Несколько месяцев назад в Заславле свои двери открыл Музей белорусской маляванки. Однако процесс его создания был запущен в далеком 1988 году — именно тогда сотрудники поехали в первую экспедицию по поиску расписных ковров. Но что такого выдающегося в маляванках? Сложно ли найти новые экспонаты? Кем были художники, которые рисовали на коврах? На эти и другие вопросы ответил главный хранитель фондов Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Александр Рак.
— Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» существует четвертый десяток лет. А первый в Беларуси Музей маляванки появился только сейчас. Как к этому пришли сотрудники музея?
— На самом деле процесс создания Музея маляванки был начат в 1988 году. Именно тогда мы начали собирать маляванки. В начале нулевых у нас в фонде уже было собрано определенное количество произведений, которые требовали дополнительного пространства для размещения. И мы предложили городу передать нам здание бывшего Дома детского творчества, которое уже не использовали.
В 2019 году мы получили президентский грант и начали ремонтные работы. В течение четырех лет мы готовили здание и занимались созданием эксплозии. Музей удачно посотрудничал с фирмой «Мастак-сервис», которая разработала дизайн-проект для экспозиции и осуществила весь монтаж.
— Как собирались экспонаты для музея?
— В конце 80-х — начале 90-х за год мы могли собрать порядка 20-30 расписных ковров. Только за одну экспедицию, которая длилась около недели, можно было найти около десяти маляванок. Сегодня же их найти очень сложно. Последняя экспедиция была в 2018 году на Глубочину — за неделю мы нашли только 2 маляванки.
Возможно, это связанно с тем, что люди, которые их когда-то приобретали, уходят из жизни. Ну, и время делает свое дело: люди заказывали маляванки в 30-х годах прошлого века, а они со временем теряют первоначальный вид. Поэтому их использовали для переноски сена или просто выбрасывали за
ненадобностью.
Работы неизвестных авторов из сменной экспозиции
Карэспандэнту «Горада жанчын» удалося падслухаць экскурсію на чале з маладым экскурсаводам Кацярынай Літвіновіч.
— З даўніх часоў у традыцыі было ўпрыгожіваць сваю хату. Майстрыхі рабілі вышыванныя дываны, упрыгожвалі адзенні і рушнікі. Але яны былі абмежаваны ў сваіх магчымасцях, і складана было ўвасобіць нейкія свае задумкі і фантазіі. Акрамя таго, усе гэта займала шмат часу. У двацатым стагоддзі фарбы сталі больш даступнымі для селяніна, і дзякуючы гэтаму, пачалі распаўсюджвацца маляванкі.
Само мастацтва маляванак, дзякуючы простым сюжэтам, адносяць да наіўнага мастацтва і прывітывізму. Найбольш вядомыя мастакі гэтага жанру — Ніка Пірасмані, Анры Русо. Але такіх масткоў было вельмі шмат. У 1984 годзе ў тагачаснай Югаславіі была выдадзена Сусветная энцыклапедыя наіўнага мастацтва, у якой пазначана каля 800 імен мастакоў. Сярод іх — і наша беларуская мастачка Алена Кіш. Найбольш вядомыя яе сюжэты — «Ліст да каханага», «Дзева на водах» і «Рай».
— О чем рассказывают нам маляванки на коврах?
— Много маляванок сюжетных — охота, влюбленные, нимфы, звери. А самая популярная тема — это букеты в вазах. Они достаточно красочные. Еще часто рисовали сказочных птиц. Глубокую символику я бы не искал в этих изображениях. Маляванки делались для украшения жилья. Художникам было проще всего набить цветочный орнамент по трафарету. Время от времени сам художник проявлял авторскую инициативу, предлагая свои сюжеты, а иногда заказчик запрашивал что-то конкретное. Также художники
вдохновлялись знаменитыми картинами и переносили их на декоративный ковер. Например, популярностью пользовались «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина.
Работы неизвестных авторов из сменной экспозиции
— Какие экскурсионные программы вы ведете и чем они отличаются между собой?
— У нас существуют экскурсы для разных тематических залов. Помимо зала сменных экспозиций есть зал, посвященный Язэпу Дроздовичу и зал с работами Алены Киш. Соответственно тематики маляванок в каждом зале разные.
Алена Кіш
Сама яна са Случчыны і ўсё жыццё там пражыла. Алена была са шматдзетнай сям’і, але сама так і не завяла дзяцей. Некаторы час жыла ў сястры. Шмат людзей лічылі яе дзівачкай. Яна не працавала, не лічылася ў калгасе, толькі малявала. Хадзіла па суседніх вёсках і малявала аўтарскія дываны для людзей за ежу і начлег. Потым гэтыя работы сталі сапраўднымі творамі мастацтва і высока ацэньваюцца па гэты дзень. У жніўні ў Мінску будуць праходзіць спартыўныя гульні краін СНД і на эмблемах мы зможам заўважыць жывёл у такім жа стылі, як жывёлы з дываноў мастачкі.
В зале, посвященном творчеству Алёны Киш
Язэп Драздовіч
На лёс мастака прыйшлося шмат гістарычных падзей. Гэта і Першая Сусветная вайна, і рэвалюцыя, і падзел Беларусь, і Другая Сусветная вайна. Такое не можа не аставіць след у душы чалавека.
Сам Язэп быў вельмі адукаваным, цікавіўся многімі тэмамі. У адрозненне ад іншых аўтараў маляванак, ён меў прафесійную мастацкую адукацыю. Улюбёная тэма Язэпа Драздовіча — космас. Мастак вельмі гэтым захапляўся. Таму на кожным дыване мы бачым кавалачак неба ці месяц у розных фазах. Ён задумваўся, якія жыхары могуць быць на іншых планетах, якія ў іх будынкі і перадаваў гэтыя сюжэты ў творах. Значную частку сваіх работ Язэп Драздовіч прысвячаў беларускай архітэктуры. Гэта можна ўбачыць на розных творах мастака: там шмат замкаў і касцёлаў.
Многія да яго ставіліся, як да дзівака. Яго нават не прынялі ў Саюз мастакоў, таму што ён маляваў незразумелае, на той момант, людзям. Гэтак жа, як і Алена Кіш, у цяжкія часы, Язэп Драздовіч маляваў дываны за ежу. Калі прыходзіў у новую вёску, акрамя малявання стараўся займацца адукацыёй простых людзей: вучыў пісаць і чытаць, вельмі цікава распавядаў пра гісторыю краіны, і, зразумела, пра планеты і зоркі. Пасля размоў пра апошняе, многія ўжо па-іншаму глядзелі на неба.
В зале, посвященном творчеству Язэпы Дроздовича
— С какими трудностями столкнулись при подготовке экспозиции?
— Сложности возникли в процессе монтажа экспозиций. Конструкции, на которых размещены маляванки, весят 400 кг. Благодаря колесам, которыми они оборудованы, маляванки можно передвигать, изменяя и трансформируя пространство зала: например, для проведения тематического занятия или семинара. Но изначально при монтаже оказалось, что колёса слишком маленькие — они обломались. Пришлось заново подбирать подходящие колеса, которые смогут выдержать 400-килограммовую конструкцию.
— Планируете ли дополнять экспозицию новыми экспонатами?
— Мы находимся в зале сменных экспозиций. То есть, если сегодня у нас около 300 единиц маляванок, то в этом зале экспонируется только 25. Время от времени будем менять на другие произведения из фондов музея. Так можно чередовать показ ковров.
— В других странах есть что-то похожее в национальном наследии?
— Есть в Москве Музей традиционного искусства народов мира, где порядка 75 маляванок. Из них 25 вывезли из Беларуси, а остальные, возможно, российские. Границы постоянно менялись: например, некоторые регионы Псковской и Смоленской областей когда-то попадали в черту белорусских земель. К сожалению, они не подписывают, из какого региона эти коврики. Но могу предположить, что из местности, граничащей с нашей страной.
— Как не дать умереть этому направлению?
— В том же Глубоком, в Центре народных ремесел есть преподаватели, которые набирают детские группы и занимаются обучением росписи маляваных ковриков. В основном пишут от руки, иногда используют трафареты. А вообще, видно, что в разных регионах страны традиции сохраняются.
Работы неизвестных авторов из сменной экспозиции
У зале, прысвечанай творчасці Алены Кіш, можна ўбачыць драўляную скульптуру і літаграфію сучаснага мастака Уладзіміра Ламейкі. Натхніўшыся творчасцю мастачкі і выкарыстоўваючы асноўныя элементы, падчас сваёй вучобы, стварыў тры выдатныя скульптуры. Гэтыя скульптуры маюць тыя ж назвы, як і тры знакамітых работы Алены Кіш.
— После посещения Музея маляванки, с какими эмоциями и мыслями должен уйти человек?
— А на этот вопрос должны ответить сами посетители. Посетив наш музей и послушав экскурс, надеюсь, люди оценят всю красоту традиционных маляванак и узнают, как и кем это создавалось, а главное — будут чтить исторически-национальные традиции.
Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» был создан в 1986 году. Он охватывает территорию в 113 гектаров и объединяет в себе музеи, охранные территории, памятники археологии и архитектуры. Сегодня в Заславле мы можем увидеть из памятников археологии — курганные могильники, городища «Замэчек» и «Заславский замок».
Читайте также: Даже опытные путешественники там не бывали! Рассказываем об удивительных местах в Беларуси, которые вы могли пропустить
Текст: Анастасия Черканова, Фото: Владислав Можаев, Юлия Волчёк