DSC_5377-1

Волшебство трав

В Екатерине Кабановой, дизайнере экоаксессуаров и одежды, есть что-то от алхимика и травницы: она использует силы природы для создания одежды вручную, как это делали сотни лет назад наши предки, собирая травы на собственном участке. KABANOVАSILK смело можно назвать самым экологичным брендом одежды в Беларуси. «Городу женщин» Екатерина рассказала, как создает вещи в технике экопринт, почему «хороший вкус» – это плохо, и каким образом она шьет одежду без эскиза. 

3

«Однажды внутри меня «ёкнуло»

По своей профессии я врач-психотерапевт, пятнадцать лет работала на кафедре психотерапии, преподавала студентам. Но в определенный день я поняла, что мне хочется изменить что-то в привычной жизни, выйти за рамки одной профессии и попробовать себя в другом направлении. Люди часто ограничивают себя: мол, я должен быть только инженером или только врачом и больше никем, якобы в другом не смогу развиваться. Но это наши собственные стереотипы. Если у человека есть способности, он должен их развивать и не бояться, что кто-то что-то скажет.

К дизайну одежды я пришла не сразу. Это был длинный и тернистый путь, я долго искала «свое». Однажды на глаза попалась статья в журнале про натуральное окрашивание тканей – и внутри «ёкнуло»: вот оно. Я начала искать дополнительную информацию в интернете, самостоятельно пробовать и экспериментировать, затем окончила курсы по экоокрашиванию в Москве, курсы дизайна одежды и кройки. Уже больше года я занимаюсь окрашиванием и росписью тканей, а с этой весны – дизайном одежды.

Я создаю то, чего не хватает мне самой: простые, лаконичные вещи из качественных натуральных тканей, разного кроя и дизайна. Работаю с шелком, льном, шерстью, хлопком. Многие вещи я сшила в первую очередь для себя, но так получилось, что их купили другие. Недавно меня спросили, не работаю ли я в театре: уж очень отличаются мои изделия от тех, что делают другие дизайнеры. Я на самом деле создаю вещи не для всех. Возможно, из-за этого я страдаю в плане продаж, но в последнее время ситуация начала меняться: ко мне приходит все больше и больше людей, я вижу живой интерес к моим работам. Это люди, которые смотрят на мир так же, как и я.

«Хочется жизни и живости, а не идеалов»

Выдающийся мастер фотографии моды Хельмут Ньютон говорил, что не любит «хороший вкус» и связанные с ним светскость, правильность, гламурность. Для него было важно живое, неправильное, то, что вызывает эмоции. Это созвучно и мне. Мы часто привыкаем к правильному, и от засилья правильного начинает иногда подташнивать. Хочется жизни и живости, а не идеалов. Именно поэтому я делаю то, что мне нравится и откликается. Надо быть смелее, чем мы есть. Смелее в первую очередь в мыслях, а потом – в поступках. Смелее в одежде и аксессуарах. Позволять себе многослойность, яркость, тюрбаны, шали и макси.

HM8Y1142

«Все, что я делаю, удается без эскиза»

В процессе создания изделия часто убираю этап эскиза. Наверное, с точки зрения классического дизайна это неправильно, и до определенного момента я считала так же, переживала… А потом просто выбрала иной, удобный мне вариант: у меня хорошо развито образное мышление, могу любую вещь представить в картинке без рисунка. Мне несложно мысленно увидеть собственное изделие. Безусловно, полностью от эскиза я не отказываюсь, и периодически делаю наброски, чтобы представить итоговый образ, однако много времени этому не уделяю. Мне очень повезло со швеей: я описываю ей идею, она подхватывает мою мысль и воплощает ее. И пока мы еще ни разу не ошиблись.

DSC_5309

«В моем доме всегда пахнет травами»

Я живу в собственном доме, и моя мастерская находится в нем. Окраска тканей – достаточно трудоемкий и долгий процесс. В первую очередь необходимо подготовить ткань: постирать, чтобы удалить промышленную пропитку. Настои готовлю из самых различных растений, которые собираю в основном на своем участке: травы, цветы, листья, семена, кора деревьев. На ночь заливаю подготовленные растения кипятком, после несколько часов варю, снова настаиваю, процеживаю и только потом окрашиваю ткани. Затем окраску закрепляю специальным составом, иначе цвет быстро вымывается. Все мастера, которые красят ткани, используют химические вещества для закрепления цвета, так как натуральные красители нестойкие и изделие за несколько стирок может потерять первоначальный вид.

HM8Y1151

С экопринтом работать быстрее и легче. На ткани выкладывается композиция из растений, наносится закрепляющий состав, ткань сворачивается и варится несколько часов. Люблю экопринт, потому что фантазия здесь не знает границ: можно создать какой угодно рисунок, а самое главное – повторить его невозможно. Каждая вещь получается действительно уникальной. Как показала практика, при правильном уходе за изделием окрашенные вручную платья по сроку службу не отличаются от обычных. Единственный момент: при определенном закрепителе ткань со временем может немного изменить оттенок.

DSC_5400

«Дорогое дорогому рознь»

Когда слышу про дороговизну изделий белорусских дизайнеров, мне хочется сказать слово в их защиту. Потому что очень хорошо понимаю, как образуются эти цены. Если у тебя массовое производство, ты платишь швее, условно говоря, пятьдесят тысяч; но когда производство штучное – работа швеи стоит в разы больше. Сюда же необходимо прибавить стоимость ткани, гарнитуры, собственную работу, наконец. Шить, чтобы продавать по себестоимости, как минимум странно: хочется не просто работать, но и зарабатывать. Конечно, есть и такие, кто идет путем наименьшего сопротивления: вместо того чтобы продать четыре вещи по пятьдесят, продает одну за двести.

DSC_5428

«Кризис полезен, он заставляет развиваться»

Сегодня большинство дизайнеров идут по накатанной дороге и не очень хотят что-то менять в уже проверенном временем. Некоторые еще и просто ленятся: зачем придумывать новое, если и старое неплохо продается. Однако люди, независимо от уровня дохода, научились считать деньги и в нынешней ситуации стараются экономить. И это хорошо! Потому что в первую очередь у многих дизайнеров «спадает корона» и появляется желание конкурировать. С одной стороны, кризис – жестокое испытание для бизнеса, но с другой стороны – это развитие конкуренции. Дизайнеры не почивают на лаврах: «у меня и за такую цену купят, ведь это же я», а начинают двигаться, развиваться, придумывать новое и, соответственно, изменять ценовую политику. Поэтому Минску и Беларуси в целом очень нужны мероприятия, где люди за один раз могут увидеть изделия разных дизайнеров, сравнить, выбрать. Это удобно и полезно всем. Появляются открытый диалог и здоровая конкуренция. Какими бы эксклюзивными твои работы ни были, всегда есть куда расти и что изменить.

Текст: Наталья Гантиевская

Фото: KABANOVASILK