Журнал "Город женщин". Читать онлайн бесплатно.
Калейдоскоп Мода и стиль

Пьеро Форназетти: краткая история бренда

Пьеро Форназетти

Итальянский декоратор и художник Пьеро Форназетти (1913-1988) — художник-минималист, скульптор, декоратор и дизайнер. 

Пьеро Форназетти родился в Италии в далёком 1913 году. Мальчик рос в довольно обеспеченной миланской семье. Их дом был настолько огромен и архитектурно сложен, что маленький Пьеро блуждал по лабиринтам родного жилища, уже тогда черпая в нем вдохновение. Первые признаки дизайнерского таланта проявились, когда десятилетний Пьеро Форназетти начал расписывать стены собственной комнаты. В семнадцать лет выиграл грант на обучение в Академии изящных искусств Брера. Несмотря на то, что вскоре Пьеро был отчислен спустя несколько лет после поступления, он уже мог похвастаться выставкой своих первых полотен при университете Милана. Юноша находился в окружении столичной богемы. Оттуда и завязались дружеские отношения с товарищами по ремеслу и началась история бренда.

Пьеро Форназетти 1913-1988 гг
Пьеро Форназетти 1913-1988 гг

В конце 40-х годов Джо Понти познакомился с Форназетти и пригласил поучаствовать в миланском триеннале. Джо Понти называют основателем итальянского дизайна. Архитектор и дизайнер, владевший промышленным производством и постоянно создавший творческие тандемы с различными деятелями искусств, нашёл соратника по схожим интересам и идеям – Пьеро Форназетти. Их сотрудничество было долгим и крепким. По совету Понти, Форназетти начал заниматься предметным декором. Джо Понти потом говорил о Пьере: «Он делает объекты, способные говорить».

Пьеро Форназетти заказал свою первую партию тарелок у итальянской фабрики Черамике де Лавено, эту партию он выставил в качестве экспонатов. Впоследствии начали поступать заказы от зарубежных клиентов на покупку таких изделий, поэтому Форназетти снова обратился к этой же фабрике, но уже с просьбой начать серийный выпуск тарелок. Фабрика Черамике де Лавено ответила отказом, чтобы не спровоцировать скандал оригинальным и эксцентричным дизайном в декоративном искусстве. Дизайн был выполнен в виде изображений лиц, рыб и мятых газетных страниц, что выделяло предметы из обыденных вещей. Пьеро не отчаялся и начал собственное производство, сделав пристройку к своему родному дому и купив печь для выжигания керамики. Он начал самостоятельно заниматься ремеслом. Так и появилась первая мастерская и ателье Пьеро Форназетти. В начале производство ограничивалось только декорированием и отделкой, выполненных вручную. В помощь были наняты несколько опытных ремесленников. Выпускались фарфоровые изделия и предметы мебели, всё производилось исключительно лимитированными тиражами.

Форназетти был вдохновлён открытиями в искусстве времён Античности и эпохи Ренессанса. Пьеро соблюдал законы пропорции, гармонии и колористики, не забывал про соотношения света и тени. Ко всему этому он любил баловаться иллюзионными обманками, построенными на оптических эффектах искажения перспективы, знал, как должна ложиться двумерная графика на трёхмерные формы. Иллюстратор вдохновлялся деятельностью своих друзей-художников Марио Сирони, Альберто Савинио, Джорджо де Кирико. Всех их объединяет сюрреалистическое направление, в котором развивался Форназетти.

Пьеро Форназетти на фоне своих работ
Пьеро Форназетти на фоне своих работ

Талантливый графический дизайнер использовал визуальные образы из прошлого, и часто повторял, что в этом мире уже трудно создать что-то новое. Шезлонги, зонты, светильники и пепельницы предавались его оригинальным идеям. Актуальными темами для бренда Форназетти были – бабочки, образ солнца, игральные карты, книги и архитектура. Но самой актуальной темой бренда стало лицо. Если точнее, одно лицо оперной певицы девятнадцатого века – Лины Кавальери. Листая журнал прошлого века, Форназетти наткнулся на портрет девушки с большими тёмными глазами и влюбился в её образ, в очертания лица. Настолько его впечатлила эта журнальная картинка, что Пьер нарисовал более 500 вариаций этого лица: подмигивающие, плачущие, лицо с усами и много других. 350 вариантов удачно отметились в серии тарелок под названием «Тема и Вариации» и обрели колоссальный успех во всем мире, став визитной карточкой бренда. Огромное количество людей слыша о Форназетти, не знают, кто это, но стоит им увидеть изображение женского лица на тарелке – тут же узнают.

Стул по эскизу Пьеро Форназетти
Стул по эскизу Пьеро Форназетти

На сегодняшний день дело Форназетти имеет продолжение. Его сын Барнаба Форназетти сохраняет семейные традиции, воссоздавая самые узнаваемые предметы бренда и выпуская ограниченными партиями. Барнаба рассказывает, что находки его отца – это хороший вкус, приправленный иронией. Барнаба, также как и его отец, соглашается на разные интересные коллаборации с другими дизайнерскими домами. Так, например, в декабре 2014 года появилась на свет капсульная коллекция вещей для дома от Форназетти совместно с модным брендом Valentino. Предметы интерьера украшали классические черно-белые изображения Форназетти, разбавленные принтом в стиле милитари и алым цветом губ Лины Кавальери.

Ещё одна модная коллаборация была представлена в рамках парижской недели моды в 2017 году, выпущенная совместно с японским дизайнерским брендом Comme des Garçons. В коллекцию под названием «Голый король» (отсылка к датской сказке) входили предметы мебели и одежда. Барнаба Форназетти считает, что в дизайне можно использовать абсолютно всё, но обязательно нужно найти свою индивидуальность, как когда-то нашёл его отец.

 Текст: Анастасия Черканова 

Рекомендуем

Спецпроект «XX век: эволюция женщины». О дивный новый мир!

Город Женщин

Необычные украшения: посмотрите на новую моду в нише аксессуаров

Город Женщин

Юлия Латушкина: «Успех – это состояние счастья»

Город Женщин

Оставить комментарий