Pravda-serdtse-min-1

Сердце, ты просто космос!

Исследуем «новые миры» нашего здоровья

♥ как выглядит инфаркт

♥ риски для молодых

♥ вселенная сердца в книгах и фильмах

♥ на орбите модных образов

♥ удивительные факты о сердце

♥ черные дыры обследования

♥ астероиды психики

♥ сигнал SOS

Полет к сердцу!

Интервью с к

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

Звезда белорусского балета Людмила Бржозовская отмечает 75-летие

Она пришла в белорусский Большой театр в 1960-х и блистала на его сцене до конца 1980-х. Талант, утонченная и одухотворенная красота этой женщины вдохновляли художников, поэтов, журналистов, критиков и, конечно же, зрителей, которые помнят ее выступления до сих.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

Истоки мечты

Людмила Бржозовская родилась в семье известного белорусского художника. Выпускник Витебского художественного техникума Генрих Бржозовский и студентка Минского медицинского техникума Татьяна Савич познакомились в 1930-х, а во время Великой Отечественной войны вместе были в партизанском отряде. После войны в их семье  родились две дочери.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

Генрих Бржозовский

Людмила Бржозовская рассказывает: «Отец был очень добрым и утонченным человеком, очень любил природу, поэтому многие его работы — удивительно красивые пейзажи. А моя мама, несмотря на то, что по профессии она врач — до войны мечтала о балете. Мы жили в двухэтажном доме на улице Сторожевской недалеко от театра оперы и балета, в нашем дворике была и папина мастерская. В этом же доме нашими соседями были известные художники — Константин Михайлович Космачев, Анатолий Демьянович Шибнев. Я и сестра дружили с их детьми и часто бывали у них в гостях, в мастерских, рассматривали картины. Это все развивало в нас мечты — особых игрушек у нас не было, зато мы устраивали во дворе «театр», делали спектакли».

Годы учебы

А рядом был настоящий театр, в котором в те годы находилось и хореографическое училище, куда позже поступила юная Бржозовская.  Первым педагогом будущей звезды белорусского балета была Валентина Дудко, приехавшая в Минск из Петербурга, а на второй год обучения Людмила начала заниматься у легендарной Нины Млодзинской. «В юности Нина Федоровна была ученицей Агриппины Вагановой и сидела за партой с Георгием Баланчивадзе (Джордж Баланчин — прим. Ред.)», — рассказывает Людмила Генриховна. — Млодзинская считалась чуть ли не первой красавицей Петербурга и даже снялась в фильме «Декабристы». Когда началась война, Нина Федоровна уехала в Свердловск, а потом в Минск: после войны формировались труппа театра, поэтому многих артистов прислали сюда.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

Нина Федоровна привила нам тонкое восприятие музыки и танца, и дыхания в движении, заложила в нас поэтическую основу. Она была человеком верующим и ее мама тоже. Она, пожалуй, первая открыла мне глаза на мир природы — часто говорила, что все прекрасное надо брать именно из природы. Она умела работать с детьми. Я бесконечно благодарна ей.

А дальше я встретилась с Ириной Николаевной Савельевой. Она тоже окончила Вагановскую академию. Ирина Николаевна давала нам хорошую школу. Она сама танцевала на сцене театра, я помню ее первое выступление в роли Авроры, как она волновалась и как роскошно исполнила партию».

Театральный дебют

Людмила окончила Минское хореографического училище, и в 1966 году была принята на службу в театр. В те годы в белорусском Большом как раз происходила смена поколений, покинули сцену или завершали карьеру звезды балета, которые стояли у основания театра оперы и балета в Минске или пришли служить в него сразу после войны. «В те годы в театре было много интересных и разных балерин: Алевтина Корзенкова, Нина Давыденко, Клара Малышева, Лидия Ряженова, Бася Карпилова», — вспоминает Бржозовская. — «Было у кого поучиться — они все приехали, кто из Москвы, кто из Ленинграда. Каждая была индивидуальностью. Великолепной парой были Семен Дречин и Александра Николаева. Дречина помню еще с училища, он меня поразил в «Корсаре» — он был фантастически красив в роли Конрада. С Александрой Николаевой я также встретилась еще в хореографическом училище — она поставила «Танец амуров», где я танцевала первое в своей жизни соло».

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

«Дон Кихот»

Первым спектаклем в театре, в котором приняла участие Людмила Бржозовская, был премьерный балет «Пер Гюнт» в постановке Отара Дадишкилиани. Вчерашняя выпускница исполнила в этом спектакле главную партию. «Это была сложная драматическая, но интересная роль», — вспоминает балерина, — «где артистка должна изображать и молоденькую девушку, и старушку — Сольвейг, ждавшую всю жизнь своего Пэра.

Я проработала три года — станцевала также «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетту», а потом в театр после училища пришел  Юрий Троян. Его дебютом стала главная партия в «Избраннице» Евгения Глебова, потом Ромео, а затем мы поехали на стажировку в Ленинград в Кировский театр».

Петербургская и московская школа балета

В Кировском (ныне Мариинском театре) молодая балерина занималась в классе у народной артистки СССР Натальи Дудинской, (ученицы Вагановой), а Юрий Троян — у Александра Ивановича Пушкина (педагога Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева).

«Класс, который давала Дудинская», — рассказывает Людмила Бржозовская, — «был очень сложный, я целый месяц привыкала к покату, к безумно сложному станку. В Ленинграде, в Кировском театре тогда стажировались такие известные балерины, как Малика Сабирова, Ева Евдокимова, в расцвете была Габриэла Комлева, на станке передо мною стояла Наталья Макарова. «Лебединое озеро», которое репетировали с Натальей Дудинской и Константином Сергеевым, Юрий Троян и я исполнили на сцене Кировского.

Мы там были всего лишь четыре месяца, но присутствовать на репетициях и слышать замечания, которые делает Дудинская, работая с Комлевой над «Баядеркой» или же побывать на репетициях «Спящей красавицы» у Ирины Колпаковой — это уже огромная школа. Мы еще не все достаточно понимали, но старались все воспринять. Мне очень нравилось восхищаться и влюбляться в балерину, видеть то прекрасное поколение учениц Вагановой и понимать, что каждая из них — бриллиантик».

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

«Тристан и Изольда»

Балерина шлифуется как алмаз — чем больше спектаклей разных балетмейстеров, хореографов, чем больше она танцует и модерн и классику — тем совершеннее танцовщица. В то время в белорусский театр приезжало немало западных танцовщиков — чуть ли не каждые три месяца гастролировали пары из Швеции, из Франции, из Англии.

«И мы могли ездить на спектакли в различные театры страны», — рассказывает Людмила Генриховна, — «билеты были дешевые — в Большой, в Кировский. Я там увидела впервые Наталью Бессмертнову в «Жизели», которая меня поразила, Людмилу Семеняка в «Спящей красавице» и «Лебедином озере».

Танцуя свои партии, эмоции из жизни я не использовала, использовала, скорее всего, восхищение балериной — например Галиной Улановой. Она создала роскошный образ Жизели, лучше я не видела, правдивее, смелее, интереснее. Второй акт я видела в исполнении многих изумительных балерин — например кубинки Алисии Алонсо, француженки Клер Мотт и ее партнера Аттилио Лабиса. Обожала Майю Плисецкую. Была у нее на репетициях, на ее спектаклях. Ее «Раймонда» великолепна, ее руки в «Лебедином…», ее прыжки в «Бахчисарайском фонтане», в Дон Кихоте — это страстность, это сила, это мощь…»

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

«Бахчисарайский фонтан»

Первые гастроли

В первые годы работы в театре Бржозовская также встретилась с балетмейстерами Ниной Стуколкиной и Алексеем Андреевым. Они поставили в Минске «Раймонду» и другие спектакли. Людмила Генриховна вспоминает: «Нина Стуколкина репетировала со мной «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихота», «Вальпургиеву ночь» и очень много мне дала, потому что она была и роскошным мастером сцены и прекрасным балетмейстером. С Андреевым мы впервые в жизни выехали за границу. Я танцевала «Лебединое озеро» и «Спартака» в постановке Дадишкилиани в Финляндии. Поехали пять человек — мы с Трояном, Клара Малышева с Евгением Павловичем и Михаил Грищенко.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

«Лебединое озеро»

Как раз перед нами в Хельсинки танцевала «Жизель» ведущая балерина из «Гранд Опера», и все сердца были направлены к ней. Поэтому, когда мы пришли на первую репетицию с труппой, артисты холодно на нас смотрели, но как только зазвучала музыка и мы стали танцевать — финны оживились и заулыбались, а после многие из них стали нашими друзьями.

На «Лебедином…» занавес открывался восемь раз, публика аплодировала и даже топала ногами. В конце спектакля, когда мы вышли на поклон, мне преподнесли два букета — белых и черных роз, как символ белого лебедя и черного лебедя. Была очень хорошая пресса — много рецензий. Потом финны приезжали в Минск и танцевали у нас. Это были самые первые мои гастроли — такие ответственные».

Валентин Елизарьев

В 1973 году главным балетмейстером белорусского Большого театра стал молодой хореограф Валентин Елизарьев. Первая постановка, которую он осуществил в Минске — балет «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина. «Мы видели немало спектаклей «Кармен»: и с Майей Плисецкой, и спектакль Ролана Пети, и постановки других хореографов», — продолжает Людмила Бржозовская, —  «и не представляли, какая Кармен будет у нас, но когда мы увидели декорации художника Евгения Лысика, когда мы вышли на сцену — огромную, открытую — это бесконечное пространство, почти космос и души, и тела, и мысли — мы были поражены.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

Но самое главное — это хореография Валентина Николаевича  Елизарьева, которая, как кружева, сделана на каждую ноточку, на каждый нюанс музыки, это было настолько интересно — спектакль был и современным и классическим. И, конечно, все его последующие спектакли — это спектакли большого мастера. Сегодня же спектакли Елизарьева можно назвать классикой, потому что они выдержали все испытания».

Страны и люди

В 1970-х Людмила Бржозовская и ее супруг Юрий Троян с другими танцовщиками белорусского Большого театра часто выезжали на гастроли за границу. Уникальные поездки организовывала Наталья Садовская.  известный театральный критик и организатор гастрольной деятельности. С ней белорусские артисты объездили  страны Востока, побывали в Индии,  Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре, Иордании, Сирии.

«Она приглашала в команду ведущих солистов из крупнейших театров Советского Союза», — вспоминает Людмила Бржозовская, — «из московского Большого театра — Николая Федорова и Валентину Козлову, из Прибалтики — Тийта Хярма с его партнершей,  из Беларуси — меня, Юрия Трояна, Виктора Саркисяна, Ольгу Лаппо, потом Владимира Комкова, а также солистов из Новосибирска, Киева, Ташкента, Алма-Аты. Наталья Михайловна, человек очень высокой культуры, великолепно знающий искусство, живопись и архитектуру, где бы мы ни были — подсказывала самые интересные музеи и исторические места. Мы добрались до Гималаев, до мест, где Николай Рерих писал свои знаменитые пейзажи. Мы были первыми русскими, которые посетили фестиваль в Кулу, где представили «Шопениану» и концертное отделение. Там мы встретились со Святославом Рерихом, побывали у него в мастерской, он познакомил нас со своей женой —  внучкой Рабиндраната Тагора. Святослав Рерих показывал свои работы и говорил, что надо кричать о том, что природа, к сожалению, гибнет от цивилизации. Он свою жизнь и свои работы посвящал этому.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

«Сотворение мира»

Мы также объездили всю Европу, даже по несколько раз. Однажды с Юрием Трояном были приглашены на известный кинофестиваль в Риме, и там, на сцене, встретились со многими звездами западного кино. Рядом со мной на репетиции сидел Альберто Сорди. Он поинтересовался, кого мы танцуем. Я ответила: «Адама и Еву». Как человек с юмором, он спросил, натуральные ли у нас костюмы, пришлось ответить — нет, синтетические. Мы танцевали на концерте, где вручали призы фестиваля. Ведущими были Моника Витти и Джульетта Мазина. После выступления ко мне подошел мужчина, преподнес духи в двух коробочках и сказал: «Это вам, а это вашему Адаму». И ушел. В это время ко мне подбегает моя «одевальщица», машет руками и кричит: «Франко Дзеффирелли». Сам Франко Дзеффирелли! А я его не узнала и, поблагодарив, лишь слегка ему улыбнулась. А духи долго хранились как память.

После концерта была прогулка по ночному Риму. Колонна Трояна — первое место, куда мы двинулись, и Колизей, и эти бесконечно роскошные площади, и собор, где собраны скульптуры Микеланджело. После посещения Колизея «Спартака» начинаешь танцевать по-другому. Конечно, эти впечатления помогали и на сцене и даже сейчас, когда я работаю с нашими молодыми актерами».

Звезда и педагог

Народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская с 1966 по 1988 годы исполнила на сцене Большого театра Беларуси ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Спартак», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель», «Шопениана» и др. Знаменитая балерина была первой исполнительницей партий Кармен, Евы, Неле, Фригии, Маши, Возлюбленной в спектаклях «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», созданных на белорусской сцене Валентином Елизарьевым.

Портреты Людмилы Бржозовской писали известные художники —  конечно же, ее отец Генрих Францевич, а также Александр Шестаков, Борис Заборов, Александр Исачев, Отари Кандауров и другие.

Людмила Бржозовская, журнал "Город женщин"

«Спартак»

Людмила Генриховна завершила танцевальную карьеру в 1988 году. После этого она преподавала в хореографическом колледже, белорусских Академии музыки и Академии искусств. Но с театром не рассталась, сегодня она работает педагогом-репетитором, передает свои знания и опыт молодым артистам. В числе учениц Людмилы Генриховны — народные артистки Беларуси Ольга Гайко, Ирина Еромкина, Людмила Кудрявцева, заслуженные артистки Республики Беларусь Марина Вежновец, Людмила Хитрова, молодые звезды белорусского балета Яна Штангей, Александра Чижик, Людмила Уланцева.

«Я ушла со сцены через несколько лет после рождения сына. Выйдя на пенсию, я некоторое время работала в хореографическом училище, преподавала в театральном институте и консерватории, — делится Людмила Генриховна. — Сейчас работаю педагогом-репетитором в театре. Сегодня очень много интересной молодежи. Я смотрю на них и радуюсь, что у нашего балета достойное будущее».

Текст: Ольга Савицкая 

Читайте также: Ольга Гайко: «Полагаюсь только на то, что проверено временем»

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *