Журнал
Интервью Культура

Актриса Купаловского театра Зоя Белохвостик: «Не существует плохих людей»

Зоя Белохвостик

Народная артистка Республики Беларусь Зоя Белохвостик – примадонна Купаловского театра, обожаемая истинными театралами. Несколько лет назад она поделилась с нами размышлениями об актерской профессии и времени, которое, как известно, всегда отражается в искусстве. Сегодня ее мысли воспринимаются и звучат еще звонче и глубже.


Она принадлежит к актерской династии, которая служит белорусскому театру почти 100 лет. Народный артист СССР Глеб Глебов, ее дедушка, начинал в 1920-х на сцене БДТ (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы), которому посвятил всю жизнь.

В Купаловском же театре познакомилась с будущим супругом, Валентином Белохвостиком, Ольга Глебова – мама Зои. На этой же сцене блистает сегодня и самая младшая представительница династии – Валентина Гарцуева – дочь Зои и Александра Гарцуева, актера, режиссера. 

– Зоя Валентиновна, видели ли вы спектакли с участием Глеба Глебова? Работали ли на одной сцене с отцом?

– Совсем маленьким ребенком видела в театре «Павлинку» с участием дедушки. Добрый, светлый, солнечный, очень простой по сюжету, этот спектакль стал визитной карточкой Купаловского театра. «Павлинку» хорошо знают зрители нескольких поколений: в ней очень много юмора, народного слова, простых, понятных вещей, есть смешные персонажи и, конечно же, любовь.

Мне не удалось увидеть дедушку в других спектаклях – только в записях и в фильмах. Он был разным. Гениальный комедийный актер, он блестяще играл сложные, острые, драматические роли – например, Каренина в спектакле по роману Толстого. По рассказам мамы, в его исполнении это был очень трагический образ, страшный и неоднозначный.

Что касается папы, ему достались героические роли и в театре, и в кино. Он был таким типажным и в жизни: революционер, человек несколько не своего времени. Он шел часто наперекор принятым канонам, говорил правду в лицо, хоть некоторые вещи, наверное, можно было бы обыграть более тонко, дипломатично.

Его уважали за абсолютную правдивость, потому что знали, что он ничего не будет делать у тебя за спиной. Мне посчастливилось работать с ним вместе в спектаклях, на сцене он был мощный, красивый.

Зоя Белохвостик

– А вы похожи на него по характеру?

– К сожалению, да. Но мой характер, все его выступы и острые углы, сгладила, смягчила мама – она была нежным и тонким человеком. Я могу себя заставить сделать глубокий вдох – и сдержаться, остановиться.

– Мама имела отношение к театру?

– Она концертмейстер, всю жизнь работала в консерватории, а в последние годы перешла в музыкальное училище. Молодые вокалисты хотели именно с ней ездить на конкурсы, потому что знали, какой она надежный человек и тонкий музыкант. Мама была роскошным специалистом. Работала с Тамарой Николаевной Нижниковой и многими другими вокалистами.

– Вы, конечно же, учились в музыкальной школе?

– Я не окончила ее, бросила, когда у меня были «метания». Мама не настаивала. И спасибо ей за это, потому что тогда, в пубертатном возрасте, это было бы бесполезно. Некоторое время я одновременно занималась и в художественной, и в музыкальной школе. И фигурным катанием, которое, правда, бросила после травмы.

Дружила и с хореографией, данные, чувство ритма, пластика, всегда были. Хореографию я очень люблю и сейчас, у меня не существует проблем в этом плане. Вообще я «пошла в артистки», потому что мечтала петь и танцевать на сцене, – это было для меня архиважно. Я всегда хотела быть актрисой, хотя должна была хранить молчание, потому что все были против, особенно папа.

Спектакль
Спектакль «Тутэйшыя»

– Почему?

– Потому что в детстве еще не совсем видны глубина дарования ребенка, его способности, не говоря о таланте. К тому же непонятно, как он выдержит моральные и психологические перегрузки, связанные с тем, что нас постоянно выбирают в театре.

Быть «сыроежкой в пятом ряду», наверное, не так уж и страшно, но это зависит от амбиций. Однако никто из родителей не хочет, чтобы ребенок «болтался» в профессии, занимая чье-то место. А когда ты учишься на актерском, сколько слез, сколько невысказанного, пока ты вырулишь на дорогу…

Далее, когда ты приходишь в театр, нужно, чтобы ты сошелся с театром, чтобы тебя заметили, чтобы у тебя был свой режиссер. Ты можешь быть даже очень способным человеком, но если режиссер не «твой», он не будет знать, что с тобой делать.

Это точно так же, как мы выбираем «свое» платье из многих – то, которое подходит именно тебе. Я всегда говорю своим студентам: «Думайте, что вы плохи, а не те, кто вас не выбирает».

–– Верно ли то, что при обучении на актерских факультетах используются различные техники, помогающие включать эмоции, смех или слезы по желанию?

– Техник действительно существует много, но в нашей школе это называется «техника переживания». Это методологитчески поступательное движение и обучение. А как по-другому? Зачем зрителям «дуб» на сцене? Артист должен включаться «на раз», знать все «кнопки».

На приемных экзаменах в академию искусств сразу видно, кто умеет «над вымыслом слезами обливаться», кто может быть выразительным, тонким, восприимчивым. Мы не набираем неэмоциональных в принципе.

Спектакль
Спектакль «Чайка»

– Пользуетесь ли вы актерскими приемами, навыками в обыденной жизни?

– Мне кажется, это не нужно. Артисты такие эмоциональные люди, что им вообще ничего не надо в быту специально включать. Что касается меня, я социопат, мне любой поход куда-нибудь, разговор с кассиром, например, дается тяжело, я всего этого боюсь. Поэтому и работаю в театре…

А если серьезно, я, безусловно, интроверт от природы, и мне сложно контактировать с незнакомыми людьми, ходить куда-то по конторам и что-то делать. Обычно это делают за меня, хотя если надо идти именно мне, я, конечно, сделаю, но это всегда сопряжено с огромным стрессом.

– Расскажите о ваших педагогах и авторитетах.

– Я училась на курсе у Лидии Монаковой и Зинаиды Броварской. Все пути в профессиональном плане я находила с их помощью, но при этом делала себя сама. С авторитетами у меня вообще не очень.

Главным авторитетом для меня была мама. Она была очень хорошим «понимальщиком» и «оценщиком», могла сказать мне такие вещи, которые никто бы не посмел, – жесткие, и только к ее мнению, очень творческого и честного человека, я прислушивалась. У меня авторитет также я сама, потому что так, как я могу ругать себя, не может никто.

Читайте также: Валерия Арланова: «Просто жить здесь и сейчас – это счастье»

– Вы пришли в театр в 1982 году. Как менялись со временем ваши роли? Можно ли назвать Павлинку коронной ролью?

– Я пришла на Павлинку и играла ее 18 лет, эта роль менялась вместе со мной. Но самый важный для меня творческий момент – это встреча с Николаем Пинигиным.

С его приходом появился другой взгляд на многое в нашей профессии, началось совсем другое существование на сцене, считаю, что я стала настоящей артисткой благодаря ему.

Он очень интересно работал с артистами, не всем так везет, мы совпали во всем. Им были поставлены в те годы «Дракон», «Тутэйшыя», «Жизнь Корицына», «Идиллия» – спектакли знаковые и для меня.

Спектакль
Спектакль «Чайка»

– А ваш супруг Александр Гарцуев – ваш режиссер? В каких его постановках вы работали?

– Возможно. Его спектакли «Кровавая Мэри», с которым мы объездили полмира, и «Ивонна, принцесса Бургундская» – самые для меня мощные и значимые работы.

– Насколько сложно или, наоборот, легко работать в спектаклях, которые делает супруг? Он жесткий режиссер или же оставляет пространство для интерпретации?

– Он оставляет очень маленький зазор, как и все настоящие мастера, занимающиеся режиссерским театром, который я очень люблю и уважаю. И я не считаю, что в этом смысле возможна самодеятельность со стороны актеров, потому что именно режиссер заводит всю машину, он предлагает решения и ходы.

Но Саша дает воздух, потому что сам проработал артистом долгое время, он всегда внимательно слушает, смотрит, ищет и не сделает плохо исполнителям. В этом смысле с ним любят работать артисты.

– А на одной сцене вы работали как партнеры?

– У меня никогда не было проблем с папой, когда я работала с ним на одной сцене, так же как и с Сашей. Когда очень хорошо знаешь человека, партнера, наверное, тогда отступают все преграды, которые могут помешать.

– Кто из других партнеров по сцене вам особенно близок?

– Хорошим, чутким, понимающим партнером был Александр Лабуш, с которым много «любвей» я сыграла в своей жизни. Замечательный партнер Виктор Манаев.

Мы вместе на сцене с юности. Когда я пришла в театр, он уже работал. Он меня опекал во время моих первых гастролей по деревням, заботился, чтобы мне было хорошо и удобно. Все у нас было: и «Тутэйшыя», и «Доходное место», и водевили, где он играл Микиту, а я Зоську, многие-многие спектакли сыграны вместе.

В «Ревизоре» мы играли супругов, и создается впечатление, что мы долго работали над «биографией» наших отношений. Но нам с ним ничего не надо заранее придумывать, обсуждать. Это человек, которого я очень хорошо знаю, так же как и он меня, замечательный партнер, надеюсь, что и я тоже такой же партнер для него.

Спектакль
Спектакль «Рэвiзор»

– Волнуетесь ли, когда видите на сцене свою дочь Валентину? Вы с ней подруги?

– Я надеюсь, что так оно и есть, потому что очень важно иметь друга, понимающего человека в лице мамы. Что касается волнения, когда ученики выходят на сцену – да, это очень страшно, вся жизнь уходит.

За Валю не волнуюсь. На первых порах, когда она только пришла в театр, было волнение, конечно. Сейчас она абсолютно отдельно стоящий творческий элемент, интересная личность, умная артистка. Она драматическая, глубокая, иногда очень жесткая, скорее даже трагическая актриса.

– Не лирическая героиня?

– В ней нет этой ноты, но это и неинтересно. И я никогда не была лирической артисткой. Социальные героини – да, в таких персонажах мне всегда надо было найти некую глубину или нюансы характера, за которые можно зацепиться.

– Как насчет комедий? Говорят, что комедийным актером надо родиться.

– Я не комедийная артистка. Безусловно, это большой дар. Есть актеры с комедийным дарованием, но при этом хотелось бы, чтобы некоторые из них могли управлять этим даром и совершенствовать его. Потому что зачастую все делается интуитивно.

– Как относитесь к отрицательным ролям?

– Отрицательные роли намного интереснее играть, потому что не существует плохих людей, и всегда любопытно, что заставляет человека совершать отрицательные поступки. Там всегда есть палитра чувств, которые можно как-то проявить. Какие-то сусальные вещи делать менее интересно, но все равно и их надо делать хорошо.

– Есть ли спектакли, которые вас по-настоящему трогают? Зачем нужен театр сегодня?

– Меня потряс спектакль «Карьера Доктора Рауса» в РТБД, так же как и наш «Ревизор», премьеру которого я не видела из зала, так как была на сцене. Я в восторге от «Богемы», поставленной в оперном театре. Честно говоря, не успеваю многое посмотреть, в силу того что у меня вечером свои спектакли или репетиции.

Я не знаю, какая функция сегодня у театра, боюсь, что развлекать, потому что люди идут к нам отдыхать. Однако по большому счету люди всегда идут в театр за живой энергией, которая потоком бьет со сцены.

Для меня на сегодняшний день тот театр, в который я хочу ходить, – это оперный театр. Мне очень важны голоса, которые я люблю, музыка, слушая которую я плачу искренне и без особых усилий. Это то, что меня поднимает, помогает жить.

Спектакль
Спектакль «Рэвiзор»

Мне сложно поймать катарсис в драме, потому что я вижу, как это сделано. Я могу восхищаться отдельными личностями, прекрасными артистами и их работой, но я останусь профессионалом, который на сегодняшний день видит нюансы.

В опере меня все радует, я не придираюсь ни к чему, я готова на все закрыть глаза, лишь бы для меня пели и играли.

– Ваш купаловский зритель, какой он?

– Я всегда чувствую зрителей. Они могут помочь актерам или испортить спектакль полностью. Своим неподключением, непониманием. Это чувствуется моментально по дыханию зала.

Когда собирается какое-то количество людей грамотных, заинтересованных, и у нас идет, например, «Чайка», чувствуешь с первой секунды, как люди читают юмор, которого очень много в спектакле.

Бывает и такое, что кто-то хохочет в голос над шуткой, прозвучавшей со сцены, что нам на сцене, кстати, очень нравится, а его соседи по залу одергивают: «Как вы себя ведете?!»

А зрительские эмоции приветствуются: дыхание зала, хохот, аплодисменты. Вот собирается такой зал: живой, умный, грамотный, идущий навстречу – и спектакль получается. Вообще белорусские зрители – хорошие люди, очень благодарные.

Беседовала Ольга Савицкая Фото: Марина Серебрякова, из архива Национального академического театра им. Янки Купалы

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). В соцсетях мы каждый день публикуем самую интересную и актуальную информацию для вас.

Related posts

Жила на кладбище, была счастливой один год. Необычные факты об авторе «Джен Эйр» Шарлотте Бронте

Город Женщин

«Славянского исполнителя приходится тормозить». Мадридская танцовщица Наталья Меириньо — о фламенко и белорусах

Город Женщин

Известный ресторатор Ксения Федорова рассказала, как борется с раком и почему диагноз – не приговор

Город Женщин

Оставить комментарий