Журнал
Калейдоскоп Эксклюзив

«Город астероидов»: в чем признались актеры на пресс-конференции фильма

Город астероидов

27 июля в минский кинопрокат вышел новый фильм Уэса Андерсона «Город астероидов».  Если вы мечтаете, купив один билет, увидеть на экране сразу не один десяток кинозвезд –  не пропустите его! Только на афише указаны имена 20 снявшихся в фильме актеров. Еще один интересный момент: фильм снимался по-старинке: вместо цифровой камеры была пленка, вместо студии — реальная пустыня в Испании. Настасья Костюкович побывала на пресс-конференции в Каннах, посвященной этому фильму и специально для «Город Женщин» записала воспоминания команды о съемках фильма.


Этот фильм Уэса Андерсона – своего рода легкая насмешка над выходящими одновременно блокбастерами «Барби» и «Оппенгеймер»: вот вам и Марго Робби, вот вам и гриб от ядерного взрыва. К слову, Марго Робби, на экране «Города астероидов» промелькнет в маленькой безымянной роли. Настолько крошечной, что пусть это будет для вас такой квест – заметить ее на экране!

Читайте также: Интервью с Марго Робби: «У каждого своя правда»

В фильме есть и ностальгичные отсылки к эстетике «Твин Пикса» Дэвида Линча – в сценах в придорожном кафе это особенно чувствуется. Киноман Уэс Андерсон вплетает в свои фильмы все, что знает о кино сам.

Как нам показалось, самые интересные образы в фильме получились женские. Многоликая Тильда Суинтон в роли мечтающей только о звездах астронома. Или Скарлетт Йоханссон в образе модной актрисы середины 1950-х годов, так отчаянно напоминающая Алису Фрейндлих в роли Калугиной из «Служебного романа»!

Описывая роскошный актерский кастинг, кинокритики шутят, мол, в этом фильме Андерсона снялись все, кроме Билла Мюррея. Актер-талисман, неизменно снимающийся у Андерсона со времен его первого фильма «Бутылочная ракета» 1994 года, и в этот раз должен был играть роль – но заболел ковидом.

Скарлетт Йоханссон напоминающая Алису Фрейндлих в фильме Город астероидов

Это одна из фирменных «фишек» Андерсона  – работать со «своими» людьми. Уже в пятый раз музыку для фильма написал композитор Александра Деспла. А костюмы в стиле 1950-х годов создавала итальянка Милена Канонеро – дизайнер, начинавшая работу в кино с сотрудничества со Стенли Кубриком и постоянно работающая над театральными постановками в «Метрополитен Опера» и Венской опере. В команду Уэса Андерсона Милена Канонеро попала в 2004 году на съемках «Водной жизни», а вскоре за костюмы к ленте «Отель «Гранд Будапешт» удостоилась одного из четырех своих «Оскаров».

Премьера «Города астероидов» состоялась в мае на фестивале в Каннах. А уже в конце лета на 80-м Венецианском кинофестивале Андерсон представит свою 37-минутную короткометражку по рассказу Роальда Даля «Чудесная история Генри Шугара» с Бенедиктом Камбербэтчем, Рейфом Файнзом и Беном Кингсли в ролях.

О том, как создавался «Город астероидов» на пресс-конференции в Каннах рассказал сам режиссер Уэс Андерсон и актеры Джейсон Шварцман, Скарлетт Йоханссон, Брайан Кренстон, Джефри Райт, Стив Пак, Руперт Френд и Майя Хоук.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Город астероидов» / festival-cannes.com

Скарлетт Йоханссон: «Мне кажется, его фильмы все более становятся похожими на театр»

– Всегда приятно возвращаться туда, где тебя любят. И где ты всех любишь! – признается Скарлетт Йоханссон в ответ на вопрос, каково было снова оказаться на съемочной площадке фильма Уэса Андерсона. – Особенно приятно, когда тебе предлагают  сыграть киноактрису, а не собаку. (Колкость по поводу ее участия в проекте Андерсона «Остров собак», в котором актриса озвучивала одного из анимированных персонажей – собаку. – прим. автора).

– Уэс в очередной раз создал свой киномир на съемочной площадке, и это было просто физически осязаемое пространство. Мне кажется, его фильмы все более становятся похожими на театр. Вокруг тебя реальные предметы, которые ты можешь не только увидеть, но и потрогать. Часто ведь как бывает на съемках? Ты просто теряешь эмоциональный заряд, когда, отыграв свою сцену, идешь в трейлере и просто ждешь очередного выхода. Каким-то образом Уэс избежал этого, сделав съемочный процесс очень ярким и так похожим на работу в театре. Это вдохновляло нас всех!

Майя Хоук: «Не было напряжения, давления на актеров. Все было в удовольствие!»

– А мне очень понравилось, что на съемках фильмов Уэса нет иерархии – работает весь актерский ансамбль как одно целое.  И это в сочетании с красотой выстроенного пространства, специально созданного для фильма, в сочетании с отличным сценарием…

Для актера это такой кайф, когда часть мира, окружающего тебя, работает вместе с тобой!  Тогда ты просто любишь всех и вся вокруг! Весь процесс съемок был очень непринужденным, хотя ставки были высоки как при создании любого фильма. Но не было этого напряжения, давления на актеров, какое бывает нередко. Все было в удовольствие!

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Город астероидов» / festival-cannes.com

Брайан Кренстон: «Он руководил нами как дирижер!»

– Этот фильм – словно любовное признание Уэса Андерсона всем трем видам искусства: театру, телешоу и кино. На этих съемках у меня было такое ощущение,  что Уэс работает с нами, как дирижер оркестра. И в этом оркестре каждый из нас – музыкант, играющий на своем инструменте. И мы могли сфокусироваться на игре на своем инструменте и представить его звучание зрителю.

Он действительно руководил нами как дирижер! «Брайан, вот тут – потише, пожалуйста. А Скарлетт – вот тут нужно звучания побольше». Он вносил эти коррективы по ходу, ему нравился диалог с нами в процессе создания фильма. Помню как по сценарию Оджи (чью роль исполняет Джейсон Шварцман) говорит режиссеру: «Я не могу это играть, потому что не понимаю». А режиссер ему: «А вам и не нужно понимать! Просто рассказывайте историю».

Это так похоже на нашу жизнь! Мы все делаем что-то и не знаем точно, что из этого выйдет. Не знаем, как долго мы будем жить, кого встретим… Но нам надо продолжать жить, двигаться вперед. И быть рассказчиком своей истории.

Стив Пак: «Перед началом съемок Уэс показал нам анимированную раскадровку будущего фильма, в которой сам озвучил всех персонажей!»

– Знаете, что меня впечатлило? Перед началом съемок Уэс показал нам анимированную раскадровку будущего фильма, в которой сам озвучил всех персонажей! И скажу вам, если показать эту работу в кино, она будет смотреться не менее интересно, чем готовый фильм, правда! Так что мы все точно знали, чего он хочет от каждого из нас, какую историю мы будем рассказывать.

Уэс Андерсон: «Я только на этих съемках понял, как соскучился по кино»

– Ну, нет! Эта раскадровка вовсе не похоже на готовый фильм, потому что в ней нет актеров и их игры! Это просто мой план, а дальше идет импровизация, эмоции, чувства… И мой план наполняют собой актеры. Я только на этих съемках понял, как соскучился по кино, и как мне нравится находиться в окружении актеров, каждый из которых приносит что-то свое в мой фильм.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Город астероидов» / festival-cannes.com

Джефри Райт: «У Уэса на съемках всегда отлично кормят в конце съемочного дня: вкуснейшие блюда и бокал вина!»

– Та анимация, которую создал Уэс до начала съемок, – своего рода строительные леса. Он показал нам рамки дозволенного, свой план строения, а в них ты уже волен делать, что хочешь, волен импровизировать. Плюс, у Уэса на съемках всегда отлично кормят в конце съемочного дня: вкуснейшие блюда и бокал вина!

Руперт Френд: «А потом ты делаешь это невозможное и понимаешь, что твоя еще незагаданная мечта уже сбылась»

– Мне кажется, есть всего несколько людей в кино, обладающие особой силой – заставить тебя поверить в то, что ты можешь сделать. Что ты можешь из того, чего не умеешь вовсе, настолько, что даже думать об этом не смел. В моей жизни таких людей двое – Эйми Маллинз, на которой я женат, и Уэс Андерсон.

Когда он звонит и говорит: «Скажи, а не мог бы ты исполнить песню живьем?».  Я говорю «Да, но только я не играю ни на одном инструменте!» Тогда он еще раз спрашивает «Так ты мог бы?»  – «Да-да! Я могу!» (Смеется) А потом ты делаешь это невозможное и понимаешь, что твоя еще незагаданная мечта уже сбылась.

Джейсон Шварцман: «Он действительно хочет знать о каждом из нас всё»

– Я всегда благодарен Уэсу, и всегда горд быть в его команде. Когда-то мы начинали с ним вместе делать кино, а теперь группа невероятных людей вокруг нас растет с каждым годом. Они словно магнитом притягиваются к этому человеку! Мне ведь было всего 17 лет, когда мы встретились с Уэсом.

И он был первым человеком не из моей семьи и старше 20 лет, кто заботился обо мне на съемочной площадке. Кто вообще интересовался моим мнением, чего я хочу. Это было необычно и интересно. Он действительно хочет знать о каждом из нас всё. Ему любопытно это, он видит в нас даже больше, чем мы знаем сами о себе.

При этом он никогда не делает удобно для себя, никогда не повторяет то, что уже делал, он всегда вносит новый элемент, эволюционирует.  Я тоже могу сравнить это с музыкой: он словно бы каждый раз добавляет в свой оркестр новый инструмент и его новое особое звучание.

Уэс Андерсон: «Джейсон приходил на съемочную площадку в костюме своего героя каждый день. Не важно, был ли он задействован в съемках в этот день»

– Джейсон был очень молод, когда мы впервые встретились. Он сыграл тогда роль в одном из первых моих фильмов. (1998 год, «Бутылочная ракета». – Прим. автора) Тогда я использовал его таким, какой он есть: многое в нем было связано с героем, они были похожи.

А в этом фильме, который мы сняли  26 лет спустя, Джейсон приходил на съемочную площадку в костюме своего героя каждый день. Не важно, был ли он задействован в съемках в этот день. И это было важно для меня, видеть, как из молодого парня вырос полноправный член моей команды, моего киномира.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Город астероидов» / festival-cannes.com

В компании людей в «Городе астероидов» в какой-то момент появляется инопланетянин, которого сыграл актер Джефф Голдблюм. А вы сами верите во внеземную жизнь?

Уэс Андерсон: – Лично я? Ну, я бы не стал полагаться на мое мнение по этому вопросу. (Смеется) Скажу так: думаю, внеземная жизнь не похожа на то, что мы ожидаем увидеть. Я читал много книг на эту тему. И, например, Стивен Хокинг настаивает, что таких жизней во Вселенной есть невероятное множество. Ну что же, он, вероятно, знает больше меня, раз даже называет цифры. Но вот я пока не уверен…

Этот фильм снимался в самый разгар пандемии Covid. Как получилось работать с такой большой актерской командой во время карантина и самоизоляции?

Уэс Андерсон: – Вышло так, что в самый разгар пандемии мы  Романом Копполой (сын режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, давний друг и соавтор Уэса. – прим. автора) писали сценарий. Для меня лично этот этап создания фильма – самая свободная часть всей работы. И самая любимая, потому что ты приступаешь к ней, когда у тебя нет еще вообще ничего. А потом случается искра озарения – и вот у тебя уже есть история! Мы вплетаем в нее все то, что было с нами прежде, и что происходит прямо сейчас. Не думаю, что в «Городе астероидов» появилась бы история про карантин, если бы мы сами его не переживала во время написания сценария.

Собственно съемки фильма в Испании проходили всё еще во время пандемии, когда работали все эти протоколы ограничений. Но оказалось, что нам это подходит! У нас была группа из актеров и съемочного персонала, с которой мы отправились в пустыню. Но это была закрытая для всех остальных пустыня. Мы снимали фильм только своей компанией. А вечером все вместе садились ужинать за один большой длинный стол. Выходит, все эти карантинные ограничения пошли нам только на пользу.

Не думаю, что в «Городе астероидов» появилась бы история про карантин, если бы мы сами его не переживали во время написания сценария

– Сегодняшние технологии позволяют создавать фильм в студии, снимать на зеленом экране. Почему вы все еще делаете кино «по-старинке»: на пленку, используя натурные съемки?

Уэс Андерсон: – Понимаете, никакой зеленый экран или компьютерные технологии не создадут нужной атмосферы для игры живых актеров. В «Городе астероидов» есть много вещей, которые мы с легкостью могли бы создать на этапе пост-продакшна в студии. Но мы сняли их в пустыне в Испании. Это просто совершенно другой опыт.

То, о чем говорила Скарлетт: на наших съемках было абсолютно реальное живое пространство, в котором происходила игра актеров, в котором они вживались в образы своих героев. К тому же меня завораживают старые приемы киносъемки.

Признаться, мне до сих пор даже не приходило в голову снимать свои фильмы на зеленом экране в студии. Я снимаю на пленку. И мой стиль работы куда больше похоже на то, как делали кино где-то в тридцатых годах прошлого века, чем на съемки современных кинофильмов. И именно этот старомодный стиль лучше всего подходит для рассказа тех историй, которые рассказываю я.

Текст: Настасья Костюкович

Читайте также: О Барби-феминистке и кукольной моде: интервью с дизайнером костюмов фильма «Барби» Жаклин Дюрран

Рекомендуем

Эксклюзивное интервью с Эль Фэннинг: «В отличие от школы, на красной дорожке я не чувствую осуждения»

Город Женщин

Выходные с VOKA: пять фильмов для просмотра с друзьями

Город Женщин

Джессика Чeстейн: «В детстве я мечтала о платье, в котором выйду получить свой «Оскар» 

Город Женщин

Оставить комментарий