Итальянский декоратор и художник Пьеро Форназетти (1913-1988) — художник-минималист, скульптор, декоратор и дизайнер.
Пьеро Форназетти родился в Италии в далёком 1913 году. Мальчик рос в довольно обеспеченной миланской семье. Их дом был настолько огромен и архитектурно сложен, что маленький Пьеро блуждал по лабиринтам родного жилища, уже тогда черпая в нем вдохновение. Первые признаки дизайнерского таланта проявились, когда десятилетний Пьеро Форназетти начал расписывать стены собственной комнаты. В семнадцать лет выиграл грант на обучение в Академии изящных искусств Брера. Несмотря на то, что вскоре Пьеро был отчислен спустя несколько лет после поступления, он уже мог похвастаться выставкой своих первых полотен при университете Милана. Юноша находился в окружении столичной богемы. Оттуда и завязались дружеские отношения с товарищами по ремеслу и началась история бренда.
В конце 40-х годов Джо Понти познакомился с Форназетти и пригласил поучаствовать в миланском триеннале. Джо Понти называют основателем итальянского дизайна. Архитектор и дизайнер, владевший промышленным производством и постоянно создавший творческие тандемы с различными деятелями искусств, нашёл соратника по схожим интересам и идеям – Пьеро Форназетти. Их сотрудничество было долгим и крепким. По совету Понти, Форназетти начал заниматься предметным декором. Джо Понти потом говорил о Пьере: «Он делает объекты, способные говорить».
Пьеро Форназетти заказал свою первую партию тарелок у итальянской фабрики Черамике де Лавено, эту партию он выставил в качестве экспонатов. Впоследствии начали поступать заказы от зарубежных клиентов на покупку таких изделий, поэтому Форназетти снова обратился к этой же фабрике, но уже с просьбой начать серийный выпуск тарелок. Фабрика Черамике де Лавено ответила отказом, чтобы не спровоцировать скандал оригинальным и эксцентричным дизайном в декоративном искусстве. Дизайн был выполнен в виде изображений лиц, рыб и мятых газетных страниц, что выделяло предметы из обыденных вещей. Пьеро не отчаялся и начал собственное производство, сделав пристройку к своему родному дому и купив печь для выжигания керамики. Он начал самостоятельно заниматься ремеслом. Так и появилась первая мастерская и ателье Пьеро Форназетти. В начале производство ограничивалось только декорированием и отделкой, выполненных вручную. В помощь были наняты несколько опытных ремесленников. Выпускались фарфоровые изделия и предметы мебели, всё производилось исключительно лимитированными тиражами.
Форназетти был вдохновлён открытиями в искусстве времён Античности и эпохи Ренессанса. Пьеро соблюдал законы пропорции, гармонии и колористики, не забывал про соотношения света и тени. Ко всему этому он любил баловаться иллюзионными обманками, построенными на оптических эффектах искажения перспективы, знал, как должна ложиться двумерная графика на трёхмерные формы. Иллюстратор вдохновлялся деятельностью своих друзей-художников Марио Сирони, Альберто Савинио, Джорджо де Кирико. Всех их объединяет сюрреалистическое направление, в котором развивался Форназетти.
Талантливый графический дизайнер использовал визуальные образы из прошлого, и часто повторял, что в этом мире уже трудно создать что-то новое. Шезлонги, зонты, светильники и пепельницы предавались его оригинальным идеям. Актуальными темами для бренда Форназетти были – бабочки, образ солнца, игральные карты, книги и архитектура. Но самой актуальной темой бренда стало лицо. Если точнее, одно лицо оперной певицы девятнадцатого века – Лины Кавальери. Листая журнал прошлого века, Форназетти наткнулся на портрет девушки с большими тёмными глазами и влюбился в её образ, в очертания лица. Настолько его впечатлила эта журнальная картинка, что Пьер нарисовал более 500 вариаций этого лица: подмигивающие, плачущие, лицо с усами и много других. 350 вариантов удачно отметились в серии тарелок под названием «Тема и Вариации» и обрели колоссальный успех во всем мире, став визитной карточкой бренда. Огромное количество людей слыша о Форназетти, не знают, кто это, но стоит им увидеть изображение женского лица на тарелке – тут же узнают.
На сегодняшний день дело Форназетти имеет продолжение. Его сын Барнаба Форназетти сохраняет семейные традиции, воссоздавая самые узнаваемые предметы бренда и выпуская ограниченными партиями. Барнаба рассказывает, что находки его отца – это хороший вкус, приправленный иронией. Барнаба, также как и его отец, соглашается на разные интересные коллаборации с другими дизайнерскими домами. Так, например, в декабре 2014 года появилась на свет капсульная коллекция вещей для дома от Форназетти совместно с модным брендом Valentino. Предметы интерьера украшали классические черно-белые изображения Форназетти, разбавленные принтом в стиле милитари и алым цветом губ Лины Кавальери.
Ещё одна модная коллаборация была представлена в рамках парижской недели моды в 2017 году, выпущенная совместно с японским дизайнерским брендом Comme des Garçons. В коллекцию под названием «Голый король» (отсылка к датской сказке) входили предметы мебели и одежда. Барнаба Форназетти считает, что в дизайне можно использовать абсолютно всё, но обязательно нужно найти свою индивидуальность, как когда-то нашёл его отец.
Текст: Анастасия Черканова