Children resting

«Взрослые» отношения: что и кого выбираешь?

Основы отношений между людьми закладываются с детства. И если в душе каждого взрослого непременно находится ребенок, то в душе каждого ребенка растет и развивается большой и самостоятельный человек.

Личность ребенка формируется к трем годам. Он уже прекрасно понимает, что есть другие люди, отличающиеся от него. И впервые в жизни стремится быть автономным: он хочет вдоволь наиграться со своей личностью, она для него – как новая удивительная игрушка. Но пока он не знает, что личность никуда не денется, не исчезнет, – она теперь с ним навсегда. В этот же период, как правило, ребенок начинает активнее взаимодействовать с другими детьми: идет в детский сад, а мать, если до этого занималась только своим чадом, уже хочет вернуться к личной жизни и карьере.

Роли-позиции в детском саду:

  1. Ребенок учится дружить и быть частью компании, ищет доверие и защиту у таких же ранимых существ, как он сам.
  2. Ребенок точно знает, что взрослый сильнее. Родитель, воспитатель или старший брат всегда помогут, а значит, можно им нажаловаться или хотя бы похвалиться чьим-то покровительством.
  3. Ребенку привита позиция власти: чем больше вокруг личностей слабее меня, тем я сильнее. Хорошо, когда он не дает в обиду себя, и плохо, когда обижает других с целью оградить себя от их атаки.
  4. Ребенок уже психологически травмирован к этому возрасту и держится особняком. Он боится дружить и не хочет враждовать, его пугают любые социальные контакты. Однако с целью выживания он может быть как очень сильным физически (чтобы давать отпор), так и очень слабым (давить на жалость).

educational-school-isolation-and-bullying-concept

3–5 лет

В возрасте 3–5 лет дети все больше подражают взрослым, моделируя их реальность в играх и получая уникальный опыт человеческих отношений. Они еще не понимают, что такое общество и каков базовый принцип его развития. Дети попадают в мир безжалостного соревнования и жесткой конкуренции. В нем не всегда есть, на кого опереться, здесь нет поблажек и трудно с безопасностью.

Важно уже с этого возраста учить детей быть самостоятельными в реальной жизни. Взрослым стоит понимать, что ценность игр для детей абсолютно такая же, как, например, карьерного роста на работе для взрослых. Пресловутая песочница – эта та самая область, где дети конкурируют друг с другом, подобно бизнесменам на рынке рекламируемых ими услуг. Причем у детей споры из-за того, что кажется взрослым пустяками, намного более острые, чем у их папы с мамой. И родители могут привить своим детям только те навыки и умения, которыми владеют сами: коммуникабельность, дипломатия, искренность или жадность, наглость и стремление обманывать других.

Мудрость воспитателя в том, чтобы поддерживать и вовремя помогать нужными советами ребенку, не навязывать свои представления о хорошем и плохом, а дать ему возможность самому все познать. И нет никакого смысла в том, чтобы держать ребенка в иллюзорном мире родительской безопасности.

5–10 лет

Дети образуют компании согласно уровню развития своей личности. Причем все достаточно примитивно. Слабые дружат со слабыми, сильные – с сильными. Хулиганы – с хулиганами, а прилежные – с прилежными. Если мальчик младшего дошкольного возраста дружит с девочками, значит, он способен конкурировать только с теми, кто априори слабее его. А если девочка дружит с мальчиками, то все наоборот – она «крутая».

В дальнейшем это может привести к подавлению мужественности у мальчика: девочки подрастут, и мальчики, играющие в куклы, перестанут быть им интересны. Ну а девочки-пацанки будут испытывать огромный недостаток мужского внимания, при этом постоянно находясь среди «пацанов».

little-girl-bullying-in-school-classroom

10–12 лет

В компаниях обычно появляются лидеры – те, чьи личности прогрессируют высоким темпом. Вокруг них объединяются остальные. В парах друзей постепенно образуется ведущий – более старший или харизматичный, и ведомый – которому просто приятно быть под защитой.

Дети всегда дружат против тех, кто их унижает и обижает, – причем необязательно буквально, словами или поступками, а просто своим существованием. Поэтому хулиганы не любят прилежных, ведь те умнее и аккуратнее. «Если у меня так не получается, я унижу того, кто лучше меня, тем самым стану лучше него», – вот логика хулигана.

Логика прилежного другая: он не понимает, за что получает оскорбления от других детей, ведь он ничего плохого ни им, ни кому-то еще не сделал. Из-за этого непонимания он обижается и ненавидит хулиганов, которые почему-то обычно сильнее его.

Ребенку сложно разобраться во всем этом, и цель взрослого – помочь в каждой конкретной ситуации, связанной с детскими конфликтами. Пусть ребенок научится испытывать разные чувства и эмоции с раннего возраста, потому что все они в равной степени важны для роста и развития личности маленького человека.

Текст: Игорь Менщиков