Несколько месяцев назад в Заславле свои двери открыл Музей белорусской маляванки. Однако процесс его создания был запущен в далеком 1988 году — именно тогда сотрудники поехали в первую экспедицию по поиску расписных ковров. Но что такого выдающегося в маляванках? Сложно ли найти новые экспонаты? Кем были художники, которые рисовали на коврах? На эти и другие вопросы ответил главный хранитель фондов Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Александр Рак.
— Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» существует четвертый десяток лет. А первый в Беларуси Музей маляванки появился только сейчас. Как к этому пришли сотрудники музея?
— На самом деле процесс создания Музея маляванки был начат в 1988 году. Именно тогда мы начали собирать маляванки. В начале нулевых у нас в фонде уже было собрано определенное количество произведений, которые требовали дополнительного пространства для размещения. И мы предложили городу передать нам здание бывшего Дома детского творчества, которое уже не использовали.
В 2019 году мы получили президентский грант и начали ремонтные работы. В течение четырех лет мы готовили здание и занимались созданием эксплозии. Музей удачно посотрудничал с фирмой «Мастак-сервис», которая разработала дизайн-проект для экспозиции и осуществила весь монтаж.
— Как собирались экспонаты для музея?
— В конце 80-х — начале 90-х за год мы могли собрать порядка 20-30 расписных ковров. Только за одну экспедицию, которая длилась около недели, можно было найти около десяти маляванок. Сегодня же их найти очень сложно. Последняя экспедиция была в 2018 году на Глубочину — за неделю мы нашли только 2 маляванки.
Возможно, это связанно с тем, что люди, которые их когда-то приобретали, уходят из жизни. Ну, и время делает свое дело: люди заказывали маляванки в 30-х годах прошлого века, а они со временем теряют первоначальный вид. Поэтому их использовали для переноски сена или просто выбрасывали за
ненадобностью.
В конце 80-х — начале 90-х за год мы могли собрать порядка 20-30 расписных ковров. Сегодня же их найти очень сложно
Работы неизвестных авторов из сменной экспозиции
Карэспандэнту «Горада жанчын» удалося падслухаць экскурсію на чале з маладым экскурсаводам Кацярынай Літвіновіч.
— З даўніх часоў у традыцыі было ўпрыгожіваць сваю хату. Майстрыхі рабілі вышыванныя дываны, упрыгожвалі адзенні і рушнікі. Але яны былі абмежаваны ў сваіх магчымасцях, і складана было ўвасобіць нейкія свае задумкі і фантазіі. Акрамя таго, усе гэта займала шмат часу. У двацатым стагоддзі фарбы сталі больш даступнымі для селяніна, і дзякуючы гэтаму, пачалі распаўсюджвацца маляванкі.
Само мастацтва маляванак, дзякуючы простым сюжэтам, адносяць да наіўнага мастацтва і прывітывізму. Найбольш вядомыя мастакі гэтага жанру — Ніка Пірасмані, Анры Русо. Але такіх масткоў было вельмі шмат. У 1984 годзе ў тагачаснай Югаславіі была выдадзена Сусветная энцыклапедыя наіўнага мастацтва, у якой пазначана каля 800 імен мастакоў. Сярод іх — і наша беларуская мастачка Алена Кіш. Найбольш вядомыя яе сюжэты — «Ліст да каханага», «Дзева на водах» і «Рай».
— О чем рассказывают нам маляванки на коврах?
— Много маляванок сюжетных — охота, влюбленные, нимфы, звери. А самая популярная тема — это букеты в вазах. Они достаточно красочные. Еще часто рисовали сказочных птиц. Глубокую символику я бы не искал в этих изображениях. Маляванки делались для украшения жилья. Художникам было проще всего набить цветочный орнамент по трафарету. Время от времени сам художник проявлял авторскую инициативу, предлагая свои сюжеты, а иногда заказчик запрашивал что-то конкретное. Также художники
вдохновлялись знаменитыми картинами и переносили их на декоративный ковер. Например, популярностью пользовались «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина.
Работы неизвестных авторов из сменной экспозиции
— Какие экскурсионные программы вы ведете и чем они отличаются между собой?
— У нас существуют экскурсы для разных тематических залов. Помимо зала сменных экспозиций есть зал, посвященный Язэпу Дроздовичу и зал с работами Алены Киш. Соответственно тематики маляванок в каждом зале разные.
Алена Кіш
Сама яна са Случчыны і ўсё жыццё там пражыла. Алена была са шматдзетнай сям’і, але сама так і не завяла дзяцей. Некаторы час жыла ў сястры. Шмат людзей лічылі яе дзівачкай. Яна не працавала, не лічылася ў калгасе, толькі малявала. Хадзіла па суседніх вёсках і малявала аўтарскія дываны для людзей за ежу і начлег. Потым гэтыя работы сталі сапраўднымі творамі мастацтва і высока ацэньваюцца па гэты дзень. У жніўні ў Мінску будуць праходзіць спартыўныя гульні краін СНД і на эмблемах мы зможам заўважыць жывёл у такім жа стылі, як жывёлы з дываноў мастачкі.
Алена кіш Хадзіла па суседніх вёсках і малявала аўтарскія дываны для людзей за ежу і начлег
В зале, посвященном творчеству Алёны Киш
Язэп Драздовіч
На лёс мастака прыйшлося шмат гістарычных падзей. Гэта і Першая Сусветная вайна, і рэвалюцыя, і падзел Беларусь, і Другая Сусветная вайна. Такое не можа не аставіць след у душы чалавека.
Сам Язэп быў вельмі адукаваным, цікавіўся многімі тэмамі. У адрозненне ад іншых аўтараў маляванак, ён меў прафесійную мастацкую адукацыю. Улюбёная тэма Язэпа Драздовіча — космас. Мастак вельмі гэтым захапляўся. Таму на кожным дыване мы бачым кавалачак неба ці месяц у розных фазах. Ён задумваўся, якія жыхары могуць быць на іншых планетах, якія ў іх будынкі і перадаваў гэтыя сюжэты ў творах. Значную частку сваіх работ Язэп Драздовіч прысвячаў беларускай архітэктуры. Гэта можна ўбачыць на розных творах мастака: там шмат замкаў і касцёлаў.
Многія да яго ставіліся, як да дзівака. Яго нават не прынялі ў Саюз мастакоў, таму што ён маляваў незразумелае, на той момант, людзям. Гэтак жа, як і Алена Кіш, у цяжкія часы, Язэп Драздовіч маляваў дываны за ежу. Калі прыходзіў у новую вёску, акрамя малявання стараўся займацца адукацыёй простых людзей: вучыў пісаць і чытаць, вельмі цікава распавядаў пра гісторыю краіны, і, зразумела, пра планеты і зоркі. Пасля размоў пра апошняе, многія ўжо па-іншаму глядзелі на неба.
Калі Язэп драздовіч прыходзіў у новую вёску, акрамя малявання адукоўваў простых людзей: вучыў пісаць і чытаць, распавядаў пра гісторыю краіны, пра планеты і зоркі
В зале, посвященном творчеству Язэпы Дроздовича
— С какими трудностями столкнулись при подготовке экспозиции?
— Сложности возникли в процессе монтажа экспозиций. Конструкции, на которых размещены маляванки, весят 400 кг. Благодаря колесам, которыми они оборудованы, маляванки можно передвигать, изменяя и трансформируя пространство зала: например, для проведения тематического занятия или семинара. Но изначально при монтаже оказалось, что колёса слишком маленькие — они обломались. Пришлось заново подбирать подходящие колеса, которые смогут выдержать 400-килограммовую конструкцию.
— Планируете ли дополнять экспозицию новыми экспонатами?
— Мы находимся в зале сменных экспозиций. То есть, если сегодня у нас около 300 единиц маляванок, то в этом зале экспонируется только 25. Время от времени будем менять на другие произведения из фондов музея. Так можно чередовать показ ковров.
— В других странах есть что-то похожее в национальном наследии?
— Есть в Москве Музей традиционного искусства народов мира, где порядка 75 маляванок. Из них 25 вывезли из Беларуси, а остальные, возможно, российские. Границы постоянно менялись: например, некоторые регионы Псковской и Смоленской областей когда-то попадали в черту белорусских земель. К сожалению, они не подписывают, из какого региона эти коврики. Но могу предположить, что из местности, граничащей с нашей страной.
— Как не дать умереть этому направлению?
— В том же Глубоком, в Центре народных ремесел есть преподаватели, которые набирают детские группы и занимаются обучением росписи маляваных ковриков. В основном пишут от руки, иногда используют трафареты. А вообще, видно, что в разных регионах страны традиции сохраняются.
Работы неизвестных авторов из сменной экспозиции
У зале, прысвечанай творчасці Алены Кіш, можна ўбачыць драўляную скульптуру і літаграфію сучаснага мастака Уладзіміра Ламейкі. Натхніўшыся творчасцю мастачкі і выкарыстоўваючы асноўныя элементы, падчас сваёй вучобы, стварыў тры выдатныя скульптуры. Гэтыя скульптуры маюць тыя ж назвы, як і тры знакамітых работы Алены Кіш.
у нас около 300 единиц маляванок, а в зале экспонируется только 25
— После посещения Музея маляванки, с какими эмоциями и мыслями должен уйти человек?
— А на этот вопрос должны ответить сами посетители. Посетив наш музей и послушав экскурс, надеюсь, люди оценят всю красоту традиционных маляванак и узнают, как и кем это создавалось, а главное — будут чтить исторически-национальные традиции.
Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» был создан в 1986 году. Он охватывает территорию в 113 гектаров и объединяет в себе музеи, охранные территории, памятники археологии и архитектуры. Сегодня в Заславле мы можем увидеть из памятников археологии — курганные могильники, городища «Замэчек» и «Заславский замок».
Читайте также: Даже опытные путешественники там не бывали! Рассказываем об удивительных местах в Беларуси, которые вы могли пропустить
Текст: Анастасия Черканова, Фото: Владислав Можаев, Юлия Волчёк