С помощью обоняния человек получает не более 2% информации об окружающем мире. Для сравнения, через зрение – 85%. Однако запахи играют куда большую роль в нашей жизни, чем мы думаем. Эти 2% часто определяют, какую эмоцию вы испытаете, какую вещь купите, какую позицию займете в переговорах и даже — какого избранника выберете.
Почему запахи меняют наше давление и при чем тут ландыши
Обоняние – одно из главных чувств в мире природы. Даже одноклеточные организмы используют запахи для ориентации в пространстве. Для наших предков обоняние играло огромную роль. По запаху они определяли опасность, “чуяли” врага, распозновали ядовитые растения и многое другое.
В современном мире обоняние лучше всего развито у новорожденных. Система обоняния формируется у ребенка еще в утробе матери – на сроке всего в 12 недель. Благодаря этому младенец узнает маму по запаху. Однако уже в первый год жизни обоняние теряется на 40-50%. С каждым годом способность различать запахи снижается. К 15 годам у человека атрофируется 8 обонятельных волокон, к тридцатилетию – 20, а к 80 годам – уже 73.
Но тем не менее, мы чувствуем запахи куда лучше, чем привыкли думать. Мы распознаем до 10 000 разных ароматов и даже в состоянии «идти по следу». В 2006 году было проведено исследование: испытуемые в наушниках и повязке на глазах должны были пройти по определенной тропе, ориентируясь исключительно по распыленному запаху. Они блестяще справились.
Обоняние – одно из самых быстрых чувств. Наш организм реагирует на запах даже быстрее, чем на боль. Причина в том, что у носа – прямая связь с мозгом. Обонятельные нервы подают сигналы из носа напрямую в мозг, без посредников. Кроме того, обонятельные рецепторы есть на коже и даже во внутренних органах.
Но самое интересное, запахи оказывают сильнейшее воздействие на наше состояние. Обонятельные импульсы попадают в те разделы мозга, которые влияют на температуру тела, желание есть, спать, пить, уровень сахара в крови, внимание, образное мышление. То есть запах влияет на работу всего организма и может ее перестроить.
Запахи могут повлиять на скорость работы сердца, повысить или понизить давление, наполнить человека энергией или, наоборот, вызвать непреодолимое желание поспать. Они способны улучшить нашу память, усилить концентрацию внимания.
Запахи способны даже лечить. Билолог Грейс Павлат обнаружила, что аромат ландыша, цикламена и сирени помогает мышечной ткани восстановиться. «Для нас было неожиданным открытием, что парфюмерия, которая продается в магазине, не только приятно пахнет, но и оказывает такой эффект!», – комментировала она свое открытие.
Да что говорить – аромату ландыша каждый из нас обязан жизнью. Ученые сильно удивились, когда заметили реакцию спермотазоидов на этот цветок. Оказалось, у спермотазоидов есть обонятельные рецепторы, которые помогают им найти яйцеклетку для оплодотворения. На ее аромат они и мчатся. А в ней есть те же химические соединения, что и в ландыше – то есть можно сказать, что она пахнет ландышем.
Почему ароматы управляют нашими эмоциями и при чем тут дизайнеры
Процесс обоняния и эмоций происходит в одном и том же отделе мозга – лимбической системе, которая отвечает за эмоции и поведение. Из-за этого тесного соседства запахи оказывают сильное влияние на наши эмоции, определяют мыслительную цепочку и поступки.
Влияние запахов на состояние человека использовали с древних времен – вспомните шаманов, которые подкрепляли свои ритуалы ароматической составляющей. Сейчас давно изучено, как тот или иной аромат влияет на человека, и эти знания активно используют маркетологи.
Американская Ассоциация Маркетологов выяснила, что привлекательные ароматы побуждают посетителей провести в помещении на 44% времени дольше. И взяла это на вооружение. Во многих европейских странах есть специальные дизайнеры, которые в прямом смысле создают ароматные букеты для тех или иных учреждений: ресторанов, отелей, магазинов. С помощью ароматов бренды делают свою продукцию более узнаваемой или создают определенные ассоциации.
Аромат лепестков розы способен сделать собеседника мягким и податливым, лаванда и миндаль дарят ощущение эйфории, успокаивают нервную систему. Эти ароматы порой разбрызгивают перед важными переговорами, а еще – в кабинетах стоматологов.
В Японии пошли еще дальше – во многих офисах по вентиляционной системе распространяют ароматы, которые помогают увеличить производительность сотрудников. Например, аромат кардомона поднимает тонус и улучшает настроение, а аромат грейпфрута помогает справиться со стрессом, успокоиться и даже возвращает давление в норму.
К аромату парфюма и дезодоранта не стоит относиться слишком легкомысленно – он может влиять на восприятие нас собеседником и даже на его поведение.
Итак, запахи вызывают разные эмоции. Но есть еще обратная связь. Во время разных эмоций человек пахнет по-разному. Пот труда и пот от секса по химическому составу отличаются. Пот человека, который бежит на помощь, отличается от пота убегающего преступника. Химик Джонатан Уильямс в 2016-м провел опыт в кинотетаре. Он обнаружил, что в момент драки на экране воздух наполнялся одним химическим составом, а значит, и запахом, а во время поцелуя – уже иначе.
Люди могут определять запахи, связанные с эмоциями. В 2000 году ученые выяснили, что мозг человека легко определяет запах страха. В 2020 – что мозг воспринимает как угрозу запах тех, кто недавно соревновался. В ответ на запахи организм и реагирует соответствующе: если человек “унюхал” агрессию или страх, организм придет в мобилизацию, а если наоборот – расслабится. Точно так же, не осознанно, но по запаху мы выбираем партнера.
Почему к партнеру нужно принюхиваться и при чем тут Пруст
Большинство животных выбирают друг друга по запаху – не исключение даже бабочки и рыбы. Все дело в феромонах. За восприятие феромонов у животных отвечает специальный орган в носу, который есть и у людей. Но у нас он не функционирует. Потому ученые до сих пор спорят, существуют ли человеческие феромоны.
Однако в том, что в сексуальной сфере запахи играют решающую роль, никто не сомневается. Люди с врожденной аносмией (потерей обоняния) чаще всего имеют проблемы в отношениях. У людей, потерявших обоняние после травмы головы, чаще, чем у здоровых людей, возникают депрессивные симптомы и проявляются они сильнее. При этом удовлетворенность сексуальной жизнью у таких людей ниже. Некоторые из тех, кто перенес не самые удачные операции на нос, теряли потенцию.
Секрет той самой любви с первого взгляда и химическом притяжении кроется в запахе! Нас тянет к другому человеку противоположного пола, потому что наш нос учуял идеального партнера для продолжения рода. У мужчины в такой момент увеличивается уровень тестостерона. У женщины растет уровень эстрагена, она становится восприимчивой к ухаживанию: у нее меняется взгляд, осанка, походка.
Нам нравится природный запах человека, гены которого сильно отличаются от наших. Дело в том, что у людей с разными генами – более здоровое потомство. И сексуальное притяжение между такими людьми сильнее. Пары, у которых гены отличаются сильнее, имеют самый высокий уровень сексуального удовлетворения и самый высокий уровень желания иметь детей. А те женатые люди, чьи гены более схожи, жалуются на неудовлетворенность в сексуальной жизни.
Если посмотреть с этой точки зрения, то видится логика в обычае некоторых африканских племен, где жена и муж выбирают друг друга только по запаху. Кстати, такой опыт решили перенять и американцы. В 2010 году в одной из арт-галерей Бруклина было проведено необычное мероприятие под названием “феромонная вечеринка”. Несколько десятков человек получали запечатанный пакет поношенной футболкой одного из присутствующих. Если запах открывшему нравился, с владельцем футболки можно было организовать свидание. Этот способ знакомства так понравился присутствующим, что вскоре его повторили жители Лос-Анджелеса и Лондона.
Исследование, в котором приняли участие почти 11 тысяч респондентов из 44 стран, показало, что для женщин запахи важнее, чем для мужчин. Женщины лучше распознают запахи, помнят их и при выборе партнера гораздо сильнее, чем мужчины, полагаются на свое обоняние.
Кроме того, по запаху женщины способны угадывать основные черты характер мужчины: отличат «мачо» и «хорошего отца», «лидера» от «склонного к подчинению». Так что ученые склоняются к тому, что существуют какие-то обонятельные маркеры мужской привлекательности. Однако если мужчина хочет нравится женщинам, крайне важно следить за гигиеной: запах несвежего пота женщин отталкивает.
Любопытно и то, что ароматы могут мгновенно вызывать яркие воспоминания и эмоции, пережитые когда-то. Например, аромат парфюма или дезодоранта первой любви навсегда впечатается в память. И если через 20-30 лет человек снова услышит его, то в течение 0,25 секунды вспомнит и свою первую любовь, и главное – переживет те эмоции, которые испытывал тогда, в юности.
То же самое происходит с ароматами городов, зданий и запахами из детства. В психологии это называется «якорением» или «эффектом Пруста». Не удивительно, что раньше так ценили надушенную перчатку или носовой платок любимой или любимого – чтобы пережить реальную бурю эмоций этого достаточно.
Запах каждого человека – уникален как отпечатки пальцев. Однако “ароматическое” восприятие каждого из нас складывается из разных компонентов. Это индивидуальный запах кожи и волос, запах шампуня, любимых духов, дезодоранта.
Важно выбирать правильный аромат: он влияет на восприятие нас и, как мы уже выяснили, на отношение к нам и эмоции. А в том, что каждый человек может безошибочно выбрать идеальный для него аромат сомнений нет – в одном из исследований ученые выяснили, что при выборе аромата косметики все решают… гены. От них зависит, какой аромат будет нравится человеку. Поэтому родственники часто выбирают похожие ароматы.
Материал подготовлен совместно с брендом AXE.
Купить продукцию компании можно во многих магазинах вашего города.