То, что эмоции влияют на наше мышление, на наши реакции и поведение, – давно известный факт. Однако большинство людей «эмоционально неграмотны», то есть не способны определить и понять, каким образом их собственные эмоции и эмоции других людей влияют на то, что они думают и делают в данный момент. Наша культура и наше воспитание превратили эмоции в плохое слово.
Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Дэниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) – эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что управление собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Согласно определению Дэниела Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».
Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: наш успех определяется этим коэффициентом на 85% и только на 15% – с помощью IQ. Если мы не задумываемся об эмоциональной компетентности, то результаты нашей работы могут стать плачевными как для карьерного роста, так и для личной жизни.
Развитые навыки EQ позволяют нам рассматривать свои эмоции и эмоции других людей как ресурс и благодаря этому повышают эффективность в общении с окружающими людьми, с партнерами, подчиненными, клиентами, семьей; способствуют личностному развитию, продвижению по карьерной лестнице, креативности и продуктивности, улучшают здоровье, создают ощущение удовлетворенности и счастья. EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.
Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?
Ответ – в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает:
- возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их
- необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую мы можем действовать гораздо эффективнее. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию.
Интересно, что если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.
Методика Н. Холла для определения собственного уровня EQ
Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звездочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень вашего согласия с высказыванием.
Обозначения баллов:
Полностью не согласен (-3 балла).
В основном не согласен (-2 балла).
Отчасти не согласен (-1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
№ | Высказывание | Балл (степень согласия) | |||||
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | ||
1 | Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни. | ||||||
2 | Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни. | ||||||
3 | Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. | ||||||
4 | Я способен наблюдать изменение своих чувств. | ||||||
5 | Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. | ||||||
6 | Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. | ||||||
7 | Я слежу за тем, как я себя чувствую. | ||||||
8 | После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. | ||||||
9 | Я способен выслушивать проблемы других людей. | ||||||
10 | Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. | ||||||
11 | Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. | ||||||
12 | Я могу действовать успокаивающе на других людей. | ||||||
13 | Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. | ||||||
14 | Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. | ||||||
15 | Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. | ||||||
16 | Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. | ||||||
17 | Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. | ||||||
18 | Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. | ||||||
19 | Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». | ||||||
20 | Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. | ||||||
21 | Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. | ||||||
22 | Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. | ||||||
23 | Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. | ||||||
24 | Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. | ||||||
25 | Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. | ||||||
26 | Я способен улучшить настроение других людей. | ||||||
27 | Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. | ||||||
28 | Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. | ||||||
29 | Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. | ||||||
30 | Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. |
Ключ к методике Н. Холла на эмоциональный интеллект
Шкала «Самосознание» – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Самоконтроль» – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Управление отношениями» – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
- 14 и более – высокий.
- 8–13 – средний.
- 7 и менее – низкий.
Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта – сумма ответов на все вопросы с учетом доминирующего знака:
- 70 и более – высокий.
- 40–69 – средний.
- 39 и менее – низкий.
Итак, согласно тесту, основными «ингредиентами» эмоциональной компетентности являются:
- самосознание (self-awareness);
- самоконтроль (self-management);
- самомотивация (self-motivation)
- эмпатия (empathy);
- управление отношениями (relationship skills).
Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать собственные эмоции. Самосознание означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.
Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Если мы способны контролировать свои эмоции, мы адекватно ведем себя в общении с коллегами по работе и окружающими нас людьми, принимаем взвешенные, не подверженные эмоциональным влияниям решения, не испытываем дискомфорта в состоянии неопределенности. Самоконтроль означает не подавление, а выбор эмоции – из всех возможных вариантов реагирования на ту или иную ситуацию выбирать ту, которая заведомо приведет к ожидаемому результату.
Умение управлять своими эмоциями проявляется в следующем поведении: отходчивость, слушание, эмпатия, смелость, гибкость, вовлеченность. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется таким поведением: обвинение, защита, скованность, осуждение, отрешенность.
Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.
Управление отношениями включает в себя способность воодушевлять, вести за собой, содействовать изменениям, разрешать разногласия и конфликты. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.
Текст: Алена Сысоева, бизнес-тренер, коуч, эксперт по эмоциональному интеллекту, консалтинговая группа «Живое дело»