Журнал
Культура Новости

35-й Международный фестиваль современной хореографии IFMC-2024 в Витебске стартует 20 ноября

35-ый Международный фестиваль современной хореографии IFMC-2024.

Если вы не раз откладывали свою поездку в Витебск на потом, то вот вам веский повод – 20 ноября стартует 35-ый Международный фестиваль современной хореографии IFMC-2024. Поверьте, это событие дает с десяток причин для безотлагательной поездкой в Витебск, потому как программа нынешнего фестиваля заявлена интересная, яркая и, можно сказать, уникальная!

По традиции основу программы нынешнего IFMC (ifmc.gck.by) составят два основных блока – конкурс современной хореографии и гостевые выступления известных именитых коллективов. В этом году конкурс будет иметь международный статус. По словам директора IFMC Марины Романовской,  в числе конкурсантов, членов международного жюри и экспертного совета фестиваля – представители более десяти стран мира, таких как Беларусь, Россия, Казахстан, Китай, Словения, Испания, Египет, Италия, Швеция. 

Именно финал конкурса современной хореографии – главная интрига фестиваля и его главная «изюминка». На сцене IFMC уже не раз зажигались будущие звезды хореографии и современного танца. И каждый год не обходится без сенсации! Финал нынешнего конкурса, в который после видео-отбора были допущены  32 участника (как сольные исполнители, так и коллективы) пройдет в двух частях. Увидеть лучшие, из представленных на суд жюри танцевальные постановки можно будет на двух концертах: в 16 и 19 часов в субботу, 23 ноября. А уже 24 ноября, в заключительный день фестиваля, на сцене концертного зала «Витебск» (кстати, здорово обновленного и модернизированного в ходе недавнего ремонта!) пройдет Церемония награждения, в ходе которой можно будет увидеть выступления лауреатов IFMC-2024.

«Нынешний конкурс будет взрослый — будет много именно взрослых людей, способных передать телом свои мысли. Ещё одной отличительной особенностью станет наличие большого количества женской хореографии, и в самих постановках будут раскрываться женские темы. Работы все сильные! Предполагаю, что жюри придётся трудно…»  (Марина Романовская, директор фестиваля IFMC)

За те 35 лет, что проводится Международный фестиваль современной хореографии в Витебске, у него сформировалась своя постоянная публика: одни едут сюда, чтобы увидеть, как здесь и сейчас, прямо в ходе конкурсных выступлений рождаются звезды современной хореографии, представляющие новые танцевальные решения. Есть и те, кто едет на витебский фестиваль, чтобы увидеть уже состоявшихся звезд хореографии в столь плотной концентрации в одном месте в одно время – где еще в Беларуси такой шанс выпадет? Судите сами: пять дней фестиваля и шесть приглашенных коллективов!

Современный танец не отрицает своих родственных связей с классическим балетом. И потому фестиваль IFMC в этом году откроется выступлениями Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Когда в советское время Якобсон велел своим танцовщицам снять пуанты, выйти на сцену босиком и забыть про ровную, как спица спину, его посчитали чудаком и разрушителем балета. Но такие личности как Майя Плисецкая и Михаил Барышников божественно танцевали новую хореографию и видели в Якобсоне пророка нового балета. И оказались правы!

В день открытия IFMC-2024, 20 ноября, в Витебске можно будет увидеть две постановки Театра балета имени Якобсона: балет «Роден» на музыку Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева и Альбан Берга, поставленный самим Леонидом Якобсоном в далеком 1971 году и восстановленный труппой театра в своем репертуаре в 2021 году. И «Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина – постановку 2022 года, созданную современным российским хореографом Вячеславом Самодуровым. Обе эти постановки, на разных языках говорящие со зрителем о телесности человека, были показаны этим летом на сцене Большого театра Беларуси в рамках фестиваля «Балетное лето в Большом». 

Цены на гастрольный показ были высокие, но все же в зале был аншлаг и далеко не все желающие смогли увидеть эти разноплановые постановки в Минске. Витебский фестиваль дает возможность наверстать упущеное, к тому же по очень демократичной цене по 25-55 руб за билет. Кстати, билеты на IFMC лучше покупать заранее: раскупаются они быстро!

В этот же день, 22 ноября на сцену к\з «Витебск» выйдут давние и неизменные любимцы фестиваля IFMC и витебской публики – танцовщики Театра «Балет Евгения Панфилова» из Перми. Каждый год они привозят в Витебск свои уже ставшие классическими постановки и новые хореографические спектакли, поставленные после ухода из жизни Евгения Панфилова. Одноактный балет «Река» принадлежит к «золотому наследию» театра. Премьера этой постановки Евгения Панфилова состоялась в 1998 году, а восстановлена в репертуаре труппы она была в 2008 году. Такая же «классика классик» этой самой неклассической балетной труппы – трехактный балет  «Ромео и Джульетта» – авторская трактовка Евгения Панфилова сюжета шекспировской трагедии на музыку Сергея Прокофьева. В прошлом году спектакль был показан на фестивале в Витебске, а в нынешнем его смогут увидеть в Минске 21 ноября в 19:00 на сцене к\з «Минск». Очень советуем не пропустить!

Так получилось, что все гостевые выступления нынешного фестиваля IFMC привезут коллективы из России. 21 ноября на сцене Национального академического театра им. Якуба Коласа свой спектакль «Колыбельная для Маяковского», поставленный хореографами Александром Исаковым и Викторией Янчевской, покажет Компания «ЯТЕАТР» из Москвы. Во втором отделении на сцену выйдет труппа Театра современной хореографии «БАЛЕТ. ТЕАТР» из Санкт-Петербурга, чтобы представить белорусской публике постановку «PETRUSHKA» в хореографии Дарьи Вергизовой.

22 ноября спектакль «ЭТО всего лишь вещи», в котором кроме танцовщиков принимает участие 300 (!) кг самых разных вещей, представит «ЭТО Русская компания современного танца» из Москва. Постановщик спектакля и основатель танц-компании Александр Могилёв хорошо известен белорусской публике как хореограф всех сезонов «Танцы на ТНТ».  В этом году он войдет в состав международного жюри конкурса IFMC-2024. На пресс-конференции в предверии фестиваля Александр Могилёв признался, что, будучи сам танцовщиком и хореографом, он состоит в очень непростых и неоднозначных отношениях с различными конкурсами и состязаниями между творческими людьми.

«Я не очень люблю быть членом жюри, потому что всегда нахожусь на стороне художника. Искусство и творчество не подлежат какой-либо оценке. Любовь к чужому творчеству всегда субъективна».  (Александр Могилёв, хореограф, член международного жюри  IFMC-2024)

Помимо того, что 23 ноября на сцене к\з «Витебск» начнется конкурсный батл между 32 финалистами международного конкурса современной хореографии, вторые отделения двух концертов – в 16 и 19 часов – будут отданы гостям.  Хореографическую новеллу «Грации. Наследие» по мотивам рассказа Василия Шукшина представит Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула. Постановку эту создал танцовщик, балетмейстер и хореограф Юрий Смекалов. В прошлом ведущий артист Театра балета Бориса Эйфмана, а ныне – солист Мариинского театра и руководитель Творческого объединения МЭД, Смекалов сочетает в своих постановках балетную классику и современный танец. Он сотрудничал со Школой при «Нью-Йорк Сити Балет» и ставил номера для сборной России по фигурному катанию. Как хореограф Смекалов интересен тем, как новаторски и смело он переводит на язык танца литературные произведения – будь то Николай Гоголя (спектакль «Шинель М»), Василий Шукшин («Три грации») или современные авторы (балет-couture «Back to life» по мотивам рассказа Вячеслава Заренкова – неординарной личности: российского миллиардера, предпринимателя и писателя в одном лице. Кстати, уроженца Витебской области!)

Вечером 23 ноября эстафету переложения на язык современного танца произведений классической русской литературы примет труппа Театра «Балета Евгения Панфилова», которая представит публике спектакль «Посмешище» по мотивам басен Ивана Крылова (хореография Алексея Расторгуева). Не секрет, что современная хореография тяготит к драмам и трагедиям человеческой жизни. Смех и шутки редко становятся объектом внимания хореографов и вдохновляют на постановки. Возможно потому, что нет ничего более сложного, чем рассмешить человека. А рассмешить не словом, а танцем – в разы труднее!

Церемония закрытия XXXV Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, которая будет включать в себя награждение и выступление лауреатов конкурса, пройдет на сцене к\з «Витебск» вечером 24 ноября. После того, как главная интрига конкурса будет раскрыта и призы найдут своих героев, под занавес фестиваля IFMC-2024 будет представлен совместный проект Белорусского государственного молодёжного театра и Театра «Балет Евгения Панфилова» – спектакль «Красота».

Текст: Марья Сергеева

Фото: сайт фестиваля ifmc.gck.by и открытые источники в Интернет

Related posts

Фестиваль мексиканской культуры пройдет в Верхнем городе

Город Женщин

Белорусская модель Полли Каннабис победила в конкурсе красоты «Леди Вселенная»

Город Женщин

Ольга Гайко: «Полагаюсь только на то, что проверено временем».

Город Женщин

Оставить комментарий