Стилист Юлия Иванова всегда в фокусе внимания СМИ, деятелей модной индустрии и творческой богемы. Ее образы цепляют взгляд и являются образцом интеллектуальной моды. Работы Юлии завораживают и открывают новые видения в разрезе fashion, а ее выход в розовых ботфортах не обсуждал только ленивый. О съемках, стилистическом векторе и брендах читайте в этом интервью.
– Является ли мода искусством?
– Мода – комплексный продукт искусства и бизнеса. Арт-составляющая большая, но при этом мода в первую очередь – бизнес.
– Почему вы решили связать свою жизнь с модой? Как пришли к работе стилистом?
– Модой я интересовалась всегда, однако эта область не входила в сферу профессиональных интересов. К работе стилистом пришла благодаря двум людям: Юле Гилевич – моей близкой подруге, дизайнеру бренда Fur Garden, и Тане Кейзеровой – шеф-редактору ресурса Salon375.by. Началось все с советов в стилизации съемок, а дальше сработало сарафанное радио: если твоему вкусу доверяют, появляются новые предложения.
– Нужно ли стилисту профильное образование?
– Однозначно нужно. И важно понимать, в каком разрезе стилист планирует осуществлять профессиональную деятельность. Я занимаюсь стилизацией fashion-съемок, меня привлекает это направление. Многие работают с частными клиентами: составление гардероба, персональный шопинг. Для этого обязательно необходима база: от изучения типа фигуры до колористики. Поэтому художественное образование – всегда плюс.
Я посещала мастер-классы стилистов и училась в Москве в Rebel School (образовательный проект в области моды, стиля, журналистики и фотографии. – Прим. ред.), где стала лучшей студенткой курса, а вообще по образованию я юрист и логист.
– Юля, вы читаете много литературы, связанной с модой. Как книги влияют на вашу работу?
– Я в принципе люблю читать, для меня книга – привычный предмет повседневности, не представляю себя без нее. Я не просто читаю, но еще и коллекционирую альбомы с работами известных фотографов и дизайнеров – это мой источник вдохновения номер один. Любовь к книгам привила бабушка – она была филологом, учителем русского языка.
Чтение для человека необходимо, потому что книга создает почву для воображения. Люди, которые не читают и не смотрят, не могут быть глубокими и образованными сполна. И это касается любой сферы деятельности.
– Какая ваша любимая книга?
– Из профессиональной литературы – «О фотографии» Сьюзен Сонтаг. Из последних зацепила книга «Дресс-код» автора Мари Гринде Арнтцен. Она маленькая, легко читается. В ней затронута тема консьюмеризма, мотивов покупки новой одежды и отношения к ней.
– С какими трудностями сталкивается стилист в Беларуси?
– В первую очередь – с ограниченным ассортиментом одежды. Я очень благодарна магазинам и дизайнерам, которые открыты к сотрудничеству, – это возможность работать с одеждой мировых брендов и лучших белорусских дизайнеров. Но даже этого бывает недостаточно. Весомую роль играет фактор высокой ответственности за вещи, то же самое относится и к обуви. Например, в Москве одежду для съемок предоставляют шоу-румы.
Представители лояльно относятся к изделиям, потому что они не для продажи. В Минске ситуация обстоит по-другому: вещи, которые участвуют в fashion-съемках, продаются, поэтому внимательно нужно следить за их сохранностью. Также к трудностям можно отнести поиск локаций. Минск – прекрасный город, но найти интересные места сложно. В силу территориальной и архитектурной ограниченности некоторые идеи иногда остаются нереализованными.
– Вы когда-нибудь задействовали вещи из собственного гардероба в съемках?
– Да, иногда. Особенно до личной эксплуатации новой вещи! (Смеется.) Если эта вещь актуальна и отвечает тенденциям сезона, ее сначала хочется задействовать в съемке, а потом носить самой.
– Как вы охарактеризуете собственный стиль в одежде? Есть какой-то определенный вектор?
– Интеллектуальный минимализм. Я не люблю избыточное украшательство, достаточно аскетична в аксессуарах и цветовой палитре, хотя яркие вещи присутствуют в моем гардеробе.
– …и сразу вспоминается шикарный образ с розовыми ботфортами Balenciaga, в которых вы были на прошлой Белорусской неделе моды.
– Да, тогда я удивила многих! Нам иногда нужно быть смелее в своих проявлениях. Это всего лишь одежда. Как сказала Карин Ройтфельд: «Мы не работаем в больнице, мы решаем всего лишь вопрос, какой длины юбку лучше надеть».
– Ваш образ – отражение внутреннего мира или вынужденное профессиональное амплуа?
– Мой образ – это продолжение меня. Предпочитаю соблюдать баланс и гармонию между внешностью и внутренним миром. Люблю, когда в людях это органично.
– Как-то в интервью вы говорили, что любите, когда взгляд цепляется за детали. Каким именно деталям уделяете внимание?
– Для меня форма и фактура – главные факторы. Люблю, когда все совершенно, начиная от внутреннего шва, заканчивая отделкой пуговицы. Это не аксессуары, а детали.
– Согласны с тем, что наличие брендовой вещи в гардеробе может рассказать о человеке больше, чем он сам о себе?
– Не хотелось бы, чтобы так происходило. Человек должен сам о себе рассказать, но бренд, безусловно, задает определенное направление в восприятии личности. Между девушкой Dolce & Gabbana и Yohji Yamamoto – огромная разница. Судя по выбору, можно догадаться, чего ожидать от человека.
– Какой бренд ближе всего по духу?
– Celine. Это высочайшее качество, внимание к деталям и нескучный минимализм. Здесь превалирует лаконичное заигрывание с мужской темой без избыточности и лишнего украшательства.
– По каким критериям вы оцениваете коммерчески успешную коллекцию: для себя лично и для работы?
– Для меня коммерчески успешными являются коллекции, которые задают тренды. Всегда есть хедлайнеры в авангардном ключе с необычными вещами, которые вызывают желание их приобрести, – это мнение с позиции стилиста. Как потребитель на данный момент я пересыщена и тяготею к минимализму.
– В конце октября прошла BFW, по какому принципу вы выбираете показы must-have к посещению?
– Для меня ни один показ не может пройти зря: всегда нахожу нюансы, которые пригодятся в дальнейшем, и завожу новые знакомства. К счастью, Belarus Fashion Week проходит регулярно – это достойно уважения. Но есть вопросы, касающиеся состава участников, который постоянно варьируется.
Мне ближе авторские художественные коллекции дизайнеров. И в этом сезоне решила, что не буду посещать показы из любопытства. Потому что существует закономерность: первый раз идешь из любопытства, второй – убедиться в своем первом впечатлении, в третий раз можешь остаться ни с чем.
Некоторые дизайнеры приглашают лично, и я не пропускаю их презентации. В этом сезоне отметила три показа: Ton-in-ton, Davidova и Boitsik.
– У вас достаточно плотный график. Какой процент из него занимает стилистика съемок в Беларуси?
– Подавляющая часть работы. Не скажу, что у меня слишком плотный график – я сама себе его составляю: есть интересное предложение – работаю, нет – нахожусь в ожидании. Я перфекционист и самоед: если не уверена в успехе проекта или идея не близка – откажусь. Я выбираю, так как не вижу смысла создавать некрасивые картинки, – хочу гордиться своими работами.
– Съемки, которые вы стилизовали, не раз попадали в печатные издания и электронные версии ресурсов о моде. Приходилось ли подстраиваться под определенный формат или вы всегда отстаиваете свое творческое видение?
– Заменим слово «подстраиваться» на «взаимодействовать». Особенно если это коммерческая съемка. В творческой съемке больше возможности для воплощения задумок, и если тебе доверяют, ты донесешь свое видение. Работа в команде – искусство. Каждый специалист считает себя лучшим, именно поэтому важно работать с близкими по духу людьми.
– В чем заключается подготовка стилиста к съемке?
– Подготовка тоже зависит от вида съемки. В коммерции существует определенный список задач, команда предлагает заказчику концепцию и сопутствующие детали: место, персону, образы. Творческая съемка исключает ограниченность – идея может отталкиваться от настроения.
Моя работа заключается в составлении look’ов для моделей, комбинировании одежды из разных магазинов и шоу-румов между собой. Мне нравится, когда получаются коллаборации масс-маркета и известных брендов или мировых дизайнеров с белорусскими.
Читайте также: Анастасия Дедович и Алена Попова о шопинге в период локдауна, феномене байеров и постковидной моде
– Вы согласны с тем, что в моде больше нет загадки? Все настолько хорошо информированы, что творчество дизайнеров становится предсказуемым, и еще до начала сезона мы можем догадаться, что увидим на подиуме.
– Об этом говорят, но не соглашусь. Есть разница между предсказуемостью и закономерным развитием – всегда найдется место тайне и чему-то неизведанному. Просто существуют витки в модной спирали, когда за каждым всплеском следует стадия лаконичности. Сейчас мода развивается в двух направлениях: деконструктивизм (Balenciaga, Vetements) и камбэк классики и качества (Celine, Jil Sander, Hermes).
– Влияет ли Instagram на модную индустрию?
– Instagram – сильный инструмент. И у модных домов в бюджете заложены огромные суммы для сотрудничества с блогерами и Instagram-звездами. Многие покинули глянец ввиду того, что Instagram дает больше отдачи. Я нейтрально отношусь к такому веянию, потому что это объективная реальность.
– Instagram открыл огромное количество псевдотрендсеттеров, что в какой-то степени обесценило модную критику и работу фешен-стилистов. Что думаете по этому поводу?
– Этот факт немного пугает и вызывает негативную реакцию. Как ни странно, на так называемых трендсеттеров находится своя аудитория. Хотя время поставит все на свои места – и мыльные пузыри рано или поздно лопнут. А деятелям модной индустрии необходимо постоянно повышать уровень профессионализма.
– Дизайнеры часто становятся стилистами – и наоборот. У вас не возникало желания попробовать себя на дизайнерском поприще?
– Нет. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я еще как стилист не состоялась и нахожусь в перманентном процессе развития, а чтобы стать дизайнером, нужен серьезный бэкграунд.
– Чем отличается стилист просто от человека с хорошим вкусом?
– Смелостью. Каждый стилист – человек с хорошим вкусом, но не каждый человек с хорошим вкусом – стилист.
– Смогли бы изменить стилистический почерк?
– Не вижу смысла. Если он прослеживается – это лучший комплимент в работе.
– И последний вопрос. Вам когда-нибудь хотелось подойти к человеку на улице и сказать: «Снимите это немедленно»?
– Нет, я достаточно миролюбивый человек, а не стилист-террорист! (Смеется.) Просто бывают случаи, когда вещь на человеке режет глаз. Безвкусно одетые люди вызывают сожаление, потому что никто не знает, что стоит за этим образом. Гораздо страшнее, когда такое встречается среди деятелей модной индустрии.
Беседовала Екатерина Пирожок
Фото из личного архива