Втягиваться в новый режим после долгого отдыха всегда сложно. Вместе с детьми нервничают и родители. Как всем успокоиться, а ребенку – быстрее адаптироваться к школе и учебе, рассказала эксперт в сфере образования, психолог Светлана Радькова. Наши советы подойдут родителям младших школьников.
1. Не давите на ребёнка важностью перемен и взрослыми ожиданиями.
Школа не отменяет всего того, что ребенок делал раньше: как играл, отдыхал и так далее.
Учеба – важный момент, но не всепоглощающий. Это время не должно полностью преобразить внешний и внутренний мир ребенка.
По поводу родительских ожиданий насчет учебы. Что важнее для ребенка: быть лучшим или счастливым? Наверняка большинство взрослых выберут второй вариант. А чтобы быть счастливым, ребенку необходимо испытывать радость от действий, при этом совершать их в своем темпе. Учите детей сравнивать себя только с самими собой – вчерашними.
«Учительница хвалила?», «Какая оценка?», «Не хочешь ли показать дневник?», – эти вопросы не должны звучать часто. Лучше спросите: «Что тебе понравилось сегодня больше всего?», «А что рассказывали друзья?»
2. Режим дня надо соблюдать. Банально, но это очень важно
Ребенку важно чувствовать предсказуемость событий. Это вселяет спокойствие. А вот судорожные сборы по утрам выматывают больше, чем вам кажется.
Пока дети посещают начальную школу, родители должны взять ответственность за процесс сборов на себя. Если ребенок долго не встает с постели, возится с выбором одежды, кричать на него точно не надо: значит, вы не смогли организовать утренние ритуалы так, чтобы всем было спокойно.
Планирование времени – «опция», непонятная детям младшего школьного возраста, они даже могут точно отслеживать, как время течет. Это факт. С ним не поспоришь.
Читайте также: Идем в школу. Шестилетки & семилетки
3. Постарайтесь разнообразить утро
Вот, что вы можете сделать:
— Поднимайте ребенка чуть пораньше, если ему требуется на сборы больше времени, чем бы вам хотелось.
— Устраивайте маленькие приятные сюрпризы, которые сделают пробуждение ребенка радостным. Например, сварите ему любимое какао, положите под подушку конфетку или билет в зоопарк и вместе «найдите» клад.
— Забавный ритуал прощания перед школой – тоже отличная идея.
— Для маленьких приготовьте мини-талисманчик (игрушку) и дайте с собой в класс. Пусть малыш рассказывает игрушке «секреты», а возможно и страхи, и обиды, пока вас нет рядом.
4. Не высказывайте при ребенке свои тревоги насчет школы и не критикуйте «напоказ»
Здесь все просто: дети зачастую оценивают ситуацию, ориентируясь на отношение значимых для них взрослых. Вы боитесь чего-то и говорите об этом вслух? ребенок может воспринять ваши фразы, даже брошенные невзначай, очень серьезно. А вы об этом, вполне возможно, и не узнаете.
Если вы любите пообсуждать свое недовольство ребенком с другими людьми, да еще в его присутствии, знайте: такие высказывания родных ранят более всего.
5. Не обесценивайте чувства ребенка
Выслушайте, сочувствуйте, помогите реально. Этот совет особенно пригодится, если ребенок переживает из-за того, что на него повысил голос учитель или обидели одноклассники. А что еще можно предпринять?
Если речь идет о конфликте с ребятами, вы вполне можете выступить медиатором.
Научите играм, которые привлекательны для вашего ребенка и других детей; научите, как избежать конфликта, как мириться, как договариваться, меняться и может даже показывать фокусы, складывать бумажные игрушки в технике оригами и т.д.
Объясните, что обидчика тоже, наверное, кто-то обидел, и он передал эту эстафету вам, но вы можете ее закончить: обижаться и обижать никого не будете. А может даже следует расспросить обидчика о его самочувствии и помочь. Посоветуйте ребенку улыбнуться недружелюбному мальчику (девочке) и спросить: «Ты играешь сегодня? Во что любишь играть?»; «Может, ты забыл взять яблоко сегодня? У меня есть два. Угощайся»; «Жалко тратить время на ссоры. Давай поиграем». Возможно, конфликт перестанет развиваться.
Сами же не спешите с выводами. У младших школьников только развивается способность оценивать происходящее, порой они могут фантазировать, преувеличивать и даже манипулировать вниманием родителей неосознанно или осознанно. Скажите ребёнку «я верю тебе» или «я помогу тебе», обсудите происходящее с самим ребенком и учителем. Ребенок поймет, что вы не идете на поводу у эмоций, а разбираетесь, и у него не появится желания для манипуляций. Он осознает, что его восприятие события может зависеть от настроения, волнения, опыта.
Читайте также: С чего ребенку начать путь в IT
Текст: Елена Орлова