Журнал
Дети

«До 4 лет Барби не подходит!»: психолог — о том, какую куклу выбрать ребенку

куклы для девочек

В нашем детстве все девочки мечтали о сказочной и дорогущей кукле Барби. Первые экземпляры этой леди были простыми и незамысловотыми: руки и ноги неподвижны, правда голова поворачивалась, если приложить немного силы. Но теперь-то кукол уйма! Только они все больше ужасают. Привычные для нас пупсы и куколки-красавицы уступают место невообразимым «нечто» — они удивляют, привлекают, поражают и притягивают детей и взрослых, как всякое нововведение. Вот только незадача: чему они могут научить детей? И должны ли куклы вообще чуму-то учить?


Задобрить богов, продать одежду, сжечь: почему куклы не предназначались для детей

Самые первые куклы, известные человечеству, были связаны с обрядами культа умерших предков и культа сотворения мира. Подобные обряды до сих пор можно встретить в африканских племенах. Вообще на протяжении всей истории люди обращались к куклам, чтобы их услышали боги. Вспомните хотя бы античных писателей. Они описывали огромные фигуры богов, которые участвовали в ритуальных процессах в Древней Греции и Древнем Риме. В Индии театр кукол — и вовсе настоящее подобие мира, где разыгрываются нешуточные сюжеты.

В нашей истории тоже хватает мистики. Языческие племена использовали кукол как средство общения с богами: хочешь задобрить бога солнца — устрой масленицу и сожги чучело. А наши Колядки? Вот вам и пример использования кукол. С приходом христианства куклы попали под запрет. Только в средние века католическая культура ослабила гнёт.

Так, под рождество в Италии появились изображения девы Марии с младенцем в виде куклы. Фигурка называлась «Марион» маленькая Мария, откуда и пришло слово марионетка. Позже обычный обычный устраивать перед костёлом Вифлеемские ясли пришёл в восточную Европу.

В России широкое распространение получил кукольный вертеп-переносной маленький кукольный театр, в котором две сцены расположены одна под другой. Как правило, верхняя сцена — это Вифлеемские ясли, а нижние — дворец царя Ирода. С вертепом выступали на ярмарках для простого люда. Чуть позже они перекочевали в дома зажиточных горожан.

куклы Франции

Однако на этом история не заканчивается. Куклы перестали нести в себе религиозный подтекст во второй половине XVIII века благодаря Франции. Предприимчивые модельеры желали показывать свои наряды не только близлежащему кругу, но и дворянам. Для этого они создают «пандоры» — средних размеров куклы с пропорциями взрослой женщины, одетые по последней моде. Потенциальный покупательница приносили пандору и целый чемодан одежды, новинок парфюмерии и прочих аксессуаров. Сегодня пандоры переродились в манекены — их вы видите ежедневно в витринах практически всех магазинов.

И только в середине XIX века Европа обращает свой взор на потребности детей! Тут и там, как грибы, появляются фабрики по производству игрушек, в частности, кукол.

Какие куклы подходят детям в разном возрасте

На самом деле мамы мастерили кукол для деток с незапамятных времён. В начале они были самыми простыми: из гипса, дерева, глины, кости и меха. Первые куклы были примитивными, но все такие имели сходство с человеком, для них шили наряды. Но вплоть до XIX века массово игрушки не выпускались.

Как уже говорилось выше, благодаря Франции мир узнал о фарфоровых куклах. Тогда и появилась первая кукла-младенец. Резиновые и пластиковые куклы стали доступны детям только в 40-е годы XX века. Массовый бум Барби прокатился по Америке в начале 60-х годов. До нас он дошёл только в 90-х. Кстати, сегодня каждую секунду на планете продаётся сразу две куклы Барби!

Читайте также: Барби исполнилось 62 года: как менялся образ легендарной куклы

древние куклы

Что касается современных кукол, то они разнообразны. И порой в них настолько теряешься, что появляется желание купить сразу всё или вовсе ничего не брать. Но не стоит впадать в крайности.

Выбирая куклу для ребёнка, учитывайте разные факторы: возраст, материал, из которого сделана игрушка, заинтересованность малыша.

подростки, которые долгое время играли с идеальными куклами, впоследствии имеют серьёзные психологические проблемы

Малышам до 3 лет

Малышам стоит выбирать куклу, которая приятна тактильна. В младенчестве дети не сразу понимают предназначение игрушки и просто трогают её, рассматривают. Да и весь мир познают через прикосновение. Поэтому лучше остановиться на тряпичных куклах, которые соответствуют образу человека.

Куклы в этом возрасте должны быть хорошо различимыми чертами лица. Пусть мягкие и приятные, но однозначно похожее на людей. У ребёнка образ человека только формируется, поэтому важно, чтобы у куклы тоже всё было на местах. Оптимально, если мама сошьёт такую куклу сама. Тогда она будет хранить тепло маминых рук и, возможно, станет самой любимой игрушкой на всю жизнь.

Но не стоит забывать и об обычных пластиковых пупсах. Это символ маленького человека. Именно эти незамысловатые куклы учат ребёнка заботиться об окружающих. Ведь малыши так любят копировать родителей. И все свои знания об уходе крохи могут перенести на куклу.

куклы

Детям с трех до семи лет

После трех дети увлекаются сюжетно-ролевыми играми, в которых примеряют на себя разные роли. В этом возрасте детям нравится изображать взрослых. Кукла — это маленькая копия ребёнка, поэтому важно, чтобы она была похожа на него самого. К примеру, если у вас белокурый ангелочек, то и кукла должна иметь светлые волосы, а не зелёные или фиолетовые. Также обращайте внимание на то, чтобы кукла не несла образ взрослой женщины.

С 4 лет игра в куклы постепенно начинает имитировать взаимоотношения между людьми, образ жизни и социальные правила. Девочки всё больше примеряют на себя роль взрослой женщины, поэтому с 4 до 7 лет в вашем игрушечном арсенале почётное место отводится Барби или ей подобным куклам.

Куклы Барби до 4 лет совершенно не подходит на роль любимой игрушки

«Огромное значение имеет соотношение пропорций тела и головы игрушки»: на что обратить внимание при выборе куклы

Однако тут стоит быть внимательными при выборе. Задумайтесь: в какой роли вы хотите видеть своих детей? Многие образы кукол уже несут в себе тот или иной посыл. В частности, те же Барби нередко похожи на капризных дам с шикарным домом, машиной и бассейном. Видя всё это, ребёнок проецирует кукольную жизнь на свою. Представьте, что будет, когда он столкнётся с реальной жизнью.

Читайте также: О Барби-феминистке и кукольной моде: интервью с дизайнером костюмов фильма «Барби» Жаклин Дюрран

Также следите за тем, похожи ли куклы на реальных женщин. Многие модели кукол отличаются уж очень идеальной фигурой, которой мало кто может похвастаться в реальной жизни и ваша дочь именно такой себя и представляет. Кстати, психологи выяснили, что подростки, которые долгое время играли с идеальными куклами, впоследствии имеют серьёзные психологические проблемы: комплексы, заниженную самооценку, постоянное желание изменять внешность.

игра в куклы

Старайтесь покупать кукол с добрыми, нежными, милыми и улыбающимися лицами. Играя с такой игрушкой, ребёнок успокаивается, чего не заметишь, когда ребёнок держит в руках агрессивных и страшных кукол. Наоборот, малыш подсознательно впитывают злость, ненависть, агрессию, который потом награждает близких и друзей.

Психологи установили, что огромное значение имеет соотношение пропорций тела и головы игрушки. Так, некоторые нарушения идеальной симметрии вызывают покровительственные отношения, к примеру, если у человека подобные куклы или на мордочке зверушки есть пухлые щёчки, маленький носик, большие глаза, то сам образ вызывают у ребёнка прилив нежных чувств.

Многие куклы изначально несут в себе определённые черты характера: глупость, озорство, наивность… как правило, подобным куклам в игре сразу отводится определённая роль, когда разыгрывается тот или иной сюжет.

игра

Отдельно стоит упомянуть о куклах из народных или авторских сказок, мультфильмов. Сегодня всё чаще можно увидеть ребёнка с любимым героем в руках. Тут тоже стоит быть бдительными, так как игрушка несёт в себе уже заданный образ поведения или характеристику. Причём это не зависит от игры — ведь малыш уже видел своего любимца в действий. Буратино и Дюймовочка всегда будут хорошими, верными и добрыми персонажами, а волк и колдунья — лживыми, страшными, агрессивными, злыми и несправедливыми.

Интересно то, что сами по себе добрые персонажи порой не несут тех хороших качеств, которые им потом приписывают ребёнок. Но малыш начиная стараться соответствовать тому образу, на который хочет быть похож. Поэтому так важно следить за игрой ребёнка и тщательно выбирать игрушки, которые ему покупаете.

Характерных кукол героев часто выбирают не только девчонки, но и мальчишки. Любимая игрушка появляется в раннем детстве и сопровождает хозяина в многие годы: они вместе взрослеют, балуются, учатся жить и переживать. Любимая кукла учит ребёнка правильно себя идентифицировать и взаимодействовать с другими людьми, воспитывает в нём хорошие человеческие качества.

Барби

Комментарий детского психолога Натальи Масюкевич

— Кукла — одна из тех игрушек, без которых трудно представить любую детскую. Список развивающих возможностей самой простой куклы довольно велик. Одушевляя её, ребёнок погружается в мир человеческих отношений, усваивает различные модели поведения, учится выражать эмоции, проявлять заботу, обогащает словарный запас.

Чтобы кукла принесла пользу, при её покупке родителю надо вспомнить в первую очередь о возрасте своего ребёнка. Определённой кукле — определённое время. Для малышей подходят те, с которыми можно возиться, как мама (или папа, поэтому у мальчиков тоже должны быть куклы). Для детей постарше — принцессы и модницы, солдаты, супергерои и принцы. Создавать быт, окружение для них может сам ребёнок, что отлично стимулирует фантазию, творческие навыки, и при этом нет нужды скупать аксессуары для подобных кукол в большом количестве.

С особым вниманием стоит отнестись к покупке персонажей из серии Monster High, Bratz, роботов-трансформеров и тому подобных. Модные сегодня, принятые в детской среде, яркие и привлекательные для ребёнка, эти куклы не без оснований вызывают повышенное, часто негативное внимание взрослых.

Как и в любой игрушке, в куклах есть ориентиры, направляющие игру, её сюжет, ход. Нетрудно предположить, каков будет ход игры, если в руках у ребёнка агрессивная, пугающая, не эстетичное или откровенно страшная кукла. А ведь сюжет влияет на настроение игрока и в реальной жизни.

Чтобы сделать выбор в пользу той или иной куклы, родителю достать точно представить, какой опыт приобретает ребёнок в игре с ней, какой образец для подражания получит И какое воздействие она может оказать.

Текст: Анна Макота

Рекомендуем

Врач объяснил, как отличить гормональную перестройку от послеродовой депрессии и что с этим делать

Город Женщин

«Мама, я боюсь!» Детский психолог рассказала, откуда берутся страхи и как с ними работать

Город Женщин

Как все успеть и остаться в живых. Краткая инструкция для молодой мамы

Город Женщин

Оставить комментарий