Журнал
Эксклюзив

Аль Пачино. Дотронуться до звезды.

Аль Пачино

Легендарному американскому актеру исполнилось 80 лет

Его прозвали актером еще в детстве. Маленький и невероятно живой, кареглазый мальчишка обладал не только взрывным характером, но и способностью копировать разных экранных героев.

Никому не приходило в голову называть его полным именем Альфредо, данным ему при рождении родителями, выходцами из Италии. Впрочем, в основном воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии.

Аль не отличался кротостью характера, и потому, несмотря на строгие католические традиции, которые ему старались привить дома, постоянно ввязывался в шумные драки и в конце концов был отчислен из школы за неуспеваемость. Неизвестно, как сложилась бы жизнь парнишки, если бы не его артистический талант, в который он вложил всю страсть своего неуемного характера, приумножив его на упорство и работоспособность, чем снискал себе впоследствии славу и уважение.

Но, даже став лауреатом самых престижных мировых премий, он так и не привык к собственному звездному статусу. Впрочем, Аль Пачино никогда к нему и не стремился. Он всегда только мечтал только о том, чтобы вновь и вновь испытать чудо актерского перевоплощения. Может быть, именно поэтому к нему и пришел успех. 

Несмотря на то что Аль Пачино приобрел всемирную известность благодаря кинематографу, его истинной страстью до сих пор является театральная сцена.

— Театр больше похож на настоящую жизнь: свои достижения вы выносите на сцену и показываете в течение двух-трех часов. И больше это никогда не повторится. Я бы сравнил это с хождением по канату в ста футах над землей и безо всякой страховки. А в кино канат лежит на полу… — говорит он.

За свою более чем полувековую актерскую карьеру Аль Пачино воплотил множество ярких и незабываемых персонажей. Всех их объединяет тот факт, что ни один из них не мог бы похвастаться ангельским характером.

Его Тони Монтана из фильма «Лицо со шрамом» после выхода на мировые киноэкраны приобрел статус культового гангстера. Да и образ слепого подполковника из «Запаха женщины», за создание которого Аль Пачино был наконец удостоен престижной премии «Оскар», не назовешь благочестивым. Что уже говорить об образе самого Сатаны, созданного им в фильме «Адвокат дьявола» по всем канонам шекспировской трагедии. 

Лучшая мужская роль за фильм
Лучшая мужская роль за фильм «Запах женщины»

Но даже если бы Аль Пачино не сыграл никого, кроме Майкла Корлеоне в «Крестном отце», он все равно навсегда вошел бы в историю мирового кинематографа как мастер, создавший один из самых ярких образов на киноэкране. Теперь уже трудно представить, что режиссеру картины  Френсису Форду Копполе в свое время пришлось здорово побороться с руководством киностудии за утверждение на главную роль молодого, никому не известного актера.

Именно после исполнения этой роли Аль Пачино, что называется, «проснулся знаменитым». Голливуд буквально катапультировал талантливого актера на высоту, к которой он, по его собственным словам, не был готов. Недаром Ли Страсберг, преподававший ему в юности актерское мастерство, дал простой совет, о котором Аль Пачино до сих пор часто любит вспоминать: «Аль, ты просто должен приспособиться». 

Посвятив свою жизнь искусству, Аль Пачино так и не создал семью, хотя никогда не испытывал недостатка в романтических отношениях. Но отсутствие брачных уз не помешало ему стать отцом троих детей. О чем он не только никогда не пожалел, но и признал, что рождение детей – лучшее, что произошло в его жизни.

Ради того, чтобы быть рядом с детьми и непосредственно участвовать в их воспитании, актер пожертвовал своей привязанностью к любимому Нью-Йорку и переехал в Лос-Анджелес. Даже сейчас, когда старшей дочери Джулии Марии уже исполнилось 30 лет, а близнецам Антону Джеймсу и Оливии Роуз по 19 лет, Аль Пачино не представляет жизни вдали от них.

Нам повезло, и мы успели встретиться с актером еще до того, как пандемия коронавируса кардинально изменила условия встреч со звездами. Более того, до сих пор неизвестно, когда актер, которому только что исполнилось 80 лет, сможет позволить себе не только живое общение с журналистами, но и работу на съемочной площадке без опасения за собственное здоровье.

Кто вообще знает, как изменится работа в Голливуде уже в ближайшем будущем?! И будет ли у зрителей возможность лицезреть Аль Пачино в новых образах в таких масштабных картинах, как «Однажды в Голливуде» или «Ирландец», в которых были задействованы многочисленные актерские ансамбли?

Во всяком случае уже сейчас ясно, что наша встреча с легендарным актером в лос-анджелесском отеле Four Seasons стала знаковой не только потому, что предшествовала его 80-летнему юбилею, но и потому, что обозначила конец эпохи возможности непосредственного прикосновения к звезде первой величины.

Ведь теперь даже на серию фотографий Аль Пачино с белорусским журналом в руках смотришь как на какое-то чудо. А уж сама беседа со знаменитым актером воспринимается как настоящий подарок судьбы!

Аль Пачино с журналом
Аль Пачино с журналом «Город женщин»

Несмотря на то что Аль Пачино признается в собственном косноязычии, он великолепно коммуницирует с собеседником на каком-то совершенно магическом уровне. Чего стоит его один лишь цепкий взгляд, пронизывающий тебя насквозь.

При этом он не производит устрашающего впечатления. Наоборот, его хрипловатый голос действует умиротворяюще. Наверное, покажется странным, но если бы было необходимо описать Аль Пачино лишь одним словом, то в его адрес я бы применила эпитет «добрый». Кажется, что, будучи талантливым актером, добрый Аль Пачино до сих пор приспосабливается к тому, чтобы соответствовать своему звездному статусу, время от времени напуская на себя загадочности.  

– За время актерской карьеры вы создали множество незабываемых персонажей как на экране, так и на сцене. Как вам удается находить в себе столько различных образов и насколько они отличаются от вас самих?

– Это и мне самому интересно. На самом деле я не знаю. Может быть, все потому, что мы, актеры, состоим из множества людей? Буду ли я тем же человеком, которым являюсь сейчас, когда отсюда уйду? Кто знает?..

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Крестный отец»

Конечно, когда актер создает художественный образ, то он обязательно вкладывает в него часть самого себя. Вернее, собственную интерпретацию этого образа. Неважно, происходит это сознательно или на бессознательном уровне. Это почти как написание картин. Ведь каждая картина написана в определенном стиле, выбранном художником. Да и ее содержание – это тоже личный выбор художника.

Мне очень нравится одно сравнение с Пикассо. Только давайте сразу договоримся: я ни в коем случае не сравниваю себя с великим Пикассо (слегка приподнимается со стула и делает «большие глаза»). Я люблю Пикассо, но я не Пикассо! (Разводит руками.) Хотя он меня и вдохновляет.

Однажды я увидел документальный фильм о его жизни. Это было очень интересно, фильм почти полностью состоял из документальных съемок с самим художником и его картинами. В какой-то момент камера показывает зрителям Пикассо, который пишет что-то на холсте. А что именно – не видно. И когда Пикассо заканчивает, он вдруг подносит картину прямо к собственному лицу.

Тут я вдруг заметил, насколько они отличаются друг от друга: картина и ее создатель. И я подумал, что это очень похоже на актерскую игру. Точно так же мы связаны и отличаемся друг от друга: персонаж и актер. Хотя я и создал его, это все равно не я. Понимаете? Не знаю, доходчиво ли я объяснил. Но это так! (Широко улыбается.)

– В конце апреля вы будете отмечать свой юбилей (интервью с актером прошло в начале апреля. – Прим.ред.). Вы по-прежнему заняты в съемках фильмов, телесериалов и еще успеваете играть на сцене. Откуда черпаете свое вдохновение?

– Я не хочу говорить занудные вещи, но ты продолжаешь двигаться дальше, если тебе позволяют собственные силы и у тебя не пропало желание это делать. Другими словами, если у тебя еще есть аппетит.

Тут, конечно, самое время вспомнить о персонаже, которого я когда-то сыграл в фильме Бэрри Левинсона «Унижение». Это малобюджетное кино со специфической тематикой, рассказывающее о стареющем актере, который потерял аппетит к делу, которым занимался всю жизнь.

Лично мне эта тема очень близка. Невозможно преувеличить роль желания, страсти в нашей жизни. Именно страсть зачастую заставляет нас двигаться дальше. Кстати, у Бэрри Левинсона вышел новый, совершенно изумительный фильм «Гарри Хафт», я очень советую его посмотреть. Великолепное кино, напоминающее мне чем-то Терренса Малика.

Аль Пачино
Аль Пачино

– Что этот юбилей для вас означает и как вы собираетесь его отметить?

– Я немного облегчил себе задачу восприятия этой круглой даты тем, что уже год назад стал думать о том, что мне исполнилось 80 (смеется). Я так делаю всегда, чтобы не испытать шока!

Я заметил некоторую разницу в восприятии жизни после того, как мне исполнилось 70. У других это происходит в 50 или в 60. Мне нравится то, как я теперь смотрю на жизнь. Я хотел бы, что эта перемена в восприятии жизни произошла бы со мной еще лет 20 тому назад. Но это произошло лишь теперь. 

По поводу празднования… Понятно, что мои друзья устроят какую-нибудь вечеринку. Ну и пусть, пусть празднуют! У меня самого нет особого желания. По правде говоря, я не знаю, как себя чувствую по этому поводу. Собираюсь устроить театральный бенефис через несколько недель. Ничего особенного, просто буду читать со сцены монолог героя, которого я играл, когда мне было 20.

– Есть ли роли, которые вы еще непременно хотели бы сыграть?

– Меня постоянно все спрашивают о «Короле Лире». Конечно, это шедевр, тут и говорить не о чем. Эта роль – просто мечта для настоящего актера. Но лишь при условии, если ранее с ней уже встречался. Это совсем другое дело, если приступаешь к работе над такой ролью, когда тебе уже 80. Тем более что так много других актеров, которые превосходно ее исполнили.

Достаточно включить телеканал Netflix или Amazon, где всегда можно найти не один, а три, а то и четыре разных исполнения «Короля Лира». Вполне возможно, что в определенном возрасте для актеров уже не остается ролей. Не знаю. Ну вот посмотрите сами, почему бы не обратиться к Гамлету? Я обожаю Гамлета, это моя любимая пьеса. Но мне не довелось его никогда сыграть. Гамлета нужно играть в 34 или 37. И мне говорили в свое время: «Играй Гамлета сейчас, пока не поздно». Но я не понимал, что такое «поздно». Зато теперь я это очень хорошо понимаю! (Смеется.)

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Запах женщины»

– О чем вы думаете в первую очередь, когда вспоминаете о начале своей артистической карьеры?

– У меня миллион воспоминаний, по правде говоря! Я даже не понимаю, что я себе думал, когда начал актерствовать. Но когда мне было 21, я уже понял, что смогу зарабатывать на хлеб, играя на сцене. Я начинал со спектаклей в кафе. В 60-х Village (Гринвич Виллидж, район Нью-Йорка. – Прим.ред.) был как Париж в начале ХХ века. Там было множество кафе, где выступали актеры. Наша труппа играла до 16 спектаклей в неделю. У нас был слаженный коллектив. Будучи подростком, я работал в театре у Мартина Шина. И убирал там же. Но я никогда не знал, где и что буду в следующий раз кушать. После выступлений в кафе мы пускали шапку по кругу и на деньги, которые нам туда бросали, покупали себе еду. Мы даже мечтать не смели о Бродвее в те времена. Но я обожал ту жизнь. 

Конечно, не обходилось без литературы, чтения. Я всегда говорю молодым актерам: читайте как можно больше, чтение развивает как ничто другое. Но должен сказать, что с возрастом мне стало намного труднее читать. Хотя я нашел выход: стал слушать аудиокниги. Очень многое зависит, конечно, от того, кто начитывает эти книги, но в большинстве случаев я с удовольствием их слушаю.

– А что слушаете сейчас?

– Книга называется «Клуб». Вы знаете это чувство, когда не хочешь, чтобы книга заканчивалась? Вот именно такое чувство у меня вызывает эта книга. 

– Вы достигли огромного успеха в своей карьере, вас часто называют одним из самых заслуженных актеров современности. Как вы относитесь к актерским наградам?

– Послушайте, в этом году я был номинирован на огромное количество премий, даже на премию BAFTA (Британской академии кино и телеискусства). На красной дорожке разговорился с одним человеком, который мне сказал, что уже прошло 44 года с моей первой номинации на эту премию. Я очень удивился: «Разве я уже был номинирован?!» (Смеется.)

Можете себе представить, каким человеком я был в 70-х годах, если не помню такого факта! Но дело даже не в этом. Мы были номинированы на все возможные премии, но постоянно проигрывали! (Смеется.) Понимаете, везде! Да-да, я понимаю, что попасть в номинацию – это уже большая удача. Далеко не всем хорошим актерам это удается. Но всему есть предел. Эти премии начинают сводить тебя с ума. И тогда ты спрашиваешь себя: «Я опять проиграл? Но что я проиграл? Деньги? Нет». Конечно, обидно, черт возьми. Хотя на самом деле главное, как я уже сказал, – это аппетит. Пока он есть, то все хорошо. Пока еще он у меня есть. 

Аль Пачино

– А чем занимаются ваши дети?

– Моя старшая дочь занимается кино. Она пишет сценарии и выступает в качестве режиссера. В основном это короткометражки, как раз скоро должен выйти ее новый фильм. Сын занимается видео. Недавно он мне показал свои достижения в разработке видеоигры, и я был впечатлен. Младшая дочка тоже подумывает о карьере в индустрии развлечения. Как раз она и сопровождала меня на торжественной церемонии вручения «Оскара» в этом году. Ну хоть она получила от этого удовольствие! (Смеется.)

– Вы советуетесь с детьми при принятии решений в профессиональной жизни?

– Да, мы говорим обо всем. Иногда я спрашиваю их мнение о проекте, в котором принимаю участие. А иногда они просят, чтобы я поучаствовал в их собственных проектах. Но у них свой мир. И мне это очень нравится.

Текст: Лена Бассе, специально для «Города женщин» из Лос-Анджелеса 

Рекомендуем

Эксклюзивное интервью с Эль Фэннинг: «В отличие от школы, на красной дорожке я не чувствую осуждения»

Город Женщин

«Прекрасное — далеко». Разговор с режиссером фильма «Сто лет тому вперед» Александром Андрющенко

Город Женщин

«И это девочка из Лиды!» Интервью с Алисой Селезневой из фильма «Сто лет тому вперед» белоруской Дашей Верещагиной

Город Женщин

Оставить комментарий

10072