В мире не так уж много городов, которые целиком охраняются ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. Один из них – Луангпхабанг, туристический и культурный центр Лаоса, бывшая королевская столица.
Добраться до Луангпхабанга из столицы или от границы с Таиландом не слишком просто: на самолете – дорого, на ночном автобусе по крутым дорогам – страшно, на медленной лодке по Меконгу – скучно, на быстрой лодке – опасно. Тем не менее большая часть из 2 миллионов туристов, ежегодно посещающих Лаос, все-таки приезжают в небольшой и тихий Луангпхабанг.
Запутанная история
Считается, что за две с лишним тысячи лет существования этот город успел сменить несколько названий и побывать столицей нескольких империй. Нынешнее имя еще в XV веке Луангпхабанг получил благодаря уникальной статуе Золотого Будды. Будда Пхра Банг, отлитый на самом деле не из золота, а из бронзы, – настоящий путешественник. Начиная с XIV века статуя странствовала по кхмерским, лаосским и сиамским провинциям, и в каждом новом месте обитания ей возводили роскошный храм.
В середине XX века с обретением Лаосом независимости Будда занял почетное место в садах королевского дворца Луангпхабанга – это символ города. Ежегодно во время празднования Бун Пимай Лао (начало нового года) статую торжественно переносят на три дня в главный храм. А копии Будды Пхра Банг так и стоят в пагодах северного Таиланда – и тоже очень почитаются верующими.
Целиком в списке ЮНЕСКО
Просто так в Список всемирного наследия ЮНЕСКО целый город, а не отдельные достопримечательности, попасть не может. В центре Луангпхабанга каждое здание – ценность. И речь не только о десятках монастырей и храмов XVI–XX веков, но и об обычных домах. Точнее, не совсем обычных.
Лаос – это бывшая французская колонии, и там до сих пор чувствуется влияние Франции: в кухне, в языке, в декоре помещений, в нарядах и украшениях. А в Луангпхабанге сохранились целые кварталы зданий колониального стиля – и они причудливо сочетаются с традиционными лаосскими жилищами. Именно поэтому в центре запрещено строительство высоток, сюда не заезжают грузовики и большие автобусы.
Кормление монахов
Так Бат – необычная старинная традиция, не имеющая аналогов в мире. Каждое утро еще до рассвета сотни монахов в оранжевых одеждах проходят по улицам города и молча принимают еду. Когда-то основную часть населения Луангпхабанга составляли монахи, обязанные кормиться подаянием, – эта традиция была жизненно необходима.
Хотя туристам разрешено принимать участие в «кормлении» и фотографировать процессию, это настоящий обряд, а не специальное шоу для иностранцев. Во всех гостиницах предлагают заказать правильно приготовленный рис, который уместно особым образом опускать в специальные горшочки.
Считается, что покупать рис прямо перед церемонией у торговцев на той же улице не соответствует пафосу момента – нужно подготовиться заранее.
Королевский дворец
Лаос перестал быть королевством более 40 лет назад, и дворец в Луангпхабанге превратился в Национальный музей. В здании, построенном для последнего короля французскими архитекторами, выставлены личные вещи, картины, мебель, трон, оружие, золотые украшения, музыкальные инструменты и портреты членов династии.
Отдельные выставки посвящены античным статуям Будды и подаркам от иностранных послов. Единственный минус богатой экспозиции – категорический запрет на фотографирование. Снимать можно лишь в гараже, где находится неплохая коллекция королевских машин.
В одном из зданий дворца четыре раза в неделю выступает королевский балет. Билеты довольно дорогие, но зрелище того стоит: национальное шоу в потрясающих костюмах, прекрасно поставленные танцы и необычная музыка.
Ваты Луангпхабанга
В городе с населением всего лишь 50 тысяч жителей одних только крупных и сверхзначимых монастырей более 30. Авторы путеводителей спорят, какой из храмовых комплексов самый значимый и самый красивый, а мне кажется, что обойти стоит хотя бы крупнейшие 10 – все они расположены в центре. Центр Луангпхабанга разделен на квадраты, и внутри каждого квадрата улиц находится монастырь. Многие жители не знают названий улиц, но ориентируются в адресах по названиям ватов и цвету окрестных домов.
- Самый дорогой ват
Название вата Сене переводится как «100 000 кип», и когда-то эта потраченная на строительство сумма была грандиозной – потому ее и увековечили. Все остальное в храме вполне традиционно: красные и золотые изображения Будды и животных на стенах и большая статуя Будды внутри.
- Самый рукодельный ват
Монастырь Ксиен Муанг при поддержке ЮНЕСКО превращен в большую художественную школу. Здесь обучают традиционной живописи, скульптуре и резьбе по дереву – все это необходимо для реставрации других храмов города. Туристам разрешено посещать мастерские и смотреть, как работают художники и резчики – в основном это молодые монахи. Кстати, большинство монахов в городе весьма охотно общаются с иностранцами на английском и французском – знание языков здесь приветствуется.
- Самый золотой ват
Ват Сиенгтхонг, он же Золотой монастырь – идеальный образец национальной средневековой архитектуры. Был построен в XVI веке и с тех пор находился под особой опекой королевской семьи. Одно из зданий комплекса предназначено для королевского похоронного экипажа, украшенного головой дракона. Здесь же хранятся позолоченные урны для праха и куклы, изображавшие правителей на специальных представлениях.
Для самой древней и очень редкой статуи лежащего Будды в золотом монастыре отведена Красная часовня, не случайно названная на европейский манер. В XX веке статую возили в Париж, чтобы показать на всемирной выставке, и она произвела там фурор, а в родной ват вернулась лишь 30 лет спустя.
Золотой монастырь потрясает мозаиками на стенах зданий – яркими цветами на солнце играют изображения растений, зверей и птиц. А позолоченные панели изображают весьма фривольные сцены из знаменитой «Рамаяны» – и это вовсе не сцены битв.
А еще ват Сиенгтхонг не пострадал во время полного разграбления города черными хо, поскольку лидер этого движения в юности обучался в Золотом монастыре. Правда, во время господства «черных флагов» храм работал как штаб.
- Самый главный ват
И он же самый фотографируемый для открыток и путеводителей – ват Май. Был возведен в XVIII веке в самом центре города рядом с Королевским дворцом и с тех пор достраивался, перестраивался и ремонтировался почти непрерывно вплоть до середины XX века. Именно здесь когда-то хранилась статуя Будды Пхра Банг, давшая название городу, а сейчас ее заменяет другой большой и золотой Будда. Ват Май может похвастать самыми роскошными барельефами со сценами из «Рамаяны» и историями из жизни Будды. Это еще один ват, не пострадавший от черных хо, – все остальные были сильно разрушены.
- Самый большой ват
На самом деле ват Висуналат был самым большим лишь в Средневековье, когда на его постройку ушло 4000 деревьев, а свод поддерживали 30-метровые столбы. К сожалению, то грандиозное сооружение разрушили очередные захватчики, и лишь в конце XIX века храм удалось восстановить. То, что получилось в результате, весьма далеко от оригинала, поэтому архитектурный интерес представляет лишь «арбузная ступа», действительно похожая на арбуз. Официально она называется ступа Великого Лотоса, но меткое народное прозвище употребляется чаще.
- Самый известный ват
Ват Манором прославился старейшей в Лаосе двухтонной статуей Будды, отлитой из бронзы в XIV веке. У статуи не хватает руки, и кто в этом виноват, точно неизвестно. Трагедия произошла в колониальные времена борьбы между французской и сиамской армиями, и французов подозревают в варварстве чаще.
- Самый зеленый ват
Возраст вата Ахам точно не определен – центральный зал относится к XIX веку, но другие здания стояли на том же месте долгие века. Главная святыня храма – два баньяновых дерева (они же священные деревья Бо). Считается, что два духа-хранителя города живут в этих деревьях, поэтому растениям дали имена и украшают их яркими лентами.
Кхмонский рынок
Еще одна достопримечательность города – вечерний рынок. Его иногда называют кхмонским по имени одного из местных племен. Этот ремесленный рынок – один из лучших в Азии, здесь огромный выбор вещей ручной работы: от сувениров до предметов искусства.
Каждый день с 17:00 движение транспорта на главной улице перекрывается, появляются палатки, стойки и столики, прямо на асфальте расстилаются коврики – и начинается торговля. Кстати, торгуются лаосцы не слишком охотно, если сравнивать с теми же тайскими северными соседями. С другой стороны, и цены на кхмонском рынке небольшие.
Холм Пху Си
Прямо напротив Королевского дворца начинается лестница, которая всего-то через 350–400 ступеней (я сбилась со счета после 300) приведет вас на вершину священной горы. На этой вершине находится старинная ступа, она же ват Пху Си, и оттуда открывается замечательный вид на город.
Опытные туристы советуют встречать на холме не закат, а рассвет – тогда вам обеспечены красивые фотографии пейзажей, а не голов и спин. Действительно, на закате количество желающих насладиться панорамой превышает всякие разумные пределы. Зато если с холма спуститься вниз по другой лестнице, то по дороге можно увидеть статуи Будды: семь статуй, семь поз, семь дней недели. Похоже, что самый приятный день недели в Лаосе – это вторник, поскольку «вторничный» Будда удобно возлегает на диване.
Пещеры Пак У
До пещер тысячи Будд можно добраться на лодке – это примерно 25 км от Луангпхабанга. В этот храмовый комплекс местные жители и паломники веками приносили статуи разных форм и размеров – в основном деревянные. В результате в нижней пещере находится более 2500 Будд, а в верхней – более 1500. И перед каждым Новым годом население окрестных деревень приплывает в пещеры, чтобы перемыть и украсить каждую статую!
Еще одна достопримечательность, до которой можно добраться на лодке, – королевские гробницы на противоположном от Луангпхабанга берегу. Недалеко от гробниц есть ничем не примечательная деревня Xieng Mene, куда туристы забредают посмотреть на быт лаосских крестьян и рыбаков.
Экотуризм
В окрестностях Луангпхабанга развит экотуризм всех видов. Можно сплавиться на национальных плотах, погулять в заповеднике, поухаживать за слонами в питомнике, понаблюдать за медведями и даже искупаться в водопаде. Многоуровневый водопад и парк Куанг Си находятся в 30 км от города. В нескольких бассейнах водопада купаются (и даже прыгают с тарзанки), а некоторые объявлены священными и в них купаться запрещено.
Еще в парке находится небольшой центр по сохранению гималайских медведей – несколько вольеров и много-много сувениров на медвежью тему. Медведей придется рассматривать через сетку, а вот со слонами в питомнике можно познакомиться максимально близко. Например, провести с ними целый день. Покормить. Выучить команды и попробовать найти с животным общий язык. Прокатиться на слоне, как заправский погонщик, – прямо на голове, держась коленями за уши. И даже вымыть слона в речке – не абы как, а с мочалкой из чего-то натурального.
Совместить купание в водопаде и плавание со слонами можно в 15 км от Луангпхабанга. Добраться до небольшого каскадного водопада Тад Сае можно только на лодке, и там вы не найдете удобной и разнообразной инфраструктуры парка Куанг Си, зато в бассейне этого водопада предлагают поплавать на спине слона.
Текст: Стелла Чиркова