Журнал
Город в лицах Интервью Калейдоскоп Рецепты

«Все блюда получились идеальными». Шеф-повар Илья Мажуго — о закулисье шоу «Ешь. Смотри. Готовь», в котором готовят блюда из ваших любимых фильмов

Илья Мажуго

Некоторые фильмы завораживают не только своим сюжетом. Мы можем не помнить, что происходило в мультфильме «Гарфилд», но четко знаем, что лазанья там была бесподобна… Недавно у нас появилась возможность наслаждаться не только просмотром любимых фильмов, но и вкусом знаменитых блюд из них! Видеосервис VOKA запустил новое кулинарное шоу «Ешь. Смотри. Готовь», где шеф-повар Илья Мажуго показывает, как превратить киношный рецепт в реальное блюдо. Мы поговорили с Ильей о закулисье шоу, о работе шеф-повара, а также узнали несколько секретов вкусных блюд. 


— Расскажите немного о Вашем профессиональном пути. Когда решили стать поваром? Кто из близких поддерживал Вас? 

— Я быстро определился. В 13 лет испек свой первый бисквит и понял, что мне нравится этот процесс, нравится готовить, хочу этим заниматься по жизни.

Родственникам бисквит понравился, а мое решение — нет. Бабушка, например, еще недавно рассказывала мне, что быть поваром — очень плохая идея. У нее представление об этой профессии связано исключительно со столовой в СССР, и то, что я уже давно шеф-повар, ничего не меняет. 

Но мне мнение других людей не так уж важно. После девятого класса я  понял, что доучиваться еще два года нет смысла, если хочу стать поваром, и забрал документы из школы. Поступил в училище недалеко от дома — возле Брянска. 

Я ни разу не пожалел, что выбрал этот путь. Я не могу разделить работу и жизнь, я считаю, что не работаю. Шеф-повар — это мой стиль жизни. 

— Как продвигались по карьерной лестнице? Что было самым сложным на этом пути, какие преграды стояли? 

— Главная преграда в моем случае — возраст. Обычно в поварском деле карьерный путь как в армии: четкий, постепенный. Ты растешь от помощника повара до повара, потом — до бригадира, после становишься су-шефом и, если проявишь себя, — шефом. 

Я же после повара практически сразу стал шеф-поваром. И когда приходилось искать работу, было сложно. Если доходил до этапа дегустации — когда нужно приготовить какое-то блюдо — все было супер. Но доходил я до него нечасто, несмотря на хорошее резюме. Потому что мало кто верил, что 23-летний парень в состоянии руководить рестораном — это же сложный процесс. 

После учебы я какое-то время работал в Санкт-Петербурге, Москве, Геленджике, а затем мне предложили поехать в Минск — здесь нужен был шеф-повар в Fabriq. Минск мне очень понравился, это прекрасный город для жизни, он сразу стал моим. Работал шефом еще в Grand cafe, News cafе. Теперь занят проектами в Казахстане. 

Шеф-повар — это творческая работа. Моя задача — придумывать блюда, разрабатывать меню, собирать вокруг себя команду. Все это делать у меня получается хорошо. Работать су-шефом, например, мне было бы намного сложнее: я не настолько структурирован и суперорганизован. Но я знаю, как такого человека найти. 

— За последние пять лет мы пережили моду в еде на итальянскую, японскую кухню, бургеры, новую европейскую кухню, поке… Как возникают новые  тренды в еде?  

Практически в 100% случаев все начинается в США. Алгоритм примерно один и тот же: в ресторанной сфере США возникает мода на что-то,  вскоре это модно уже в Европе, затем — в Беларуси. Довольно сложно предсказать, когда тренд доберется до Беларуси, но то, что доберется, — точно. Так что если хотите узнать, какая еда будет популярна через какое-то время, просто посмотрите, что сейчас едят в Штатах. 

В Европе принято питаться в кафе, белорусы все же предпочитают готовить дома. Как считаете, изменится ли это со временем, придет ли и этот тренд к нам?

— В Беларуси ресторанная культура довольно хорошо развита. Пусть не каждый день, но люди ходят в рестораны,  кафе. Мне есть с чем сравнивать: сейчас работаю в Казахстане, там с этим куда сложнее. Что будет дальше, зависит от нас самих. Это же такой замкнутый процесс: чем больше развивается ресторанная культура, тем больше люди ходят в рестораны. И наоборот: чем больше люди ходят в рестораны, тем лучше развивается ресторанная культура. 

— Вы ведете кулинарное шоу «Ешь. Смотри. Готовь» на VOKA. Расскажите подробнее об этом проекте. 

— Меня пригласили на проект, мы встретились, обсудили детали, я согласился. Идея проекта мне понравилась — она  совпала с моими интересами и увлечениями. Я люблю готовить, люблю смотреть фильмы — специально для шоу мне пришлось посмотреть только один фильм. Более того, у меня уже был опыт съемок — я регулярно делал ролики для своего инстаграм-аккаунта. Они, кстати, достаточно популярные. 

— Как отбирали фильмы и блюда для шоу? 

— На самом деле, не так уж много фильмов, где на блюдах делается акцент, —  нам нужны были именно такие. Мы нашли 12 подходящих под эту концепцию фильмов. Из них отобрали восемь — те, блюда из которых не слишком простые, и их интересно готовить. И стали снимать. Вот, собственно, и все. 

«Ешь. Смотри. Готовь»
Во время съемок шоу «Ешь. Смотри. Готовь»

— Как происходит процесс приготовления блюда на шоу? Какие нюансы необходимо учесть? Есть же  блюда, которые долго  готовятся. Что делали в таких случаях? 

— У нас были блюда, которые нужно готовить долго. Например, тесто для неаполитанской пиццы должно ферментироваться три дня. Поэтому тесто я делал заранее. 

В выпуске мы его сделали, а для следующих этапов я использовал то, которое приготовил раньше. Но я его доставал прямо в кадре, объяснил, что это за тесто, — со зрителем нужно быть честным, нет смысла что-то выдумывать. И это даже лучше: люди увидели, каким должно быть уже готовое тесто. 

— Часто ли приходилось импровизировать во время шоу? Вы часто шутите в кадре, используете живую речь — это не похоже на прописанный сценарий. 

— У нас не было четкого сценария — в том смысле, что мне не нужно было учить слова. Мы решали, какое блюдо готовим, разрабатывали рецепт, закупали продукты, но во время съемок было много свободы и импровизации. 

— Легко ли Вам быть одновременно шеф-поваром и ведущим? 

— Как ведущим я собой не особенно доволен. В качестве повара отработал хорошо — блюда все получились идеальными. Но в целом сниматься мне комфортно — я  достаточно хорошо чувствую себя в кадре. 

Сложность была в только в том, что иногда мы снимали в один день сразу несколько выпусков. Процессы приготовления долгие: пока одно блюдо готовится, настаивается, запекается, можно не терять время, а готовить что-то другое. Но для съемок другого выпуска мне нужно было переодеваться. Честно говоря, эти постоянные переодевания утомляли больше всего. 

«Ешь. Смотри. Готовь»
Во время съемок шоу «Ешь. Смотри. Готовь»

— Какое блюдо из приготовленных на шоу было для вас самым сложным? 

— Мы выбирали не особенно сложные блюда, чтобы люди могли с ними справиться. Но была сложность с кексами — их пришлось переделывать. Дело в том, что я изначально взял не ту муку. Для кексов нужна мука с низким содержанием белка, чтобы кекс получился воздушным и рыхлым. А я взял муку с высоким содержанием белка. Мы все сделали, отсняли, они не получились — пришлось все начинать сначала.

В этом месте суть шоу снова совпала с моим внутренним миром: я не могу делать неидеально, а идея шоу заключается в том, что все блюда должны получиться. Мы просто не могли оставить все как есть и согласиться с неидеальным итогом. Так что переделали.

— Как Вы понимали, что вкус блюда именно такой, как в фильме? Ведь есть множество рецептов одного и того же блюда.

—  Рецептов одного и того же блюда действительно может быть много, но техника приготовления всегда одна. В приготовлении любого блюда есть два ключевых фактора: время и температура. Вы не можете сделать то же самое при другой температуре и другом времени. А дальше вы играете с ингредиентами, со вкусом, балансом, специями и так далее.

Например, бывает только одна техника рататуя. И если мы говорим про идеальный рататуй — это рататуй, который попал во время, в температуру. В мультике он — идеальный. В нашем шоу — тоже. А по ингредиентам все просто: нужно было просто купить необходимые овощи, сварить их, сделать соус из обрезков и выложить, как в мультфильме. 

— Были ли какие-то особенные требования к продуктам для шоу? Где Вы их покупали? 

— Есть требования к продуктам, из которых вы готовите. Неважно, вы готовите для шоу или для чего-то еще. Основа любого хорошего блюда — хорошие продукты. Вы не сделаете хорошее блюдо из плохих продуктов, как бы технически сильны ни были. 

Продукты для шоу я выбирал так же, как для ресторана. Единственное, при выборе продуктов в ресторане мне всегда нужно держать в голове цену. Потому что ты можешь купить продукты и заложить их в цену итогового блюда, но оно может оказаться слишком дорогим. А для шоу я  просто выбирал самые лучшие продукты. 

В Беларуси с этим не было сложностей — здесь продукты хорошие везде. Обычно я покупал их в супермаркете, но иногда специально ездил на Комаровку. 

«Ешь. Смотри. Готовь»
Во время съемок шоу «Ешь. Смотри. Готовь»

Читайте также: «Помогает богатеть». Эксперт по финансовой грамотности — о том, зачем планировать семейный бюджет

Какая судьба была у приготовленной еды после съемок? 

Команда все съедала! При этом мгновенно!

— Какое блюдо из приготовленных на шоу Ваше любимое? 

— Рататуй. Это блюдо само по себе классное. Во-первых, оно красивое. А еще это блюдо, которое невозможно есть постоянно: есть короткий период в году, когда можно приготовить идеальный рататуй. Только осенью, когда можно использовать свежие овощи, он получится таким, каким должен быть. 

А если абстрагироваться от шоу, что любите больше всего? 

— Такого блюда нет. Я ел много разной еды, очень вкусной еды. Если говорить о кухне, то люблю французскую кухню. А еще я любитель стрит-фуда. Из белорусских блюд я в восторге от мачанки. Самая вкусная мачанка, которую я ел, — приготовленная мною.

Какие соусы вы бы рекомендовали иметь на кухне всем?

— Я бы говорил не про соусы, а про разные техники их приготовления. Поняв техники, вы можете создавать массу соусов. 

Для начала я рекомендовал бы научиться готовить бешамель. Это базовый соус, который позволяет понять технику загущения муки благодаря сливочному маслу. Вы приготовили бешамель, добавили туда сыр, желтки, получили другой соус — марне. Добавили просто много сыра — получили сырный соус. И так далее. 

Вторая техника — техника эмульгирования. Или, проще говоря, нужно научиться готовить майонез. Благодаря этому вы поймете, как желток работает с растительным маслом. Третья техника — голландский соус. Тут вы научитесь работать с теплыми желтками и теплым маслом. 

Илья Мажуго
Илья во время готовки

И самое главное, на мой взгляд, — научиться варить бульоны. Бульон улучшает огромное количество блюд. Хорошо сваренный бульон дает 50% вкуса. Например, ризотто на бульоне и не на бульоне — это два разных ризотто. 

Крайне важно научиться готовить бульон правильно — выдерживать время. Рыбу для бульона, например, ни в коем случае нельзя варить дольше 80 минут, а часто — и дольше 40. А хороший говяжий бульон можно получить лишь после 16 часов варки, куриный — после четырех. 

Понятно, как развить вкус в кино, литературе, искусстве: нужно смотреть фильмы, читать книги, ходить в музеи. А как развить свой вкус в еде, научиться разбираться в разных блюдах? Можно ли это сделать, не будучи шеф-поваром?

— Чтобы развить вкус в еде, не нужно быть шеф-поваром. Вкус в фильмах, литературе развивается насмотренностью, начитанностью. С едой та же история. Чем больше вы едите разной еды, тем лучше развит ваш вкус. Но важен один момент. Если каждый день будете есть фаст-фуд, вы не разовьте свой вкус. Как в литературе: вы не разовьете вкус, если будете читать посредственную литературу, — нужно понимать, что вы читаете, правильно выбирать книги. С едой та же история: важно подходить к этому моменту осмысленно. Знать, что вы едите, где едите, для чего идете в тот или иной ресторан, правильно его выбрать, решить, что вы хотите там попробовать. Чем больше этого будете делать, тем лучше будете понимать.

Если человек хочет научиться готовить, с чего рекомендуете начать?

— Повар — это профессия полностью практического характера. Чем больше вы готовите, тем лучше вы это делаете. Есть, конечно, специальные кулинарные школы, но лучше практики нет ничего. С каждым новым меню, рестораном я начинаю готовить лучше.

Процесс приготовления пищи сложный и широкий, он требует знаний многих нюансов. Если я хочу что-то приготовить, я сначала изучаю теорию и тут же это практикую. Так что чем больше вы готовите, тем больше теоретических знаний получаете, а чем больше знаете, тем лучше готовите.

Сейчас есть масса возможностей научиться готовить. В интернете есть много информации. Кулинарные шоу — тоже отличная возможность научиться готовить. Например, во время шоу «Ешь. Смотри. Готовь» я рассказываю многие нюансы, которых не найти в рецептах. 

Читайте нас в TelegramFacebook и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию. 

Рекомендуем

Самые запоминающиеся образы Евровидения

Город Женщин

Подарите сказку! Закажите новогодний видеозвонок от настоящего Деда Мороза для детей.

Город Женщин

Сильнее поцелуя. 5 научных фактов о пользе шоколада   

Город Женщин

Оставить комментарий

10072