Пока афиши заполняются комедиями, мультфильмами и хорошей фантастикой, мы предлагаем вспомнить некоторые фильмы, вышедшие в 2017 году, и оценить, какими видят женщин камеры большого кино.
Бесстрашная мечтательница – Мия (Эмма Стоун)
«Ла-Ла Ленд», реж. Дэмьен Шазелл
Мия – главная героиня фильма – очень вдохновенно и старательно пробивает себе дорогу на киноэкраны, а вместе с этим продает кофе рядом с киностудией. Она следует за мечтой, но устает от постоянных отказов на кастингах. Появившийся в ее жизни Себастьян помогает сменить направление и по-настоящему раскрыться в творчестве, что в итоге и приводит ее к популярности. «Ла-Ла Ленд» стирает представления о том, что мужчина – деятель, а женщина – вдохновитель.
Мия – образ сильной и творческой женщины, которая любит то, что делает. По мере своих стараний она находит собственный путь и добивается своего. Кроме того, она не оторвана от брака и материнства, карьера в фильме не противопоставляется семье. Массовая культура наконец-то утверждает, что выбирать между этими вещами не нужно.
Идеальный боец – Мира Киллиан (Скарлетт Йоханссон)
«Призрак в доспехах», реж. Руперт Сандерс
Героиня по имени Мира Киллиан – первый в мире боевой киборг. Ее разум помещен в синтетическое тело, ее цель – борьба против терроризма. По ходу сюжета девушка пытается разобраться, кто же она на самом деле. Следуя за внутренним голосом, Мира приходит к своему прошлому и находит истину.
Образ воительницы, созданный в фильме, получился стремительным, но и в какой-то степени мягким, эмоциональным и человечным. В Мире объединяются сострадание и упорство, осторожность и бесстрашие.
Этот фильм задает зрителю классический вопрос научной фантастики: что делает человека человеком? И поднимает очень важные темы: в чем миссия каждого из нас, где настоящая справедливость?
Астроном, а не ведьма – Карина Смит (Кая Скоделарио)
«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
Карина – отражение отношения к женщинам в XVIII веке. Девушку считают ведьмой за то, что она разбирается в астрономии, и поднимают на смех, когда узнают про ее образование: хохочут над словом «институтка», явно понимая его превратно. Но девушка не обращает внимания на насмешки и нападки, понимая, что ее объяснения вряд ли будут кем-то услышаны.
Обычные астрономические расчеты, по идее, знакомые мореплавателям, воспринимаются как какие-то магические действа в руках женщины. Но она просто делает свое дело и направляется к цели, а в итоге приводит всю команду к самому удивительному сокровищу океана.
Подобное мужество и упорство вызывают восхищение и даже некоторую зависть. Смелая, слегка заносчивая и целеустремленная, она становится весьма достойной заменой повзрослевшей Элизабет Суонн. В отличие от героини Киры Найтли, Кариной движет не любовь, а собственные интересы.
Непобедимая – Диана Принс (Галь Гадот)
«Чудо-женщина», реж. Пэтти Дженкинс
Темискира – скрытый от глаз обычных людей остров, обитель амазонок. Там живет Диана, дочь королевы воительниц и бога Зевса. Попасть во внешний мир ей предстоит во время Первой мировой. Девушка обладает бесстрашием, обостренным чувством справедливости и ослепительным обаянием.
Она убежденная воительница добра, для нее нет ничего ценнее правды и человеческой жизни. Такой характер в сочетании с боевой мощью позволяет девушке бросаться под пули и в одиночку расправляться с отрядами. Диана наивна, не зная законов чужого мира, она устремляется спасать его, свято веря, что люди добры по своей природе, а развязывать войну их заставляет лишь власть античного бога Ареса.
Образ Дианы очень романтизирован, она – сплошное представление о рыцаре без страха и упрека, обрамленное изумительно красивой внешностью. Кстати, у феминистского сообщества были претензии к создателям фильма по поводу внешности героини. «Откуда в обители амазонок знают про депиляцию?» – недоумевали активистки.
Вопрос, безусловно, резонный, но и ответ на него очевиден. Массовое кино, массовые представления о красоте. Оправданием может послужить то, что образ в целом мало реалистичный, свойственный даже не фантастике, а сказкам. Но свою роль в укреплении представлений о женщинах-героинях чудо-женщина, безусловно, сыграла.
Воплощение христианской добродетели – мама (Дженнифер Лоуренс)
«Мама!», реж. Даррен Аронофски
Женщина, создающая уют, женщина-мать, женщина, оберегающая своего мужа. Героиня Дженнифер Лоуренс – идеальная патриархальная модель, христианский эталон любви и жертвенности. Она стремится создать рай для своего мужчины, но их идеальный дом и спокойная жизнь разрушены приходом чужих.
Она готова защищать свой дом, но покоряется решению мужа, у которого после появляются последователи, «ученики». Она теряет своего сына, как Дева Мария: новорожденный мальчик погибает, отданный толпе. Последняя жертва – собственное сердце – вместилище вселенской любви и тепла.
Символ свободы – Лея Органа (Кэрри Фишер)
«Звездные войны: Последние джедаи», реж. Райан Джонсон
От начала до конца она была вдохновением, талантливым руководителем и бесстрашным бойцом Альянса повстанцев, а затем Сопротивления. Когда в Галактике наступили мир и равновесие, Статую свободы в столице новой республики создали по силуэту Леи Органы. Даже постарев и сменив прическу, она остается верна своему главному принципу – никогда не оставлять надежды.
Основная ценность для Леи – человеческая жизнь, а не победы. Она никогда не считала постыдным просить помощи, спасаться, идти на риск, она оставалась мудрой и милосердной всегда. Героиня Кэрри Фишер стала культовым персонажем, и сложно представить, что великолепная принцесса Лея больше не появится на экранах.
Текст: Дарья Смирнова