Чулпан Пиотровская – известная телеведущая, режиссер, продюсер. Еще несколько лет назад она была настоящим трудоголиком: работала сутки напролет. Ее образу – успешной и самодостаточной селфмейдвумен – хотели соответствовать многие. Но в какой-то момент наша героиня поняла: на износ жить нельзя. Да и незачем. Чулпан откровенно рассказала о том, чем обернулась для нее карьерная гонка, как удалось сойти с этой ненужной дистанции и найти баланс между работой и жизнью.
– При подготовке к интервью мне удалось найти множество материалов о вашей карьере, но там фактически нет информации о вас как о личности.
– Раньше я действительно думала, что нужно быть лучшей в своем деле, а все остальное приложится. Но затем поняла, что это обман. Здорово жить многогранно и проявлять себя с разных сторон. Так что я человек увлеченный и увлекающийся.
У меня появилось несколько разносторонних хобби, которые (наконец-то) совершенно не связаны с профессией. К примеру, я окончила гончарную школу, занимаюсь лепкой и керамикой. Удивительно, но у меня, говоря фигурально, случился секс с глиной. Это настолько мой материал, что я готова купаться в нем. Это процесс медитации. Я опускаю в глину руки, когда мне необходимо восстановить ресурс, побыть одной. Причем мне абсолютно все равно, что получится в итоге. Главное – процесс.
В целом я очень люблю мир. Об этом тоже узнала недавно. Оказывается, он достаточно доброжелательно к нам настроен, вопрос лишь в том, как мы к нему относимся. Я стала относиться к окружению с осознанной любовью. Конечно, начать было непросто, но так легче и круче жить во всех проявлениях. Как показала практика последних лет: каждый человек в жизни дается нам для чего-то определенного. И определенно – для чего-то классного.
Я очень рада, что за последние три года у меня получилось выйти за рамки профессии. Потому что, как вы правильно заметили, если погуглить мое имя, найдется множество информации о карьерном пути, начиная с 15 лет, а про мою личность – фактически ничего. Времени на жизнь и развитие себя как личности не то чтобы не было – я просто его не выделяла. Сейчас стараюсь поступать наоборот. Оказалось, жизнь не крутится только вокруг работы.
«Еще пять концертов – и начну отдыхать»
– Как проходил процесс принятия мысли, что с работой необходимо притормозить?
– Уже пять лет я занимаюсь с отличными преподавателями (это что-то вроде психотерапии, только шире). Они достаточно жестко «дали мне веслом по голове» в плане размышлений о том, что я могу остановиться на работе тогда, когда захочу.
Раньше я мыслила иначе. Казалось, вот еще пять концертов сделаю – и точно начну отдыхать. Но когда один проект заканчивался, его сменяли другие, а потом еще и еще.
Я оглядывалась на все это и думала: «Резюме – шикарное, но что ты за это время видела в жизни? Да, побывала во многих странах, но заметила только аэропорт, концертную площадку или стадион, гостиничное кафе. Я даже не успела сходить на массаж в отеле, потому что поздно возвращалась с репетиций».
И вот в какой-то момент сразу два преподавателя, с которыми я занималась, сказали: «Посмотри, в жизни есть еще столько всего. Может, тормознуть?» Я сразу не тормознула, но нашла баланс. По-моему, пока не очень получается замедляться качественно, но это уже прогресс. Есть такое болезненное состояние – трудоголизм. Я им страдала раньше. А сейчас я трудолюбивый человек, который не впадает в одержимость своей работой.
«Мне во многом помогает Вселенная»
– Значит, вам уже удается находить время для отдыха. Как расслабляетесь, если не брать в расчет хобби?
– Лучший отдых для меня – жить. В широком значении этого слова: ходить в театры и кино; стабильно раз в неделю гулять по парку, отпивая чай, заваренный в термокружке; находиться наедине с собой и слушать новые музыкальные релизы. Я не говорю, что раньше так не делала. Делала, но чаще по профессиональной необходимости. Кроме того, начала больше общаться с друзьями, выезжать куда-то, проводить время с семьей.
– Количество ваших наград и достижений впечатляет. Возникает лишь один вопрос: как вам удавалось все это успевать?
– Я и сама не знаю. Ведь масштаб оцениваешь, только когда уже все сделано. Два года назад, во время беременности, я была режиссером концертов Макса Коржа. Тогда он запускал свои первые большие стадионные проекты, мне же нужно было все это подготовить. Было реально страшно, но и не менее интересно. Помню момент, когда стояла в Киеве посреди стадиона, на пультовой, в окружении 40 тысяч человек, танцующих под песню «Малый повзрослел», и думала: «Как я вообще все это сделала?».
Все получается само собой – из-за любви, упорства, сплоченности команды. А еще мне во многом помогает Вселенная. Когда осознала, что мир работает на меня, а не против, стало легче. Потому что начала замечать, как много помощи получаю со стороны не только людей, но и обстоятельств.
Так, сперва начинаешь обращать внимание на незначительные вещи, а потом становишься благодарна воле случая, какому-то маленькому чуду. Все закономерно. Если я опаздываю на встречу и нахожу на парковке всего одно свободное место, которое оставили будто специально для меня, это ли не мини-чудо? И разве можно за такое не поблагодарить небеса?
«В 30 лет поняла: либо работаю, либо умираю»
– Случалось ли сталкиваться с выгоранием?
– В 28 лет я стала заместителем генерального директора телеканала СТВ – самым молодым руководителем в этом сегменте медиа. Было сложно, ведь в нашем обществе многие считают, что такую должность в столь раннем возрасте можно получить исключительно через постель.
Однажды мне просто надоело это слушать, и я начала соглашаться, говорила: «Ну да, учитесь на моем примере – и все у вас хорошо будет». Тогда у меня был огромный объем работы, сумасшедшие проекты. И уже в 30 лет я поняла: либо перестаю работать в таком агрессивном ритме, либо умираю. Мне пришлось принять одно из самых сложных решений в жизни: уйти с телевидения.
Читайте также: Как справиться со стрессом на работе
Было безумно страшно, но я поняла, что необходимо отдохнуть, – и решила взять отпуск на целый год. Лежала, смотрела в потолок, плакала, ходила на встречи с друзьями и не работала. Это был очень сложный период, в голове творился бред.
Я чувствовала себя самым бесполезным человеком на свете, но все не зря. За это время удалось восстановить здоровье, которое едва не истлело за последние пару лет на телевидении. Когда я работала в бешеном ритме, кареты скорой помощи ездили на мои проекты будто по расписанию: не выдерживало ни сердце, ни нервная система.
Я серьезно занялась психотерапией и начала понимать, что со мной не так. Вроде бы работаю, все делаю правильно, обеспечиваю себя, получаю награды. Должна лежать на пляже на Мальдивах, но почему-то лежу на больничной койке с капельницей. Этот момент и стал временем переосмысления.
«Выигрывает тот, кто научится гибкости»
– В кризисные моменты многие решают сменить не только работу, но и место жительства. Не задумывались о переезде в другую страну?
– Сейчас я живу в Минске и переезжать отсюда не планирую. Нахождение здесь никак не ограничивает возможности, даже когда речь идет о заказах из-за рубежа. Возможно, я вас удивлю, но очень много проектов для других стран выполняются белорусами.
В нашей стране живут суперпрофессионалы: режиссеры, продюсеры, хореографы, художники по свету, стилисты, фотографы, декораторы и постановщики. Получается, что проекты мы делаем в Минске с нуля, а потом отправляем их по другим городам. Так, например, было с шоу-программами Ани Лорак и Сергея Лазарева.
В Беларуси – серьезная и сильная команда, которую любят за ответственность. Мы такая нация – дотошная, никогда не «кинем» и не пропадем, у нас нет халтуры. За это нас ценят.
– Это мотивирующая мысль для тех, кто жалуется на «узость» рынка труда.
– Я считаю, границы сейчас настолько расширились, что для создания проекта, даже глобального, можно из дома не выходить. Тем более что ковид научил нас проводить планерки онлайн, а ведь еще недавно почему-то считалось, что если не было личной встречи, то не было и совещания…
Когда берешь в команду большое количество профессионалов, вообще все равно, где ты живешь, – проект возможно сделать, находясь в любой точке мира. Гибкость – главное, что диктует нам современность. И выиграет тот, кто этой гибкости научится.
– Ковидные времена, кстати, не вызвали панику? Пандемия ведь сильно ударила по шоу-бизнесу и развлекательным проектам.
– Два последних года прошли просто прекрасно: с началом пандемии я ушла в декрет. Пока мои коллеги, к сожалению, страдали из-за отсутствия работы, я спокойно занималась материнством. В это время никто не беспокоил меня звонками.
И я даже удивилась тому, как это классно, ведь если бы мне предложили серьезный проект, я определенно нашла бы лазейки, как его воплотить. Даже с грудным ребенком на руках. Но как только я решила, что пора бы потихоньку выходить на работу, сразу посыпались предложения. Друзья шутили, что я ведьма. Думаю, я просто волшебница и все складывается так, как нужно мне.
– Не страшно возвращаться после перерыва?
– Я уже вернулась. Моей первой большой работой стала постановка шоу-спектакля для IT-компании Anderson в «Минск-Арене». Сейчас планирую работу на будущее, но по чуть-чуть. На этот год несколько больших проектов уже точно отмечены в календаре.
Но что такое «точно» в наше время? Я не делаю полноценный график, чтобы идти по жизни плавно, не погружаться с головой в работу и продолжать заниматься своей жизнью. Я же еще в декрете.
Текст: Маргарита Дорожкина
Фото: Виталий Бразовский и личный архив