в культурном челлендже. Это своеобразный вызов, который позволяет испытать новые эмоции. Я счастлива, что могу разделить с участниками «Артефакта» эти волнующие ощущения.
Читайте также: «Дурочка, да люблю же я тебя». Разговор об одном из лучших акварелистов Дмитрие Суриновиче
– Чего, по вашему мнению, не хватает, чтобы популяризировать и развивать белорусское искусство?
– Не хватает перевода контента белорусских онлайн-СМИ на английский язык, мало телепередач об искусстве. При строительстве новых объектов можно создавать условия для экспонирования картин:– оформлять галерейные системы подвеса или специальные узкие полки. Уверена: чем больше возможностей у людей прикасаться к искусству, тем лучше для общества.
Хочется больше арт-фестивалей, выставок, в которых могут принимать участие как белорусские, так и иностранные художники. Было бы здорово увеличить количество пространств, где они могут работать совместно и реализовывать творческие задумки. Немаловажен рост благосостояния общества и вместе с тем количества людей, способных приобретать предметы искусства и таким образом поддерживать развитие творчества.
– Оставляя по миру свои современные артефакты из арт-тур-шоу «Артефакт» вы делаете хорошее дело.
– Если это будет теми ценными монетками в копилку добра на земле, я буду очень рада.
Сейчас в галерее отеля «Европа» в Минске проходит персональная выставка работ Виктории «Опера». Там представлено много ее лучших работ, в том числе картина «Радость неба», попавшая в «тренды недели» крупнейшей мировой веб-галереи Saatchi Art. Вход свободный.
Беседовала Вероника Пупкевич
Читайте нас в Telegram, Facebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.