Многочисленным поклонникам знаменитой британской актрисы уходящий год запомнится сразу двумя художественными образами, созданными ею на теле- и киноэкранах: Екатерины Великой в одноименном телесериале и богатой вдовы в фильме «Хороший лжец».
Елена Лидия Васильевна Миронова родилась в пригороде Лондона в год окончания Второй мировой войны в семье русского таксиста и англичанки из рабочей семьи. Фамилию, доставшуюся ей от русского деда-монархиста, не пожелавшего возвращаться в Россию после Октябрьской революции, так же, как и имя, отец изменил дочери в начале 50-х. При этом и сам он из Василия Миронова превратился в Бэзила Миррена. Хотя дома продолжал ее называть странным именем «Ленки-поп». Вот как она вспоминает о том времени: «Я росла с ощущением того, что называется «не пришей кобыле хвост». Во мне и в моей семье было что-то странное. Мне кажется, эта странность как раз и была тем русским, что было во мне».
О том, что она станет актрисой, Хелен Миррен знала уже с 13 лет. Именно тогда она предстала в образе сына колдуньи в школьном спектакле, поставленном по шекспировской пьесе «Буря». И хотя родители не восприняли ее намерений всерьез, она все же не только добилась поставленной цели, но впоследствии стала одной из самых титулованных британских актрис своего времени. Благодаря уверенности в себе, уму и неоспоримой сексапильности Миррен приобрела известность как на сцене, так и на экране. Скандальные сцены в фильме «Калигула», где Хелен исполнила роль четвертой жены римского императора, не помешали ей впоследствии сыграть роли английских королев: Елизаветы I и Елизаветы II. Может быть, потому, что она всегда тянулась к режиссерам, увлекающимся философией, таким как Питер Джон Гринуэй, снявший ее в своем культовом фильме «Повар, вор, его жена и любовник». Кинокритики даже прозвали актрису «секс-символом для интеллектуалов». Тем не менее, прежде чем сделать карьеру в кино и на телевидении, актриса выступала в художественных постановках Королевской шекспировской труппы, где ей пришлось предстать в самых разных образах, в том числе и в образе Леди Макбет.
Кинокритики прозвали актрису «секс-символом для интеллектуалов».
Известность на экране ей принесла роль полицейского инспектора, борющегося с сексизмом, которую она впервые исполнила в 1990 году в телесериале «Главный подозреваемый». Хелен возвращалась к ней на протяжении нескольких лет не один раз. Особенно успешным для нее стал 2006 год, когда русская англичанка была удостоена сразу нескольких престижных наград, включая «Оскара» за создание экранного портрета Елизаветы II в фильме «Королева». За три года до этого у нее была возможность лично встретиться с королевой, так как Елизавета II присвоила актрисе титул, равнозначный рыцарскому, – дамы ордена Британской империи. В свои 74 года она и вправду является олицетворением истинной дамы – благодаря уму, утонченному вкусу и безупречной осанке Хелен Миррен снискала популярность во всем мире и продолжает удерживать статус актрисы высочайшего уровня. Несмотря на то что вокруг достаточно талантливых актрис вдвое моложе ее, она по праву наслаждается вниманием к себе многочисленных поклонников нового поколения. Не будучи сторонницей пластической хирургии, Хелен Миррен является наглядным примером того, что значит стареть с достоинством, не теряя при этом женственности и собственного лица.
– В фильме «Хороший лжец» вы играете богатую вдову, знакомящуюся на сайте знакомств с опытным аферистом в исполнении Иэна Маккеллена, который промышляет выманиванием денег у наивных людей. Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с такими людьми?
– Совсем недавно я прочитала в британской газете о том, что одна пожилая женщина отдала мужчине, с которым встречалась, 10 тысяч фунтов стерлингов. И он тут же бесследно пропал. Самое неприятное, что каким-то образом другие люди вышли на нее, пообещали найти мошенника и вернуть деньги, но для этого попросили у нее еще 5 тысяч – и она им дала! То есть это все не выдумки, люди действительно способны делать огромные глупости. Я была знакома с одним из таких шулеров и могу заверить вас, что он обладал невероятной харизмой. Он смотрел прямо в глаза, держал вашу руку в своих и говорил: «Я позабочусь о твоих деньгах, поверь мне. На свете существует множество людей, готовых обмануть и обобрать тебя до нитки. Но я не такой. Я тот, которому ты можешь всецело доверять». И в тот же момент обдерет вас как липку. Ему абсолютно безразлично, что вы больны или одиноки, что собирали эти деньги на образование внуков, – он даже глазом не моргнет. Тот человек, о котором я говорю, закончил свою жизнь в тюрьме. Но он и вправду был невероятно симпатичным, начитанным, вежливым, культурным. Только без единой капли совести.
– Можно сказать, что такие люди – прекрасные актеры?
– Актерская игра не имеет ничего общего с обманом! Наоборот, актерская работа заключается в том, чтобы открыть глаза на происходящее вокруг нас, показать человеческую природу в частности и мир в целом. Например, как это делал Шекспир в своих пьесах. Актеры, в моем представлении, в этом смысле сродни другим творцам искусства, таким как Ван Гог, писавший свои подсолнечники, или Моцарт, сочинявший свои арии. Это не имеет ничего общего с тем, чтобы пускать пыль в глаза. Наоборот, искусство раскрывает сущность мира. Конечно, это происходит не в буквальном смысле, а в художественном. Нужно иметь воображение для того, чтобы заставить человека поверить в происходящее на сцене, но не для того, чтобы его обмануть, как это делают шулеры, шпионы, лжецы.
– Если уж мы заговорили об обмане, как вы относитесь к так называемой белой лжи?
– Я считаю белую ложь довольно полезной. Мне она представляется тем самым маслом, которое помогает крутиться шестеренкам нашего общества. Откровенно говоря, я не слишком жалую жестокую правду. Во многих случаях в ней нет никакой необходимости. Ну вот скажу я ее другому человеку – и что? Я сама при этом буду себя плохо чувствовать, этот человек будет себя плохо чувствовать… Кому от этого лучше? В нашем мире и так достаточно трудностей, приносящих огорчения. Так зачем добавлять еще новые и говорить кому-то, что, к примеру, стрижка у него неудачная? Или зачем он купил эти ужасные туфли? Или вот эти пестрые обои в доме, чья это была сумасшедшая идея? Нет, я из тех, кто, заходя к кому-нибудь в дом, скорее похвалит его, чем будет критиковать. Мне кажется, очень важно помогать людям чувствовать себя хорошо.
– Мне не придется кривить душой, говоря о том, как вы прекрасно выглядите. Как вам это удается?
– У меня нет никакого специального секрета. Конечно, я слежу за тем, что ем, иногда даже голодаю в течение нескольких дней. Но я совершенно не помешана на здоровом питании и не очень понимаю, что такое самоконтроль. Что касается физических упражнений, то я редко хожу в спортзал. Иногда, правда, на меня находит – и я начинаю заниматься, однако, как правило, меня хватает ненадолго. Но я всегда стараюсь выполнять комплекс упражнений для военнослужащих канадских ВВС. Если вам интересно, можете поискать в интернете. Эта программа, разработанная еще в 50-х, занимает всего лишь 12 минут и состоит из пяти простых упражнений, которые выполняются без спортинвентаря. Очень удобно. Рекомендую ее всем.
«Всегда стараюсь выполнять комплекс упражнений для военнослужащих канадских ВВС. Он занимает всего лишь 12 минут и состоит из пяти простых упражнений, которые выполняются без спортинвентаря».
– Кроме того, ваши наряды достойны особой похвалы. Не только в жизни, но и в кино… Насколько для художественного перевоплощения важен костюм?
– Очень важен. Я вспоминаю, как впервые увидела костюмы, которые мне предстояло носить в фильме «Королева»: твидовые юбки, блузки, платки. Я плакала, правда. Не хотела верить, что все это придется носить в течение всех съемок. Это ведь не одежда – это настоящая форма, как, например, у военных или полицейских. И как только я это поняла, тут же полюбила эту одежду, потому что мне она помогала становиться другим человеком, ходить по-другому, сидеть и даже думать. И совсем другие костюмы у меня были, когда я играла Екатерину Великую. Ах, какие это были костюмы! Ручная работа, произведения искусства!
– Вам уже не раз доводилось играть роли монархов. Как вы себя ощущали в роли Екатерины Великой?
– Некоторые сцены мы снимали непосредственно в Екатерининском дворце, который был отреставрирован после Второй мировой войны. Реставраторы проделали огромную работу, и дворец выглядит прекрасно, но там сохранились и островки оригинальной закладки. Например, я видела фрагмент паркета, на котором еще видны следы костра, разведенного немецкими нацистами прямо на полу… То есть я понимала, что Екатерина наверняка стояла и ходила по тому же полу, где стояла теперь я при полном параде, и смотрела из того же окна. Это невероятное чувство – находиться во дворце, когда там нет туристов и он принадлежит тебе одной…
– Эта роль наверняка дала вам еще одну возможность вернуться к своим русским корням, не так ли? Вы же уже бывали в России?
– Впервые я посетила Москву и Ленинград в конце 60-х. Тогда это еще была большевистская Россия, но мне удалось посетить дом, в котором родился мой дед. Это было чрезвычайно волнительно. Потом было множество писем, написанных его сестрой из России, которые я пыталась перевести. Мои родственники, оставшиеся там, были репрессированы. Таким образом, мои отношения с Россией, как вы понимаете, довольно неоднозначные. Но нельзя забывать, что и Екатерина не была русской, она была немкой (смеется). То есть ее отношения с Россией были не менее сложными. Ей ведь не было и 16 лет, когда ее привезли из Германии, и она совсем не говорила по-русски. Она не только выжила, но и стала самой могущественной женщиной в России. Она переиграла всех.
– Какое из свойств ее характера помогло ей это сделать?
– Екатерина обладала невероятной рабочей этикой. Она вставала в пять утра и писала до десяти. Каждый день по пять часов она занималась корреспонденцией. Кроме того, она, как никто другой, умела вести переговоры.
– Как вы готовились к этой непростой роли?
– Чтобы проникнуться характером своей героини, я прочитала все сохранившиеся письма Екатерины – и деловые, и любовные. Она была умна, прагматична и понимала, чего стоит власть. Кроме того, она думала как мужчина и относилась к своей сексуальности так же, как мужчины относятся к своей. Даже сейчас мы думаем, что раскрепощены, но все равно совершенно по-разному оцениваем женскую и мужскую сексуальность. Екатерина просто перешагнула через эту границу.
– После всех ваших королевских ролей о вас уже можно говорить как о королеве кинематографа. Кого бы вы взяли себе в фавориты?
– Первым делом я взяла бы свою ассистентку Сэнди Кэмпбелл. Мы подружились с ней еще в юности, но только лет 15 назад я осознала, что мне просто необходима ассистентка. Без нее мне никак не справиться. Еще я хотела бы иметь при себе философа. Философия и наука идут рука об руку. Много лет назад я встречалась с профессором философии из Оксфорда, с которым у нас были интереснейшие беседы. Я была бы не против их продолжить (смеется).
– Скоро Новый год. Как вы обычно его празднуете?
– На самом деле я долго ненавидела этот праздник. Мне никогда не нравилась истерия по поводу прихода Нового года. До тех пор, пока я не встретила своего мужа. Дело в том, что у него день рождения как раз на Новый год. Теперь мы встречаем его в Шотландии. Шотландия – лучшее место для встречи этого праздника, скажу я вам. А еще мы поженились тоже на Новый год. И теперь каждая встреча Нового года это еще и празднование дня рождения моего мужа и дня нашей свадьбы. И это великолепно!
Текст: Лена Бассе
Специально для «Города женщин» из Нью-Йорка