Журнал "Город женщин"

Играть нельзя запрещать?

Превращаем любовь к компьютерным играм в будущую профессию

Несмотря на прогрессивность XXI века и повсеместную любовь к гаджетам, к компьютерным играм многие родители до сих пор относятся весьма скептически. Особенно если говорить о них как о способе времяпрепровождения для детей. Мамы и папы вспоминают о зависимости, случаях агрессии (которые однажды увидели в репортаже по телевизору) и бесполезной трате времени… А что если эта любовь к компьютерным играм однажды превратится в будущую профессию?

Мы поговорили с главой издательского подразделения Wargaming в СНГ Андреем Муравьевым, почему такой взгляд устарел и как играть в компьютерные игры правильно.

Wargaming – компания-разработчик серии игр на военную тематику, самая известная игра – World of Tanks.

– Давайте для начала разберемся: можно ли играть детям?

– Один из самых известных теоретиков игры Брайан Саттон-Смит изучал влияние игр на человека еще в 50–60-е годы. Он утверждал, что игра – это прямая эмоциональная противоположность депрессии. Мир сегодня поменялся: большие информационные потоки, конкуренция, постоянный стресс от необходимости принимать решения ежедневно… Игры – это то, что помогает перезагрузить мозг и получить гормон удовольствия. Это релакс и способ наполниться энергией и позитивом, занимаясь чем-то, в чем ты хорош, что тебе нравится.

Современные дети учатся больше, чаще, информационные потоки, которые их окружают, – гигантские. Гаджеты приходят в их жизнь намного раньше – прибавляются и проблемы с коммуникацией у большинства детей. Здесь и придут на помощь игры. Конечно, при четком контроле.

– Но ведь контроль зачастую имеет противоположную функцию – как говорится, запретный плод сладок…

– Запрет и контроль – разные вещи. Родителям нужно следить, чтобы ребенок рос полноценной личностью, чтобы мир вокруг был разнообразным. Но реальный мир большой и сложный – как интересный, так и опасный, напрягающий и давящий. Игры, по сути, – это отражение реального мира, потому не стоит пускать все на самотек. Несколько советов:

  1. Подбирайте игры, где частью геймплея (игрового процесса) являются те знания и навыки, которых не хватает ребенку.
  2. Следите за возрастными ограничениями игры.
  3. Ограничивайте во времени. Но ограничивать нужно, договариваясь с ребенком. Лучше давать на игру не больше двух часов.
  4. Следите за онлайн-сообществом игры. Не всегда игроки позитивны, а администрация проверяет сообщения.

– Как выбрать компьютерную игру ребенку?

– Начнем с того, что игры не бывают универсальными: каждая создается под определенную целевую аудиторию. Под нее подбираются сеттинг (среда, где будет происходить действие: место, время, условия), визуальный ряд, геймплей (как будет проходить интерактивное взаимодействие игры и игрока). Каждая игра проходит через международную классификацию возрастных ограничений в зависимости от наличия информации, которая может нанести вред развитию или здоровью ребенка (или информации, запрещенной к показу детям).

Это один из самых важных моментов в разговоре о компьютерных играх и детях. Конечно, никто не запретит ребенку скачать любую игру, но родителям необходимо отслеживать возрастные ограничения. Поговорите с ребенком, спросите, что ему нравится и что интересно, посмотрите трейлеры игр, вместе подберите подходящий вариант.

Например, игра World of Tanks рассчитана на возраст 12+. Но среди аудитории игры людей до 24 лет – лишь около 15%. Средний возраст игроков World of Tanks – около 30 лет, почти 50% сами имеют детей. Так что мнение «игры – развлечение для детей» – это стереотип, по крайней мере по отношению к нашей игре.

– Продолжая тему советов, на что еще обратить внимание родителям геймера?

– Игры – это прекрасный инструмент для стимуляции развития тех вещей, которых ребенку не хватает. Живой пример: мой старший сын не любит историю. Но благодаря стратегической компьютерной игре Total War он выучил историю Древнего Рима. Игры – это возможность подать мир и историю через ту форму, которая детям наиболее интересна. Так почему бы не использовать это? Пройдемся по плюсам:

Например, World Of Tanks – это не просто игра, а целый гигантский исторический музей, где геймплей завязан на исторических событиях Второй мировой войны. Игрок развивает логику и тактику: это своеобразные шахматы, где без понимания технических особенностей боевых машин ты не разберешься. Есть и другие плюсы: развитие пространственного мышления, повышение скорости принятия решений, выдержка, коммуникация в сообществе, исторические знания.

– Стоит ли обсуждать игру с ребенком, его достижения? И что насчет платного контента – нужно ли контролировать «покупки»?

– У нас бесплатная игра. Но чтобы получить какие-либо дополнительные бонусы, чаще всего нужно потратить или время, или деньги. Для взрослых проще отдать деньги, а дети в основном тратят время.

Родителям, конечно, не стоит стоять за спиной, пока ребенок играет. Попытка контролировать все его свободное время – это попытка закрыть для него возможность нащупать мир. У ребенка должно быть время, когда он занимается «ничегонеделанием». С другой стороны, нужно поддерживать связь, понимать, чем он занимается и что ему это может дать. И пытаться влиять на это, договариваясь.

Стоит ли обсуждать? Дети очень четко чувствуют неискренность. То, что родитель может похвалить ребенка, зарядить его бодростью и уверенностью в себе, – это хорошо. Но если родитель делает это «для галочки» – наверняка это не даст ничего. Лучше понимать увлечение ребенка, разделять его достижения в этом увлечении, давать обратную связь искренне – тем самым вы будете стимулировать его, чтобы он старался больше и лучше.

Если вы сами работаете в этой сфере, то обсудите нюансы игры, раскройте профессиональные секреты – это и улучшит коммуникацию с ребенком, и позволит ему смотреть на вещи, которыми вы занимаетесь, под другим углом, получить сопричастность к «тайному миру» взрослых. Если родитель сам играет, то будет классным вариантом играть вместе. Во время любого совместного времяпрепровождения ребенок будет прогрессировать лучше и качественнее.

– По информации с сайта, одна из ключевых ценностей компании – это счастливые игроки. Для компании важно, чтобы игра приносила удовольствие. Где находится тонкая грань между удовольствием и начинающейся зависимостью?

– Как и любое удовольствие, здесь важно контролировать время, которое ты готов тратить на него и при этом сохранять связь с реальным миром. Если ребенок проводит за игрой больше 2–3 часов – это может быть симптомом того, что в реальной жизни ему не хватает позитивных эмоций. Ведь люди, склонные к зависимости, – это те, у которых в жизни какой-то аспект не складывается. Мозг хаотично ищет, где можно получить удовольствие и позитивные эмоции. Игры – это быстрый и простой способ восполнить баланс эмоций, это своего рода «шоколад». Задача человека – получая удовольствие от шоколада, не забывать питаться и другими вкусными продуктами.

Если вы замечаете, что ребенок становится зависимым – стоит понаблюдать, как он живет, что его радует, подумать, как можно изменить мир ребенка, чтобы гормоны удовольствия он смог получать и за пределами виртуального мира.

– Можно ли превратить детскую любовь к играм в будущую профессию?

– Конечно, можно! До недавнего времени у нас в стране не было профессиональных кафедр, которые готовили бы специалистов индустрии компьютерных игр. Большинство сотрудников нашей компании имеют непрофильное образование. В профессию они пришли именно за счет того, что когда-то играли. Приведу в пример свою историю: я сам раньше играл, но мне не нравилось, как в игре был реализован один аспект. Я написал разработчикам, и в ответ услышал: «Сделай лучше». Я сделал – и этого было достаточно, чтобы через год меня наняла британская компания.

По такому принципу строят карьеру многие. Ты играешь, являешься частью сообщества игроков, разбираешься в тонкостях, умеешь делать замечания и аргументированно доносить свою точку зрения. Увлеченный человек не просто приходит на работу, а получает удовольствие от того, как меняет мир и приносит позитивные эмоции другим.

– Как вы думаете, стоит ли в школах (например, на уроках информатики) включать специализированные занятия по играм?

– У меня в школе был потрясающий учитель информатики, фанат своего дела! Это человек, который мог зажечь детей. Тогда и дети отдают сторицей. Если ввести занятия по компьютерным играм как факультатив с преподавателем, у которого горят глаза, для увлекающихся детей – эффект будет только положительный. А вот если это становится «обязаловкой»…

– А попасть в Wargaming подростку можно?

– У нас постоянно проходят экскурсии для школьников – это прекрасная возможность определиться с будущей профессией. А приходить к нам работать можно, еще будучи студентом. У нас молодая компания, и мы даем развиваться каждому: например, для сотрудников есть WG University – внутреннее подразделение, которое занимается обучением. Еще существует интернатура WG Forge, в рамках которой опытнейшие профессионалы компании делятся экспертизой в области игровой разработки. По итогам курса лучшие выпускники получают предложения о сотрудничестве с Wargaming.

– Говоря о компьютерных играх, мы подсознательно думаем именно о мальчиках. Могут ли найти свое призвание в сфере игр девочки?

– Если говорить об игровой индустрии – большинство компаний сегодня демократичны. Кто лучше работает – тот и остается. По моему опыту девушки более усидчивые, лучше справляются с выстраиванием коммуникации между членами команды, они умеют договариваться. В нашей компании работают около 30% девушек – HR-специалисты, разработчики, операционные директора, финансисты, SMM-специалисты, дизайнеры.

Если говорить об игроках – сейчас в мире становится все больше геймеров-девушек. Но в «танках» их немного: в компьютерной версии – 2–3%, в мобильной – около 5–6%. В основном игровой процесс подстроен под мальчиков.

– В следующем году игре World of Tanks исполнится 10 лет. Можете ли вы сравнить, как изменилось отношение людей к компьютерным играм за это время?

– Игры стали частью современного мира, повседневной жизни, отдыха и удовольствия, которое люди могут получать каждый день. Игры сильно потеснили телевизор: молодежь выбирает интерактивные развлечения, где она может участвовать. Аудитория у нас выросла, люди стали играть больше: ведь вся жизнь проходит онлайн. Для того чтобы у наших игроков был повод встретиться в реальном мире и хорошо провести время, мы проводим ежегодный фестиваль.

15 сентября в Минске пройдет уже традиционный для минчан семейный праздник «Wargaming Fest: День танкиста». В прошлом году «День танкиста» собрал около 200 000 человек, в этом году организаторы рассчитывают принять не меньше гостей.
В парке Победы на территории 100 гектаров посетителям предстоит увидеть проекты компании Wargaming, послушать именитых хедлайнеров, принять участие в конкурсах и выиграть призы. Для особо ярых поклонников будет организована зона повышенного комфорта «Премиум-ангар».

Вход на «Wargaming Fest: День танкиста» свободный.

Советы психолога: как сделать компьютерные игры способом отдыха без вреда и плохих последствий?

Наталия Богачева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

Предпринимайте меры, если:

Выбор редактора: в книжный wish-лист

«Ты можешь создать компьютерную игру» Шон МакМанус

«Играй: История видеоигр» Тристан Донован

«Реальность под вопросом. Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир» Джейн Макгонигал

Беседовала Алеся Мешкуть

Exit mobile version