Скоро на киноэкранах появится комедия «Тоня против всех», основанная на интервью и воспоминаниях участников реальных событий, произошедших более 20 лет назад с известной американской фигуристкой Тони Хардинг и закончившихся самым громким скандалом за всю историю фигурного катания. Главную роль в картине исполнила Марго Робби. О работе над этой ролью, трудностях, с которыми пришлось столкнуться 27-летней актрисе и продюсеру, и о самом скандале, произошедшем более 20 лет назад, мы поговорили с Марго Робби накануне кинопремьеры.
– Что вам было известно о Тони Хардинг и ее судьбе до того, как вы приступили к работе над фильмом?
– По правде говоря, я совсем ничего не знала ни о самой Тони Хардинг, ни о ее истории, которая приобрела масштабы международного скандала. Мне было около 4 лет, когда эта история освещалась на всех мировых телеканалах. Кроме того, я ведь жила в Австралии, где, прямо скажем, зимние виды спорта не так популярны, как в Америке или Европе.
Прежде всего мое внимание привлек сценарий, который я прочитала залпом, совершенно не подозревая о том, что он основан на реальных событиях. Я загорелась им моментально, а когда узнала, что все герои этой истории реальные люди, то сразу же приняла решение снимать эту картину.
Кроме того, я поняла, что хочу исполнить роль Тони. В некотором смысле я даже была рада тому, что ничего не знала об этой истории и смогла подойти к воплощению образа Тони на экране с чистого листа.
– Очевидно, что в таком случае вам пришлось тщательно изучать жизнь Тони. Что вы узнали о ней в процессе работы над ее образом, что вас особенно поразило?
– У Тони было очень непростое детство: она выросла в довольно жестких условиях, когда мама не только контролировала нагрузки во время спортивных тренировок, но и морально подавляла дочь, преследуя лишь одну цель: сделать из нее чемпионку. И как будто этого было недостаточно, судьба уготовила ей замужество, в котором насилие являлось преобладающей формой взаимоотношений.
Даже в мире фигурного катания, которое было делом всей ее жизни, она не находила полной поддержки и уважения со стороны коллег, тренеров и судей. Что и говорить, она не соответствовала эстетическому стандарту, принятому в то время. В качестве музыкального сопровождения она предпочитала роковые композиции. Не говоря уже о том, что у нее попросту не хватало денег на костюмы и ей часто приходилось шить себе самой.
Отличительной чертой Тони был невероятный атлетизм. Только после того как я стала сама тренироваться на льду, в полной мере оценила ее спортивные достижения. Тоня – одна из семи фигуристок в мире, которые смогли исполнить тройной аксель во время международных соревнований.
– Тройной аксель – один из самых сложных прыжков в фигурном катании, не так ли?
– Это не только один из самых сложных прыжков, но и единственный, исполняемый с движения вперед. Поэтому когда говорят об одиночном акселе, то на деле подразумевается, что спортсмен совершает не один, а полтора оборота. Соответственно, тройной аксель – это три с половиной оборота! Это очень сложно сделать, а Тоня к тому же исполняла комбинации с этим прыжком. Поэтому очень обидно, что такая талантливая спортсменка осталась в истории фигурного катания в основном благодаря скандалу, а не своим достижениям на льду.
«Тоня против всех»
В картине «Я, Тоня», которая в нашем прокате получила название «Тоня против всех», Марго не только выступила продюсером картины, но и сыграла в ней главную роль фигуристки Тони Хардинг. Тоня обрела известность в начале 1990-х не только потому, что стала первой американской фигуристкой, исполнившей на международных соревнованиях самый трудный прыжок – тройной аксель.
Она оказалась замешанной в скандале, связанном с нападением во время отборочных соревнований для олимпийской сборной перед играми 1994 года в норвежском Лиллехаммере на свою соперницу по команде Нэнси Керриган. Инцидент перерос в международный скандал, за которым пристально следили зрители не только в Америке, но и на всех континентах.
Эта скорее трагическая история неожиданно получила комедийное прочтение благодаря сценарию, основанному на интервью не только самой Тони Хардинг, но и ее бывшего мужа, организовавшего нападение, и матери, всю жизнь стремившейся изо всех сил сделать из дочери чемпионку.
В результате фильм приобрел разнообразные оттенки трагикомедии, заставляя зрителей порой смеяться сквозь слезы. Немаловажный вклад в картину внесла Марго Робби, создавшая правдоподобный образ спортсменки, вызывающей неподдельное сочувствие к ее непростой судьбе.
– Вы занимались фигурным катанием до того, как начали тренироваться перед съемками фильма?
– Мои занятия фигурным катанием до съемок ограничились несколькими выходами на лед в предрождественский сезон в Лондоне. Кроме того, после переезда в Америку я некоторое время занималась хоккеем. Но хоккей – совершенно другой вид спорта. Там совершенно не страшно падать на лед, потому что хоккейная форма включает в себя защитные приспособления: наколенники, колодки.
И езда на коньках в хоккее совершенно другая. Да что там езда, даже коньки абсолютно разные. То есть я совершенно спокойно могу сказать, что у меня до съемок этого фильма не было практически никакого опыта фигурного катания. Но этим и интересна моя профессия, что в процессе работы над ролью очень часто приходится осваивать новые навыки.
Например, перед съемками в фильме «Фокус» мне довелось брать уроки у лучших карманников мира, что было невероятно интересно. В этот раз передо мной стояла задача не просто научиться кататься на коньках, но еще и выйти на олимпийский уровень, причем за два месяца! Когда я это осознала, мне стало по-настоящему страшно.
– А как проходили тренировки и кто вам помогал?
– Интересно, что одним из моих тренеров была Сара Кавахара, которая работала как хореограф с Нэнси Керриган! Без нее я бы никогда не справилась со своей задачей. Тренировки проходили по несколько часов в день, пять дней в неделю. Кроме того что в фигурном катании не предусмотрена защита для тела и падения на лед всегда невероятно болезненны, надо помнить еще и о том, что чаще всего падения происходят во время исполнения прыжков, то есть падать приходится с высоты.
Надо ли говорить, что на шестой или седьмой день тренировок я чувствовала себя совершенно разбитой и первое время едва могла передвигаться по комнате даже без коньков. Но после нескольких недель тренировок я вошла во вкус и даже стала получать удовольствие от катания. Так что теперь, после окончания съемок, я часто ловлю себя на мысли, что скучаю по льду.
– Все номера на льду вы выполняли сами или у вас были дублеры?
– Конечно, у меня были дублеры. К сожалению, я так и не научилась делать тройной аксель (смеется). И даже одиночный. Но могу сказать однозначно, что за время тренировок приобрела невероятное уважение к этому виду спорта и всем, кто им занимается. За всей видимой легкостью, которую спортсмены демонстрируют на льду, стоят огромный труд, бесчисленное множество травм и падений и фантастическое стремление к поставленным целям.
– Довелось ли вам встретиться с самой Тоней Хардинг?
– Мне очень хотелось встретиться с Тоней и не потому, что я хотела скопировать ее. Читая сценарий, я прониклась неподдельной симпатией к ней. Не думаю, что многие, будучи на ее месте, смогли бы добиться в жизни того, чего достигла Тоня. Уж слабачкой ее точно не назовешь.
Тем удивительнее оказалась для меня личная встреча с ней, когда я увидела перед собой очень мягкую и милую женщину. Она даже предложила мне свою помощь в тренировках. Не говоря уже о том, что всячески поддерживала нас во время съемок. Если честно, то я совершенно не уверена в том, как бы повела себя на ее месте. Не думаю, будто просто воспринимать тот факт, что о твоей жизни снимается фильм. Тем более после всех обвинений в ее адрес.
– Подробно изучая инцидент с нападением, к каким выводам вы пришли? Была ли Тоня соучастницей плана нападения на Нэнси Керриган?
– Это тот случай, к которому применимо выражение «у каждого своя правда». У каждого из участников тех событий есть своя версия, на которой он или она до сих пор настаивают. На самом деле наш фильм не является документальным и не ставит целью вынесение вердикта.
Нам было намного важнее показать не сам инцидент, а вереницу событий и условий, которые привели к нему. И конечно, рассказать о судьбе Тони, которая из национальной чемпионки превращается во всеобщего изгоя.
Читайте также: О Барби-феминистке и кукольной моде
Австрийская барби в Голливуде
Искрящиеся огромные голубые глаза, гладкие волосы с золотым отливом и великолепная фигура послужили основанием для того, что Марго Робби часто называют живым воплощением Барби. Марго пришлось приложить немало усилий, чтобы за ее внешними данными создатели фильмов разглядели актерские способности и доверили ей серьезные роли в кино.
Родившись в Австралии на так называемом Золотом побережье, Марго с юных лет увлекалась спортом. Как многие австралийцы, она большую часть свободного времени проводила, занимаясь серфингом. Хотя как раз свободного времени у нее было не так уж много – после ухода отца из семьи ей приходилось поддерживать мать, воспитывавшую в одиночку четверых детей. Поэтому Марго часто подрабатывала официанткой и продавцом, втайне мечтая о кинокарьере.
Читайте также: Голливудский сценарист Аарон Соркин о судебных разбирательствах, протестах и будущем Беларуси.
Мечта 18-летней девушки стала обретать реальные очертания с того момента, когда ее пригласили исполнить роль в одном из самых популярных телесериалов Австралии. Проработав в проекте три сезона и получив признание на родине, Марго отправилась покорять Голливуд, благо «фабрика грез» благоволит австралийским актрисам, у которых, как правило, нет проблем с языком и рабочей этикой.
Снявшись в американском телесериале «Пан Американ», не имевшем достаточного успеха у зрителей, она все же привлекла внимание агентов по кастингу. И удача не заставила себя долго ждать. Это была не просто удача, сам Мартин Скорсезе пригласил ее на роль в фильме «Волк с Уолл-стрит», в котором она сыграла с Леонардо ди Каприо.
После выхода этой картины она уже не испытывала недостатка в предложениях. Ее партнерами на съемочной площадке становились такие известные и привлекательные актеры, как Уилл Смит в «Фокусе», Александр Скарсгард в картине «Тарзан. Легенда» и Джаред Лето в «Отряде самоубийц».
И все же австралийская красавица ни на кого не променяла своего возлюбленного… С Томом Акерли она познакомилась в 2014 году на съемках фильма «Французская сюита», где он был третьим ассистентом режиссера. Они поженились в декабре 2016 года. Вместе молодожены основали продюсерскую компанию Lucky Chap, которая фокусируется на разработках проектов, поддерживающих женские темы в кино.
– А как вы на данный момент оцениваете свою собственную судьбу?
– Откровенно говоря, мне порой хочется даже ущипнуть себя, чтобы убедиться, что все происходящее со мной не сон. Иногда мне даже кажется, что лучше уже и быть не может. Например, после работы с Мартином Скорсезе я по-настоящему волновалась, представится ли мне когда-либо еще возможность ощутить такую же полноту творческого процесса, как при работе с таким мастером, как он.
Но прошло время – и жизнь предложила мне новые возможности. Так, еще несколько лет назад я и не предполагала, что буду выступать в качестве продюсера. А теперь уже не могу представить себя без этого.
– А в какой актерской роли зрителям предстоит увидеть вас в будущем?
– В настоящее время завершается работа над фильмом «Мария – королева Шотландии», в котором я сыграла роль королевы Елизаветы I. Нужно признать, что после Тони играть английскую королеву уже само по себе является довольно интересным переходом.
Хотя оба этих образа объединяет определенная сложность, существующая в отношениях между двумя женщинами. В случае с Тоней это отношения с ее матерью, а в случае Елизаветы – с Марией Стюарт. Эти отношения оказываются настолько важными, что полностью меняют их судьбы, а с ними и окружающий их мир.
Беседовала Лена Бассе
Специально для «Город женщин» из Лос-Анджелеса