Журнал
Интервью Культура

Хуберт Турнхофер и Елена Цагельская о австро-белорусском художественном проекте «Музыка и свет».

Andrej-Klyujko.Tango.-Obyatiya.-Bumaga-akvarel

В Национальном центре современных искусств с успехом открылся масштабный австро-белорусский художественный проект «Музыка и свет», объединивший разноплановые работы 25 авторов. В произведениях, представленных на выставке, звуковые и световые вибрации рождают глубокие, эмоционально насыщенные, чувственные ассоциации, близкие к изобразительной эстетике как австрийской, так и белорусской культуры. В пространстве красок «слышна» музыка различных композиторов, как и жизнь, состоящая из контрастных частей и эпизодов. Куратором от австрийской стороны выступил директор галереи Kunstraum, менеджер по связям с общественностью, автор статей по искусству Хуберт Турнхофер. Белорусский блок представила директор Студии арт-проектов «ГрувиОн», член Белорусского союза кинематографистов, продюсер, режиссер Елена Цагельская.

куратор Хуберт Турнхофер
куратор Хуберт Турнхофер

– Хуберт, когда вы впервые соприкоснулись с изобразительным искусством, в будущем – неотъемлемой частью жизни?

Хуберт: Это случилось ни много ни мало тридцать лет назад. Как быстро летит время! Впервые изобразительным искусством я начал интересоваться в Москве, где познакомился с группой художников-нонконформистов, среди которых особенно сдружился с Николаем Постниковым. Изучение русского искусства, посещение музеев, галерей, общение с представителями и исследователями данной культуры произвели на меня сильное эмоциональное впечатление. Постепенно я понял, что хочу стать частью международного художественного процесса, открыть собственное арт-пространство. В галерейное дело я пришел из философии и литературы. После возвращения из Москвы, в 1995 году, организовал в Русском культурном институте в Вене свою первую выставку художников-нонконформистов. Спустя время основал галерею, в которую вошли картины известных представителей советского и постсоветского авангарда. Тогда же я впервые соприкоснулся с белорусским изобразительным искусством, дав себе слово когда-нибудь организовать крупную выставку в Минске, что мне и удалось сделать сейчас. Большую часть моей коллекции принципиально занимают работы австрийских, русских, белорусских, украинских художников, но есть произведения итальянских и немецких авторов. Я не придерживаюсь конкретных стилей, направлений, жанров в искусстве. В отличие от галерей «закрытого» типа, где идет ставка на конкретные имена или тенденции, я представляю для зрителей широкий диапазон эстетических воззрений. Более того, свою галерею рассматриваю как открытое, многофункциональное арт-пространство – Дом культуры, в котором наряду с многоплановыми выставками с успехом проходят музыкальные и поэтические вечера. Искусство – в первую очередь вкус и душа. Здесь невозможно мыслить иначе.

– Хуберт, Елена, как произошло ваше знакомство и как оно в дальнейшем переросло в плодотворное сотрудничество?

Хуберт: Мы познакомились шесть лет назад через общего друга – художника Игоря Леонтьева. Много общались по интернету. Был период, когда Елена активно изучала историю современного искусства в Австрии и Германии. В том числе посещала и мою галерею в Вене. Общие взгляды на культуру и искусство привели нас к идее создания совместной художественной выставки. Арт-площадкой решили выбрать Национальный центр современных искусств в Минске. В белорусской столице я уже во второй раз, но выставка с моим участием проходит впервые. Думаю, у нас все получилось.

куратор Елена Цагельская
куратор Елена Цагельская

Елена: В нашей жизни все не случайно, и судьба сама в нужный момент сводит нас с близкими по духу людьми. С Хубертом мы познакомились в 2014 году. В то время я уже интересовалась европейским искусством, проводя общие параллели с белорусской культурой. Позже стала изучать кураторские проекты в Германии и Австрии, посещать галереи, словом, еще больше погружаться в художественный контекст. Время, проведенное в Европе, не прошло бесследно и сформировало индивидуальное видение современного изобразительного искусства. Я слежу за проектами Хуберта в интернете и всегда отмечаю характерную изысканность, красоту, которая присутствует на всех его выставках. Элегантные женщины, добротные картины, атмосфера согласия и уюта. В какой-то момент я отчетливо увидела общность между австрийским и белорусским искусством и решила создать подобное масштабное мероприятие в Минске.

– «Музыка и свет»… Как зародилось название выставки? Что послужило исходным импульсом?

Хуберт: Идея возникла спонтанно. Мне позвонила Елена, предложила концепцию, я посчитал ее интересной и мы начали работать. Все просто. Я рассматриваю идею как что-то свободное, никогда не держусь за нее и не расстраиваюсь, если кто-то решит ее позаимствовать. Не отношусь к этому ревностно. У меня всегда много идей и я готов делиться ими с авторами. Как писатель, я постоянно сотрудничаю с различными журналами и вижу, что для достижения максимального результата иногда продуктивнее объединить усилия. Это не значит перетянуть одеяло на свою сторону. В первую очередь здесь идет речь о профессиональной поддержке и взаимопомощи.
Елена: Была идея диалога, создания гармоничной, цельной субстанции. Меня всегда интересовало то, как различные виды энергий плавно перетекают и обогащают друг друга. На представленной выставке хотелось показать зрителям, как переживание звуков может трансформироваться в завершенный художественный образ и как впечатление света, содержащего весь спектр цветов, перерождается в единую гармонию созвучий.

В ЖИЗНИ ВАЖНЫ РАЗНООБРАЗИЕ, СВОБОДА И НЕЗАВИСИМОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.

Хуберт Турнхофер

Каково это: «видеть» и слышать музыку? От белорусской стороны представлены работы, в которых звуковая составляющая является основополагающей: часть картин уже изначально была проникнута определенными вибрациями, некоторые создавались в процессе прослушивания произведений австрийских композиторов, были и те, которые полностью попадали под художественную концепцию проекта. Здесь я бы особенно хотела упомянуть арт-объект Марии Борисенко «Синергия», посвященный солидарности с белорусскими женщинами, над созданием которого она работала в августе 2020 года. Выполненный в духе своего времени, он тем не менее глубоко связан с народной и сакральной культурой нашего народа. “ Изначально мне хотелось сделать выставку, максимально близкую к жизнерадостности, непосредственности, экспрессивности, особой музыкальности Австрии. Но жизнь вносит свои коррективы. Как и музыка, она может быть возвышенной, трагической, героической, пробуждать эмоции, которые нельзя выразить словами. Так же и живопись. На выставке «Музыка и свет» представлен широкий диапазон чувств, контраст настроений, причудливость образов, но в то же время принцип единства, созидания и гармонии. К данной экспозиции мы готовились на протяжении целого года, и так получилось, что попали к открытию художественного сезона. Хочется думать, что это добрый знак.

– Хуберт, помогает ли философский взгляд на жизнь вам, как галеристу, смотреть на искусство несколько под другим углом, понимать его более глубоко и многограннее?

Хуберт: По образованию я философ. Моя главная задача – думать, анализировать и писать. Несмотря на то что в галерейном деле я уже тридцать лет, все это время постоянно учусь, нахожусь в непрерывном образовательном процессе. Галерея – очень серьезное предприятие, и одной любви к искусству мало. Поэтому я не боюсь спрашивать, уточнять, консультироваться у коллег по профессиональному цеху, посещать специализированные тренинги и семинары. Всю работу я выполняю исключительно сам. Для меня такой подход наиболее оптимальный. Галерист, как и философ, – всегда универсалист. Кроме того, он должен мыслить масштабно, исторически, быть стратегом. Данный принцип я широко применяю в своих публицистических и художественных произведениях, например, в книге «Формула арт-рынка», а также ряде исследований по экономике и IT-сфере.

картина Анна Силивончик
Анна Силивончик

– Хуберт, Елена, расскажите, как происходило формирование выставки «Музыка и свет» в Национальном центре современных искусств в Минске? Со своей стороны отмечу, что австрийское искусство в большинстве своем представлено абстрактными произведениями авторов-женщин, а белорусский блок характеризуется фигуративными либо ассоциативными работами художников.

Хуберт: Несмотря на то что за последние пятьдесят лет многое изменилось на мировом арт-рынке, в ценовом отношении по-прежнему самыми дорогими считаются произведения художников-мужчин. Но могу отметить, что лично я обычно первоначально смотрю на работу, а потом уже на фамилию ее автора. Этим же принципом руководствовался и в случае нынешней выставки. То, что большинство картин принадлежит женщинам, – не более чем совпадение.
Елена: При формировании экспозиции я вывела для себя принцип: семь из десяти – топовые художники, три из десяти – авторы, которые редко выставляются, малоизвестны публике, но при этом очень значимы. Именно их работы часто становятся приятным и неожиданным сюрпризом для зрителей. В этом отношении показательны картины Андрея Клюйко. В отличие от абстрактной австрийской живописи, от белорусской стороны я решила сделать акцент на фигуративных работах художников. Подготовка к экспозиции велась
по нескольким направлениям.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА – В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. НО ПРИ ГЛУБОКОМ ИЗУЧЕНИИ СТАНОВЯТСЯ ОЧЕВИДНЫМИ ЕГО ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА И ПОТЕНЦИАЛ.

Елена Цагельская

Например, Дмитрий Маслий специально для проекта написал новую концептуальную работу. Символическая картина Геннадия Миронова «Арфа» еще сравнительно недавно была не более чем эскизом. Полотно Ивана Семилетова, созданное под впечатлением музыки Рихарда Штрауса, изначально должно было отправиться на выставку в Чехию, но в итоге экспонировалось в проекте «Музыка и свет». Произведения Анны Силивончик – всегда искрометный юмор, философия и тонкая лирика. Картины Григория Иванова – сродни медитациям, вводят в пространство символических образов и мыслеформ. Зритель видит свет не реального мира, а свет, выявляющий саму сущность объекта изображения. В случае с Сергеем Давидовичем мы несколько отклонились от первоначальной концепции выставки и решили представить его абстрактные полотна, в которых сквозь неясную туманную дымку «звучит» тихая мелодия родной земли, находящая отклик у представителей не только белорусской, но и австрийской художественной культуры.

Беседовала Ксения Селицкая-Ткачева 

Рекомендуем

Артур Клинов: «Путь к «Городу Солнца» начался с того, что водка стала пакостной…»

Город Женщин

Кристина Кошелева: «Люди – катализатор для достижений»

Город Женщин

Актриса Купаловского театра Зоя Белохвостик: «Не существует плохих людей»

Город Женщин

Оставить комментарий

10072