Сказкотерапия – один из молодых методов в современной практической психологии. По сути, это – лечение сказкой. Конечно, речь идет не о физических болезнях – бронхите или гриппе, а о проблемах эмоциональных, поведенческих и даже речевых. Для каждой конкретной ситуации подбираются либо специально сочиняются соответствующие сказки.
При этом задача сказки не сводится непременно к изменению нежелательного на желаемое (коррекции).
Пользуясь метафорическим языком сказок, психолог может провести диагностику и получить информацию о жизни, состоянии ребенка, о системе ценностей, стратегиях разрешения сложных или конфликтных ситуаций, об отношении к различным событиям и многом другом. Или же сосредоточить усилия на профилактике и сконцентрироваться на развивающих возможностях сказки.
Сказкотерапия широко используется логопедической практике для коррекции речи ребенка.
Что такое сказкотерапия?
Сегодня метод сказкотерапии очень популярен. Элементы сказкотерапии можно встретить на занятиях в центрах развития, тренингах, в индивидуальном консультировании.
Ошибочно считать, что метод подходит только для детей. Скорее, можно установить нижний порог его применения – возраст 4–5 лет. Если дошкольника достаточно погрузить в сказку, то подростку можно предложить терапию в виде детектива, притчи, анекдота, басни или мифа. И даже взрослым это полезно время от времени.
Как это работает?
Как правило, родители обращаются к психологу не за методом, а за решением определенной проблемы. Если использование сказкотерапии действительно будет уместно, то работа с ребенком может проводиться разными способами.
Из волшебных сказок выносится новый опыт, они обогащают сюжетно-ролевые игры дошкольников.
В одних случаях подбирается существующая сказка (народная или авторская), в других – психолог с маленьким клиентом сочиняют сказку вместе, в третьих – ребенку предлагают сочинить сказку самостоятельно.
При этом погружение в сказочную реальность происходит аккуратно, как бы исподволь. Ребенок эмоционально включается в переживание сюжета, ставит себя на место героя или героев, учится анализировать поступки, выносит в реальность новый опыт и интегрирует его, так сказать, проходит определенный жизненный урок. Причем не навязанный, выданный «в лоб», а приобретенный в ходе совместного тонкого взаимодействия со взрослым-психологом. Такая работа не терпит спешки, неискренности и ведется дозированно.
В ходе занятия (консультации) возможно и проигрывание эпизодов сказки, и рисование, и изготовление различных предметов, наделенных символическими функциями и призванных помогать ребенку справляться со своими трудностями в реальном мире.
В каких же случаях вы можете встретиться в кабинете психолога со сказкой? Если ваш ребенок…..
…испытывает эмоционально-поведенческие трудности – тревожен, боязлив или агрессивен, капризен.
…столкнулся с трудностями в общении со сверстниками или травмирован событием, отношениями.
…испытывает проблемы с развитием речи.
Сказкотерапия и развитие речи
В логопедической практике сказкотерапия широко используется для коррекции речи ребенка. Во время игры ему предлагается принять на себя роль героя, придумать свой текст, подобрать интонацию, тембр. Такой подход раскрепощает ребенка, ведь дети в дошкольном возрасте очень легко перенимают поведение и поступки людей. Малыш просто играет, не задумываясь над тем, какую задачу перед собой поставил ведущий.
В привычном общении дети, да и взрослые тоже, как правило, пользуются определенным набором слов, выражений и интонаций. В игре-сказке словарный запас расширяется, ребенок исследует свой голос и его возможности. Бывает даже так, что на занятиях сказкотерапией дети начинают пользоваться очень яркими насыщенными речевыми оборотами, которые раньше в их лексиконе не встречались.
Ошибочно считать, что метод подходит только для детей.
Может показаться, что сказкотерапия – легкий и безобидный способ решения проблем и абсолютно любой родитель запросто освоится в роли сказкотерапевта для собственного ребенка. Не торопитесь. Без серьезной образовательной базы и опыта, как и во всякой самодеятельности, есть риск не только не помочь, но и навредить как собственно ребенку, так и вашим отношениям. В родительских силах читать, рассказывать, сочинять ребенку сказки. Пусть в ваших историях главный герой напоминает ваше чадо.
Придерживаясь схемы: введение (знакомство с героями), конфликт (тут вписываем насущную проблему), разрешение конфликта (как проблему решили герои), развязка (обязательно со счастливым концом), мораль сказки (напутствие), – вы сможете подготовить ребенка к разным событиям, сформировать этакий «банк» моделей поведения в различных ситуациях. Фантазируйте вместе с ребенком искренне и смело, погружайтесь в сказки и выносите из них самый ценный и важный опыт.
Выбираем правильную сказку
Комментарий детского психолога Натальи МАСЮКЕВИЧ, ведущей программы «Полезные сказки» проекта детско-родительс
– Если в семье заведено читать сказки ребенку, это уже огромная польза для развития его памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эстетических чувств, эмоциональной сферы, формирования ценностных ориентаций.
Приведу несколько правил выбора сказок…
1. Соответствие возрасту ребенка.
Первыми проводниками в сказочный мир для малышей становятся короткие сказки о животных. Они знакомят детей с образом жизни, «характерами» героев, дают представления о взаимодействии между разными представителями природы. К возрасту 3,5–4 лет приходит время сказок волшебных. Воображение набирает силу, ребенку интересны перевоплощения, он готов осмысливать более сложный сюжет.
Из волшебных сказок выносится новый опыт, они обогащают сюжетно-ролевые игры дошкольников. И это особенно важно, ведь активная переработка сказочного материала, соотнесение его с реальностью, модификация и адаптация к настоящей жизни гораздо полезнее, чем пассивное слушание.
По мере взросления ребенка, переходя к бытовым сказкам, взрослый учит разбираться в людях, противопоставлять положительные и отрицательные человеческие качества, обозначает нравственные ориентиры.
Может показаться, что сказкотерапия – легкий и безобидный способ решения проблем и абсолютно любой родитель запросто освоится в роли сказкотерапевта для собственного ребенка. Не торопитесь.
2. Принятие сказки родителем.
Если сказка вызывает у взрослого отторжение, ее лучше отложить или заменить.
3. Использование сказки как приглашения к диалогу.
Иногда действительно достаточно прочитанной или рассказанной родителем истории, чтобы отступило чувство страха или ребенок перестал грызть ногти, или пережил потерю.
4. Разнообразие.
Чем больше сказок услышит ребенок, чем более непохожи будут в них герои, тем шире будут его представления о жизни, отношениях, возможностях выхода из затруднительных ситуаций.
5. Счастливый конец.
Можно спорить, но детям важно понимать и ощущать, что все у героев будет хорошо. Это не значит, что сказки с трагической развязкой непременно стоит переписать. Важно избежать запугивания и закрепления чувства безысходности.
Пожалуй, самыми любимыми и вспоминаемыми будут сказки, сочиненные родителем непосредственно для своего ребенка. Пробуйте сочинять. Под проблему или просто так… Вместе с ребенком или специально для него… Главное, пусть в жизни присутствуют добрые сказки.
Если же вы настроены отправиться в путь решения детских трудностей с помощью сказки, познакомьтесь с основами сказкотерапии, осознайте собственные ограничения и возможности. Будьте аккуратны, а лучше доверьтесь профессионалу.
Текст: Анна Макота