Журнал
Алфавит Культура

Алфавит Светланы Улановской: «Ясность – синоним прозрачности и честности»

Светлана Улановская

Светлана Улановская — балетный и танцевальный критик. Рассказывает, какие ассоциации — «балетные» , книжные и не только — у нее вызывают разные буквы. Ее увлеченность балетным искусством покоряет. В Светлане есть некоторая робость, но при этом чувствуется сила, способность все взять в свои руки и довести дело до конца, за простотой скрывается многогранная, яркая (в прямом смысле этого слова!) личность.


Б – балет

Есть классический балет и современный. Современный восходит к началу ХХ века, к первым постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Кстати, в 2019 году во всем мире праздновалось 110-летие балетных сезонов.

Возникновение современного балета связано прежде всего с постановками Вацлава Нижинского. Например, его «Весна священная» (1913 год) стала первым авангардным балетом в истории мирового балетного театра.

Тем не менее современный балет не потеснил классический. Классическая постановка всегда будет привлекать публику, поскольку она показывает своего рода эстетический императив. Мы видим идеализированные отношения между героями, благородные характеры – если герой совершает проступок, то потом в этом раскаивается и стремится искупить свою вину. Не случайно Иосиф Бродский в стихотворении-посвящении Михаилу Барышникову писал: «Классический балет есть замок красоты…»

ДДягилев Сергей

Я очень люблю начало ХХ века в истории мирового искусства. Скупаю разнообразную литературу о «Русских сезонах». К сожалению, на русском языке литературы о деятелях «Русского балета Дягилева» не так много. Многие хореографы и танцовщики этой труппы уехали за рубеж, и их деятельность вошла в историю других стран. Так, к примеру, в русской балетоведческой литературе есть только одна монография о Вацлаве Нижинском, написанная историком балета Верой Красовской.

Многие новации современных хореографов уже были сделаны постановщиками «Русского балета Дягилева». Мировые хореографы говорят о влиянии дягилевского балета. Среди них – известный французский хореограф Анжелен Прельжокаж, который два года назад привозил в Минск свой спектакль «Фреска.

Картина на стене» в рамках фестиваля «Теарт». Он создает авторские интерпретации балетов, которые были поставлены в труппе Сергея Дягилева. Это и Джон Ноймайер, посвятивший несколько балетов Вацлаву Нижинскому и собравший огромную коллекцию экспонатов, связанных с деятельностью балетной антрепризы Дягилева.

ЕЕлизарьев Валентин

Никогда не предполагала, что сменю свою профессиональную деятельность кардинальным образом, поскольку я по своему первоначальному образованию – музыкант. Окончила училище как скрипач и дирижер оркестра и думала свою жизнь связать с исследованием музыки.

Во время поступления в БГУКИ увидела «Кармен» Валентина Елизарьева, и для меня это стало настоящим потрясением. До этого балет казался мне слишком условным искусством и вызывал интерес только с точки зрения музыки.

Я поняла, что балет может быть современным, актуальным, может транслировать мысль, которая волнует «здесь и сейчас», более того, увидела свободную, нестандартную трактовку известного в мире искусства сюжета. Это меня настолько впечатлило, что я решила сменить профессию.

Узнала о кафедре белорусской и мировой художественной культуры, где можно изучать искусство во всем разнообразии видов. Таким образом поняла, что могу проявить свою страсть к чтению, исследованию балета, изучению искусства.

И – имидж

Я не тот человек, которого заботит внешний образ. При выборе одежды руководствуюсь первой реакцией. У меня нет любви к определенному стилю или цветовой палитре.

Что касается цвета волос, то к нему настолько привыкла, что он не кажется мне ярким. В детстве были длинные волосы пепельного оттенка, затем – каре. После окончания университета познакомилась с начинающим стилистом и парикмахером Мариной Дадьковой, которой нужны были добровольцы для сдачи экзамена.

А мне так хотелось изменить прическу! Она ассоциировалась у меня с чем-то закрытым, скучным и «человеком-футляром». Волос было не жалко – хоть налысо! Моя реакция на окончательный образ – шок. Но в итоге короткая стрижка понравилась, и я поняла, что отращивать волосы не буду никогда.

То же самое и с цветом: с тех пор цветовую палитру не меняла. Первое время было страшно приходить на работу. Тогда я работала в хореографической школе, играла как музыкант в нескольких ансамблях. Помню, захожу на репетицию, и все перестают играть и петь. И руководительница кричит на весь зал: «Света, голова – супер!», и после этого я перестала стесняться и бояться.

К – книги

Книги – моя большая страсть в жизни. Собираю внушительную библиотеку. Наверное, моя балетная библиотека одна из самых больших в Беларуси. Специально езжу за литературой в Москву и Санкт-Петербург. Покупаю книги о танце на родных языках, а также – на английском и польском. Недавно была на стажировке в Санкт-Петербурге, привезла еще 22 книги.

Мой отец был книголюбом. Он читал разную литературу, в основном – художественную. На тех авторов, которые ему нравились, покупал подписку. Так, в нашей домашней библиотеке было полное собрание сочинений Булгакова, произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, книги историков, например, Ключевского. Все эти произведения я прочла еще до школьной программы. Они не вызвали у меня никакого отторжения, не казались скучными.

На данный момент читаю в основном специализированную литературу – о музыке, в том числе и современной, о творчестве композиторов, хореографии. Если говорить о писателях, то я все так же люблю классику.

Никогда не предполагала, что буду писать, а для этого нужно владеть мастерством слова. Чтение хорошей литературы обогащает собственный стиль, поэтому с удовольствием перечитываю и Толстого, и Тургенева. Также люблю Маркеса, Харпер Ли, Стругацких, Петра Вайля, Гессе.

Что нужно читать, чтобы разбираться в балете и хореографии

Чурко Ю. М. «Белорусский балетный театр», «Белорусский хореографический фольклор», «Линия, уходящая в бесконечность» (о современном танце)

Монография российского балетоведа Е. Я. Суриц о танцовщике и хореографе «Русских сезонов» Леониде Мясине, «Балет и танец в Америке», «Хореографическое искусство 20-х годов».

Труды историка балета В. М. Красовской – фундаментальное исследование, четырехтомник «Западноевропейский балетный театр. Очерки истории», «Русский балетный театр».

Гарафола Л. «Русский балет Дягилева». Кропотливый труд американского исследователя – наиболее полноценное издание о дягилевском балете, опубликованное на русском языке.

Гаевский В. «Дивертисмент. Судьбы классического балета» – самая поэтичная книга о балете, благодаря которой вы полюбите танцевальное искусство еще больше!

Л – лидер

В деятельности независимых театров очень важна роль лидера – человека, способного предложить новый взгляд и новый язык, сплотить вокруг себя творческую команду для решения разнообразных художественных задач.

Среди независимых театров Беларуси таким лидером для меня является Вячеслав Иноземцев – основатель и художественный руководитель пластического театра «ИнЖест» (до 2001 года – «Жест»). Его постановки всегда современны по своему содержанию и художественным приемам. Спектакли «ИнЖеста» – это синтез пантомимы, японского танца буто, буффонады, карнавального действа, оригинальной, специально написанной для постановки музыки.

Сегодня это единственный коллектив из поколения экспериментальных студийных театров Беларуси 1980-х, который продолжает свою деятельность. Во многом такая ситуация была обусловлена непростыми материальными условиями, отсутствием официального признания и соответствующей поддержки.

Х – характер

Характер меняется на протяжении всей жизни. У меня сильный тип личности. Но это не синоним лидера. Не люблю конфликтные ситуации, стараюсь их не провоцировать. На мой характер влияют профессиональная деятельность, общение со студентами и коллегами. Есть люди, после встречи с которыми я становлюсь в какой-то степени другим человеком, за что очень благодарна им.

По сравнению с подростковым возрастом характер сильно изменился: от интровертного меланхолика до более общительного, жизнерадостного сангвиника. Искусство, безусловно, влияет на характер, на образ мыслей. В музыке и балете находишь некий идеальный императив – качества, которые задают высокую планку в жизни, ориентир, которому хочется следовать.

ЦЦискаридзе Николай

Талантливый танцовщик, деятель балетного театра России, педагог, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Наблюдаю диаметрально противоположное отношение к его деятельности: либо негативное, либо восхищение. Но это говорит о том, что Николай Цискаридзе – яркая личность.

Я уважаю Цискаридзе как профессионала. Наслаждаюсь его грамотной, демонстрирующей широкий художественный кругозор речью. Он говорит без помощи бумажки и обладает таким красноречием, что его голос можно слушать в качестве аудиокниги.

Кроме того, у Николая самая большая балетная библиотека в Санкт-Петербурге, он также является увлеченным коллекционером: собрал богатейшую коллекцию балетных раритетов, отдельные из них он передает в дар музеям.

Рада, что при нем в академии наладилось книгоиздательство. Сегодня там публикуется уникальная балетная литература с архивными фотографиями, снимками его личной коллекции, текстами крупнейших исследователей, нередко дается свежий, новый взгляд на привычные события истории балета, которые не переосмыслялись с советских времен.

Ч – чувство

Так называется дневник Вацлава Нижинского. Он был опубликован в сокращенном виде, так как отдельные, слишком откровенные, рискованные страницы жена Нижинского Ромола посчитала недопустимыми для печати.

Но даже опубликованное в процессе чтения вызывает сильное впечатление или даже психологическое потрясение. Очень сложно читать этот дневник, поскольку он фиксирует хронику угасающего сознания артиста. Вацлав писал его в период тяжелого психологического заболевания, и навязчивые идеи, мучительные воспоминания дневника крупным планом демонстрируют это состояние.

Как известно, Нижинский практически 30 лет своей жизни провел в психиатрической лечебнице. В дневнике есть страницы, похожие на поток сознания. Есть места, читать которые больно – он открыто пишет о тех постоянных тревогах, фобиях, которые преследуют его. Есть образ Черного человека. Это Сергей Дягилев, с которым у него сложились драматичные отношения.

Есть потрясающие, ясные мысли, откровения, которые сразу же впечатываются в сознание. Я неоднократно вспоминаю цитату: «Меня не надо думать. Меня надо чувствовать, а через чувство понимать».

И таких людей – чувствующих и понимающих Нижинского – было очень мало. Это прежде всего его сестра Бронислава, которой он доверял, делился творческими замыслами спектаклей, также Мари Рамбер – танцовщица, хореограф, педагог. Она впоследствии стала одной из основательниц английского национального балета.

Это был очень ограниченный круг друзей. Всю жизнь Вацлава сопровождала проблема понимания с другими людьми. Это касалось и его новаторских спектаклей.

Я – ясность

Ясность – это то, к чему стремлюсь в отношениях с окружающими людьми. Это не означает нечто однозначное, плоское, одноцветное. Ясность – синоним прозрачности и честности. Стремлюсь к этому в своих текстах, в коммуникации с людьми, в восприятии самой себя.

Мне не нравятся вещи, которые мешают ясности. От некоторых стараюсь избавиться или уже избавилась в своей жизни. Например, чувство обиды, которое мешает объективности, в честности в восприятии себя и другого человека.

Беседовала Ольга Ропот

Related posts

Основательница интеллектуального клуба «Факультатив» Татьяна Пушко: «Мы следуем принципу сделать интеллектуальное интересным»

Город Женщин

Работа белорусской художницы снова в трендах недели международной веб-галереи Saatchi Art

Город Женщин

Алфавит белорусской группы VAL: «Любовь соединяет людей»

Город Женщин

Оставить комментарий