Светлана Овинова – это два метра совершенства. Первое, что пришло мне в голову, когда мы встретились в кафе для интервью. В ней гармонично сочетаются белоснежная красота, бархатный голос, внутренняя теплота и особый талант создавать удивительные акварели. В Беларусь Светлана привезла свои работы для выставки «От Лиссабона через Минск до Владивостока», которая объединила художников из 25 стран.
Справка:
Светлана Овинова – художник, график, дизайнер. Живет в Санкт-Петербурге. В 2000 году с красным дипломом окончила Санкт-Петербургскую академию художеств. С 1996 года принимает участие в выставочной деятельности. С 2001 года в сферу деятельности Светланы Овиновой входит дизайн интерьеров: магазинов, клубов, кафе, частных квартир. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом: в Норвегии, Германии, Швеции, США, Канаде, ЮАР, Турции и др.
Устроившись в уютном кафе в канун Рождества, беседуем со Светланой об искусстве, ее творчестве и силе созидания. Вскользь узнаю, что Светлана Овинова происходит из очень старого рода новгородских бояр Овиновых, которые отказались при Петре I сбривать бороды и, как следствие неподчинения государю, постепенно обнищали. Но корни прослежены аж до XIV века. Есть и капля белорусской крови: в Минске до сих пор живут ее двоюродные братья.
О петербургском человеке
Для меня петербуржец – это в первую очередь философ. Скорее даже некий кот-философ, который переждет, посмотрит, как дипломат, и решит, что все уладится само собой. И погода Петербурга, и сама история города не предполагают какого-то фейерверка, внешнего проявления бурных эмоций. Но это все есть, просто оно спрятано внутри. В этом весь Петербург.
Сейчас сумасшедший образ жизни – и петербургский человек немного растерян. Внутренняя сдержанность, присущая городу и его людям, соперничает с бешеными скоростями, диктуемыми временем. Я наблюдаю за тем, как люди пытаются угнаться за этим темпом, но не потерять лица. Отсюда и некая растерянность.
О женщинах
Сколько себя помню, всегда любовалась женщинами. И в молодости стеснялась их рисовать, ведь женщинами должны любоваться мужчины. Но почему-то мужчины, которые учились вместе со мной, рисовали женщин механически, не восторгаясь. Я удивлялась, как они не видят эти изумительные повороты головы, линии, завитки волос, «перламутровость» и игру цвета кожи! Поэтому я стала рисовать то, чем искренне любуюсь всю жизнь.
Однажды меня попросили сделать что-то необыкновенное для дома в стиле модерн. Я изучала, конечно, и период «мирискусников», и костюмы Бакста, но, когда взялась за серию акварельных портретов, поняла, что рисую сама по себе. Родилась такая женщина-загадка: не то петербурженка, не то парижанка. В легких костюмах, но с огромным вниманием к каждой мелочи. К каждой бусинке на сумочке. Я потом размышляла, почему эта серия акварелей вышла у меня такой особенной, определяющей дальнейший виток творчества, и поняла, что, когда создавала ее, была в счастливом состоянии паузы.
Пока ты в колесе, ты ничего вокруг не замечаешь. Поэтому только пауза дает нам возможность оглянуться вокруг и понять, как выйти на новый уровень. И если человек может себе позволить эту паузу, значит, он уже готов перейти на новую высоту. Плюс в тот момент я жила у родителей с ощущением полной защищенности и сохранения внутренних границ. Только родные люди могут дать тебе эту роскошь: окружить заботой, но уважать личное пространство.
О пространстве
Я очень люблю организовывать пространство. Для меня самое главное, чтобы человеку было комфортно в его доме. Был случай, когда мне пришлось переделывать квартиру после крутого московского дизайнера. Меня позвали в проект буквально со словами «Света, спасай!». Когда я увидела его работу, спросила: «А что хочет изменить этот дизайнер в СВОЕЙ жизни?» Мне ответили: «Он хочет развестись». «А вы хотите развестись?» – спросила я у хозяина квартиры. Он ответил, что, конечно, нет, – и мы почти все переделали.
Художники могут существовать в любой атмосфере, потому что они живут внутри. Остальным людям необходимо выразить свой внутренний мир через пространство. Поэтому я очень внимательно отношусь к воспоминаниям людей, которым помогаю с интерьерным дизайном.
Для кого-то ту самую атмосферу комфорта и уюта создаст бабушкин плед в клеточку, кому-то важен цвет платья первой девушки… Если это увидеть и воплотить в интерьере, человек будет чувствовать себя в нем максимально комфортно.
Об искусстве
Искусство – от слова «искусственный»: то, что сделано человеком, и где есть частичка души того, кто сделал. Искусство – это когда ты подходишь и вдруг чувствуешь внутренний резонанс, когда вибрации проходят сквозь тело и душу, вот здесь, в самом центре. Я бы сравнила процесс создания искусства с сексом.
Он не должен быть слишком быстрым или слишком затянутым, а в конце должен получиться взрыв эмоций, оргазм, если хотите. Тогда в том, что ты сделал, будет та самая часть души, эмоция, мысль, которая вызовет в других те самые вибрации.
О художнике
Еще когда я училась в художественном училище, каждый педагог говорил, что женщина может быть или художником, или она выйдет замуж. Искусство требует большого пространства и много времени, а свою энергию ты должен отдавать не близким. Иначе не получится что-то создать. Это сложно: быть в семье и быть в себе одновременно.
Но любовь и близкие люди – это еще огромный и неисчерпаемый источник вдохновения. Особенно когда они в тебя верят и поддерживают. Так что у меня все получается.
Как рождаются художники? Я сидела дома одна с трех лет. Отказалась от сада. Две недели меня туда водили со слезами, и в итоге я победила – сад остался в прошлом. Представляете трехлетнего ребенка одного дома? А я сидела, обложившись книгами и альбомами, где-то в своих мечтах и их же пыталась нарисовать. Так я и стала художником. Поэтому для меня очень важно сохранять вот это личное пространство.
Беседовала Мария Столярова
Фото: Юлия Прудникова