Свой 91-ый сезон Большой театр Беларуси завершает премьерой сказки «Золушка» – поучительной истории о том, как потеряв хрустальную туфельку, можно найти любовь всей своей жизни. Очутиться на королевском балу, закружиться с принцем в вальсе под музыку Сергея Прокофьева и понять, что каждый из нас может сказку сделать былью – нужно лишь постараться! Ну, и немного волшебства…
НЕ ПРОСТО СКАЗКА
Задумав еще в 2023 году вернуть в репертуар один из самых знаменитых и сказочных балетов – «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева – руководство Большого театра Беларуси, наверняка, не предполагало, насколько непростой окажется эта задача. «Золушка» уже дважды ставилась на сцене Большого: в 1965 и 2009 годах. В этот раз своё авторское прочтение сюжета всемирно известной сказки Шарля Перро планировал осуществить наш прославленный балетмейстер Валентин Николаевич Елизарьев: была уже готова концепция спектакля, сформирован музыкальный материал, в тандеме с народным художником России Вячеславом Окуневым созданы декорации и костюмы, когда в мае 2024 года Маэстро покинул театр.
Решив, что всё же сказке быть, постановку доверили творческому и семейному дуэту: народному артисту Константину Кузнецову и заслуженной артистке Юлии Дятко. Решение, с одной стороны, неожиданное, а с другой – совершенно логичное.
– Мне кажется, случилось то самое чудо, что должно было обязательно произойти в Большом театре в случае с постановкой спектакля-сказки, – признался накануне премьеры главный балетмейстер театра Игорь Колб. – Мы все верим в чудо! И даже умом понимая, что существует всего 1% везения, надеемся на него. В нашей истории всё чудесным образом сложилось, когда выбор пал именно на этот дуэт постановщиков – семейную пару Юлии Дятко и Константина Кузнецова. Признаться, мы знакомы с детства: когда-то вместе учились в Белорусском хореографическом колледже, а в этом году их старшая дочь Анна Кузнецова уже приходит в театр в качестве артистки балета! Такая вот невыдуманая история балетной семьи, в которой дети растут в театре, а родители из артистов балета выросли в постановщиков, имеющих возможность реализовать балетмейстерские задумки в своем театре, по сути –– у себя дома.
Для нас принципиально важно, чтобы была приемственость поколений, связь настоящего с будущим, школы и театра. В новой версии балета «Золушка» от семейной пары хореографов Кузнецова-Дятко изначально была заложена важная идея: уже бабушка Золушка в уютной домашней обстановке делится воспоминаниями и рассказывает сказочную историю жизни своим внукам. «Золушка» – это ведь не просто сказка для детей, а сказка для семейного просмотра, когда родители могут вспомнить, как в их жизни начинались романтические отношения. Такая выбранная форма повествования очень важна в случае со спектаклем для семейного просмотра с возрастным рейтингом 6+.
Рисковали ли вы, выбрав для создания большого классического балета постановщиков, известных своими работами в современной хореографии?
– На самом деле главный риск был в том, что мы оказались в жестких временных рамках. К тому же на момент выбора новых постановщиков уже были готовы декорации и костюмы. И нужно было заново собрать весь музыкальный материал, за который отвечает дирижер Юрий Караваев, ведь новые балетмейстеры концептуально изменили первоначальную задумку спектакля. Я бы сказал, что была проделана тройная работа! И в конце сезона все отдавали свои уже последние силы, чтобы чудо свершилось, и сказка случилась.
100% ХЭППИ-ЭНД
– Любая новая работа для театральной труппы и постановщика – это подарок, возможность получить новый опыт, попробовать себя в новом жанре и попытаться заглянуть в будущее», – признается автор либретто и хореограф-постановщик балета «Золушка», народный артист Беларуси Константин Кузнецов. – Не секрет, что мы с Юлией (хореограф-постановщик, заслуженная артистка Юлия Дятко – прим. авторов) больше работаем с современной хореографией. А ставить пришлось классический балет! Да, это было непросто… Мы ведь привыкли работать ad libitum (лат. – «по желанию»), когда ничто нас не сдерживает. Хотелось этой привычной свободы, но уже готовые декорации и костюмы диктовали нам другой стиль работы. В этом был главный вызов: вписаться в предложенные рамки и поработать в них с определенным стилем.
Готовя свою версию балета, обращались ли вы к предыдущим постановкам «Золушки», которые осуществляли такие мэтры как Фредерик Аштон, Олег Виноградов, Рудольф Нуреев, Владимир Васильев?
Константин Кузнецов: Многое было придумано уже до нас. Поэтому, подходя к новой постановке, мы обычно выключаем всё и забываем всё, что видели и знаем. Мы ведь ещё оба и артисты балета, так что на автомате срабатывает привычка перенимать пластику, которую ты не просто видел…
Юлия Дятко: …а еще и сам танцевал! Мы оба были задействованы в предыдущей версии балета: я была одной из сестёр Золушки, Кривлякой.
Константин Кузнецов: А я был учитель танцев! Мы достаточно долго исполняли этот балет, так что надо было максимально от прошлой версии спектакля абстрагироваться, чтобы создать свою. Почему-то во всех предыдущих постановках «Золушки» никто не пытался додумать, чем эта история могла бы закончиться? А мы это сделали! И у нас – 100% хэппи-энд!
История Золушки – с детства известная всем сказка. У вас в семье растут две дочери. Вы обсуждали с ними, какой будет ваша постановка?
Юлия Дятко: Так как работа над спектаклем не прекращалась даже дома, то, конечно, наши дочери варились во всём этом с первого же дня – в наших обсуждениях и идеях. Младшей скоро исполнится шесть лет, и весь период постановки она провела с нами в театре. Что касается старшей, она не раз включалась в обсуждения, высказывала свои идеи. Помню, был один спорный момент, когда мы никак не могли понять, почему не срабатывает наш ход? И тогда Аня высказала свое видение: «А ведь можно сделать вот так…» Мы прислушивались к ней и даже что-то использовали в итоге.
Константин Кузнецов: Мы старались относиться к этой постановке с юмором. И твердили артистам, что в своем спектакле собираемся использовать все балетные клише, которые только возможны. Что касается стиля повествования, то мы постарались уйти в наше любимое направление – вне времени и вне эпохи. Попытались использовать самую простую хореографическую лексику, не перегружая всё многослойностью. Чтобы текст истории был максимально просто подан и самый неискушенный зритель мог без программки разобраться, что происходит на сцене.
ВЖУХ! И ТЫКВА ПРЕВРАЩАЕТСЯ…
Если балет – сказка, то на сцене обязательно должно происходить волшебство: тыква – превращаться в карету, крысы – в кучеров, а старое платье – в роскошный наряд. И если с платьем более-менее понятно, то, как из тыквы сделать карету прямо на сцене?
«Эта история была воссоздана с присущим Константину Кузнецову юмором и без каких-то фантастических эффектов. Не как в кино, а очень по-театральному, – раскрывает секреты сценического волшебства художник-постановщик спектакля Любовь Сидельникова. – Мы постарались расставить в этой хорошо известной всем сказке важные для нас акценты: усилили историю часов и времени, развили и укрупнили историю с хрустальными туфельками. Зрителя ждет удивление, потому что в спектакле она прочитывается не так, как у Шарля Перро».
Еще один элемент волшебства балета «Золушка» – музыка Сергея Прокофьева, написанная композитором вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда вера в чудо была так важна. «В мою задачу дирижера-постановщика входило каждый день приходить на репетиции балета, видеть рождающуюся хореографию и вовремя подсказывать постановщикам, что именно Прокофьев в этой музыке хотел сказать, где композитор стремился подчеркнуть важную деталь, – признается дирижер Юрий Караваев. – Но, признаться, нашему дуэту хореографов-постановщиков особо не надо было ничего говорить. Они сами сделали всё это великолепно! По моим ощущениям, всё, что Прокофьев хотел передать в этой партитуре – всё блестяще в хореографии подчеркнуто и отражено в нашей новой постановке».
ЗОЛУШКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРИНЦЕВ
Главные партии Золушки и Принца для новой постановки готовили четыре состава солистов. Для заслуженной артистки Людмилы Хитровой «Золушка» – «самый танцованный спектакль в карьере»: это уже третья редакция балета, в которой она будет исполнять заглавную партию.
– Впервые Золушкой я стала в 17 лет на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета. После переезда в Минск моей первой ведущей партией на сцене Большого театра была именно Золушка, – делится воспоминаниями «трижды Золушка» Людмила Хитрова. – Более того, когда я еще училась в Нижегородском театральном училище, мы были заняты в постановках театра. И в балете «Золушка» я исполняла роль 12-го гномика, самого рокового в этой истории. Так что даже сейчас, когда звучит тема часов из этого балета, у меня всплывают в голове те движения.
Предыдущий опыт помогает или мешает вам быть Золушкой в третий раз?
– Есть в этом плюсы и минусы. Плюс в том, что я с детства хорошо знаю музыку Прокофьева, которая очень непростая. Из минусов – то, что тело танцовщика запоминает все движения. Предыдущая постановка «Золушки» довольно долго шла в Большом театре, я много раз ее танцевала, и даже сегодня, когда звучит музыка, мое тело невольно вспоминает ту хореографию.
Год за годом, постановка за постановкой ваша Золушка менялась вместе с вами?
– Конечно, мы растем и меняемся вместе с нашими персонажами. Когда мне было 17 лет, моя Золушка была юная и непосредственная. Время идет. Моя Золушка повзрослела вместе со мной. Сейчас она более осознанная, но думаю, всё так же продолжает верить в сказку.
Очень интересно видеть, как разные постановщики по-своему рассказывают историю Золушки и ее хрустальных туфелек. Помню, в постановке в театре Красноярска балерина прямо на сцене переобувалась в «хрустальные» пуанты, что было очень непросто. Мы ведь не просто надеваем свою балетную обувь – это целый ритуал и необходимо немало волшебства, чтобы в пуантах было удобно танцевать. Мало кто из балерин просто надевает их и идёт танцевать: кто-то обматывает пальцы, кто-то использует силиконовые вкладыши. На сцене в ходе спектакля ты не можешь себе позволить обернуть каждый пальчик. Так что пока мы танцевали в этих «хрустальных пуантах», одетых прямо на сцене, очень сильно стирали ноги. Но в нашей новой редакции балета, которую поставили Юлия и Константин – сами в прошлом танцовщики, они придумали такое оригинальное решение, как быть с хрустальными туфельками, какого я еще нигде не видела!
Если персонаж Золушки хорошо знаком Людмиле Хитровой, то амплуа Принца практически стало alter ego солиста балета Константина Белоховостика. И балет «Золушка» не стал исключением – он снова исполняет партию Принца!
– Признаться, я не считал, сколько партий Принцев мне пришлось исполнить за балетную карьеру. Но могу совершенно точно сказать, что все мои принцы – разные! Так что когда в очередной раз мне доверяют роль Принца, я этому рад и мне интересен новый образ и характер героя. Есть мнение (и сейчас я уже точно могу сказать – оно ошибочное), что играть отрицательных персонажей легче, чем, например, сладеньких, добрых, изнеженных и страдающих принцев. Но это абсолютно не так! Порой воплотить на сцене образ положительного персонажа – в разы более ответственно и сложно, чем злого гения.
Каждый из моих принцев переживает свою историю, так и я не могу быть в этом образе всегда одинаковым. Как не похожи и не равны принц Зигфрид из «Лебединого озера» и Принц из «Золушки», что встречает свою любовь, теряет ее и ищёт по всему свету… Кстати, новую постановку балета готовили четыре состава и все будут разные. Так что каждый найдет своего Принца и свою Золушку.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Премьерные показы балета «Золушка» пройдут 6 июля (в 11:00 и 18:00) и 7 июля (в 18:00) на сцене Большого театра. «Вишенка на торте» – лекция «Тайны и загадки Золушки» от знаменитого балетного критика из Москвы Александра Максова, который встретится со зрителями 7 июля в 17:00, за час до начала спектакля
Текст: Анастасия Костюкович, Марья Сергеева
Фото: Татьяна Бервина, Михаил Гридасов (фото предоставлены пресс-службой Большого театра Беларуси)