Christmas child writing letter to Santa letter over abstract bac

Волшебное детство. Что делать, если ребенок перестал верить в Деда Мороза?

Мы живем среди растиражированных стереотипов. Детство – это большие глаза, наивный взгляд, мечты о балах и пышных платьях – для девочек и рыцарских победах – для мальчиков. Реклама призывает нас подарить ребенку сказку. Но жизнь требует вырастить из него «лидера». Мы упорно даем детям «все самое лучшее», чтобы они стали «лучше нас», ну уж во всяком случае – не хуже. Мы пытаемся научить ребенка «быть во всем первым» и «бороться за свое счастье». В итоге маленькие невротики, нарядные и образованные, испуганно смотрят по сторонам: с кем бороться? С кем конкурировать? А если я вдруг второй? Ужас и кошмар! И вот чудесное сочетание приносит свои плоды.

С одной стороны, ребенок с детства получает объяснения по малейшему поводу, включается в режимную жизнь, слушает массу книг, учится читать раньше, чем говорить. С другой стороны, наступают праздники, и ребенок получает право «поверить в чудо». И не очень-то хочет это делать. И он не верит в сказку. Почему так происходит?

Две мамы, два психолога, одна из них – психолог детского сада с опытом работы 20 лет, обсудили детство маленьких горожан в новой реальности XXI века. Ольга Павлова-Соколова и Анна Скорнякова – участницы дискуссии.

Родитель – волшебный герой, который дарит сказку

– Что же нужно, чтобы детство оставалось детством?
Анна: Совместная деятельность с родителями. Важно время, проведенное с детьми, совместная игра или реальная работа: скворечник, подарок маме, болтать по рации. Здорово запоминаются неожиданные вещи, дела, которые никогда не делали раньше. И мальчики, и девочки любят помогать на кухне, делать тесто, резать овощи в суп.

– Ольга: Я вот очень хорошо помню, как любила с папой забивать гвозди. Еще до школы.

– Анна: Мы вспоминаем то, что эмоционально окрашено. Причем как плюс, так и минус, и минус запоминается сильнее. Если вы хотите адекватных воспоминаний ребенка – старайтесь, конечно, давать больше плюсов в общении: хвалить, обнимать, шутить. Кроме того, чтобы детство было детством, что-то должно быть живым, неожиданным. Устройте обед из десерта, поиграйте в мультик про кота Гарфилда, поменяйтесь на денек ролями, разрешите один вечер лечь спать, когда захочется.

Ольга: В каждом из нас ребенок сохраняется на всю жизнь. Когда мы утешаем ребенка – он учится утешать себя в будущем, когда одобряем или ругаем, когда мечтаем с ним и планируем – он всему этому учится. Важно дать ощущение его безусловного принятия, внутреннего комфорта. Уверенность в том, что он любим и важен, ценен в любом случае, как бы он себя ни вел. Например, подарки от родителей на день рождения и на Новый год нельзя заслужить, они должны быть у любого ребенка. Представьте, что вам на работе говорят: ты не заслужил подарок на день рождения. Бред?

Анна: К сожалению, мы не учим детей делать от души, мы учим делать правильно. Дарим правильные подарки. Мы боимся истинных проявлений ребенка, мы хотим видеть отлакированную картинку. Например, любой детский рисунок – это проявление его души. Невозможно изменить состояние души, можно его принять. И если на рисунке вы видите что-то неправильное, по вашему мнению, попробуйте дать ребенку поддержку, тепло, наполните ваши отношения, проявите интерес к ребенку – и он сам начнет рисовать «правильно».

Ольга: Черный цветочек вас пугает? Но для ребенка он самый красивый, потому что напоминает, например, цветочек на вашей сумке.

Анна: Ведите дневник не достижений, а смешных событий. Все здоровые дети рано или поздно начнут говорить, читать, и месяц плюс или минус только тешит ваше самолюбие. Главное ведь – удовольствие ребенка от чтения, и неважно, когда оно придет.magic box

Один взмах волшебной палочкой – и…

– Как сохранить волшебство в жизни детей?
Анна: А что такое волшебство? У каждого есть свой ответ, но это всегда будет связано с очарованием, красотой, восторгом, удивлением, восхищением, это где-то между сказкой и реальностью… Колдуны и ведьмы злые, а волшебники всегда добрые. Иначе говоря, волшебство – это всегда положительные эмоции. И что же иррационального в положительных эмоциях? Мы хотим создать себе сказочную жизнь и не верим в сказку. Например, родители хотят, чтобы «ребенок во всеоружии вышел во взрослую жизнь» и многое умел делать профессионально. Поэтому он ходит во всякие кружки. И в итоге подсознательно ребенок боится взрослой жизни, так как у него есть вопрос: что там за жизнь, что надо быть во всеоружии?
Не превращайте детей в материалистов. В волшебстве есть эмоция, а ведь именно эмоции раскрашивают нашу жизнь.

Ольга: Объясните ребенку, что любовь, дружба, забота, везение – это маленькие чудеса, которые наполняют нашу жизнь. Замечайте с ребенком маленькие моменты, которые вас удивляют, восхищают: красивая снежинка, громкое мурлыкание котенка, тонкий аромат кофе, обнимашки, маленькие успехи ребенка. Или не пошел дождь, когда вам в дорогу, или двойная радуга, или помощь постороннего человека. Проживайте с ребенком такие приятные моменты основательно: обсуждайте, фотографируйте, рассказывайте близким.

Вера в чудеса помогает сохранить душевное равновесие, дает нам силы для борьбы, для преодоления жизненных препятствий. Вообще детская вера в чудо, в то, что все желания могут исполниться, – это защита, это программа поведения: «в самых тяжелых жизненных ситуациях верим в чудо и не сдаемся».

– Нужно ли верить в Деда Мороза?
Анна: Волшебство – это всегда сказка, а сказка в жизни малыша – это определенный этап развития, который важно не пропустить. Ведь первый раз сказку про Царевну-лягушку или Золушку в 12 лет читать поздно. Сегодня многие родители считают бессмысленным и ненужным поддерживать волшебный образ Деда Мороза, приносящего детям подарки в новогоднюю ночь, лишая своих малышей яркого кусочка детства. Но любой ребенок способен «видеть невидимое» – а это чистая творческая энергия, которая помогает создавать, изобретать, смело воплощать задуманное. И если мы научим ребенка видеть только то, что реально существует, творческая энергия в нем иссякнет. А процесс воображения, хочу заметить, всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением, которые так стараются эти же родители развить в школах раннего развития. Как-то нелогично получается.

Ольга: Для того чтобы у детей не было логичного удивления, когда вы кладете подарок под елку взрослым, объясните, что Дед Мороз приносит подарки только маленьким детям. А взрослые помогают ему и дарят подарки друг другу сами. Если Дед Мороз приносит ребенку подарок под елочку, положите туда подарки всем или постарайтесь положить хотя бы маленькие сюрпризы. Это же настоящее волшебство – побаловать любимых людей, близких, родных, увидеть, как загорятся их глаза. Кроме того, объясните ребенку, что сказочный Дед Мороз приносит подарки только ночью. А в спектаклях, в шоу, на улицах ходят Деды Морозы – артисты, которые помогают настоящему Деду Морозу.

– Что делать, если ребенок не верит в Деда Мороза?
Анна: Все дети перестают верить в Деда Мороза, но важно, чтобы это происходило в адекватный период развития. Большинство детей «все узнают про Деда Мороза», когда на смену игре как ведущему виду деятельности ребенка полностью приходит познавательная активность. Это происходит с 8 до 11 лет.

Ольга: Но если игровой период был прожит адекватно, то ребенок с удовольствием подыгрывает родителям, становясь на пару минут маленьким в предвкушении подарка. Кроме того, мы в волшебное верим всю жизнь, поддерживая мистичность чтением фэнтези, например, или игрой в компьютерные игры, где понарошку становимся героями.

Анна: А верят ли сами родители в чудо? Может быть, они боятся разочаровать ребенка неожиданным открытием? Или боятся забыть положить подарок, не выполнить какой-то очень большой запрос ребенка?
Конечно, в волшебство проще верить ребенку, родители которого обладают богатым воображением и общаются с ним на разные темы, а не только бытового характера, играют с ним, фантазируют, выдумывают. Проще верить в сказку ребенку, который растет в психологически безопасной обстановке, потребности которого удовлетворены. Речь идет о принятии, развитии, заботе, физическом комфорте, искреннем интересе к его психической жизни, поддержке.

Ольга: В Деда Мороза легче верит тот ребенок, мечты которого исполняются, самые заветные подарки из года в год обнаруживаются под елкой. Чем меньше в обычной жизни у ребенка игрушек, тем больше он ценит подарок. Когда ребенок пишет письмо Деду Морозу, пусть он обсудит с вами реалистичность просьб, «упакуйте» в правдоподобную причину, почему настоящий джип Дед Мороз не принесет ни ребенку, ни вам. Одна из версий – Дед Мороз приносит из списка то, что ему кажется самым полезным, или самое лучшее, на его, дедморозовский, взгляд. Начните готовиться к письму заранее – и тогда будет меньше шансов увидеть в нем что-то из серии «живой белый слон».

Анна: Но если ребенок до 7 лет не верит в Деда Мороза, не спешите думать, что он не нуждается в легком волшебстве. Создайте ему волшебство другим образом: больше читайте сказок, воображайте с ним, играйте в путешествия, придумывайте несуществующие страны, страны наоборот. Вспомните про лисичкин хлеб, который приносят из лесу. Стоит быть убедительными при рассказе про Деда Мороза. Посмотрите диснеевские мультики про Рождество – есть даже на тему неверия в Деда Мороза. Не стоит говорить, что только маленькие верят в Деда Мороза.

Ольга: Кроме Деда Мороза, есть масса удивительных способов для поддержки веры в сказку. Мы задуваем свечи и загадываем желания, завязываем ленточки на дерево. Прекрасный миф про зубную фею, например, компенсирует ребенку неприятные ощущения от выпадения зуба. Многие дети верят в привидения. Во многих семьях создаются собственные легенды про волшебных героев: чьи-то Деды Морозы приносят только маленькие подарки, «чтобы денег хватило на всех детей в мире», а дорогие подарки родители дарят сами, у кого-то – наоборот. А зубная фея, на случай не вовремя выпавшего зуба, приносит только деньги. Все это работает там, где родители рассказывают о своем опыте: как сбывались их загаданные желания. Так что если маленький ребенок не верит в Деда Мороза – замените старого деда молодым ритуалом. Придумайте свой. Не пишите письмо – напишите мечты на листик и сожгите в бокале шампанского. Прочитайте с ребенком про то, как встречают Новый год в других странах, и попробуйте разные способы загадывать желания.  shutterstock_119762230_press

Мнение практического психолога Анны СКОРНЯКОВОЙ:
– Что такое для ребенка Дед Мороз?! Я не ошиблась: именно «что такое?».
Во-первых, это театральное представление. На любом спектакле малыш проживает широкий спектр эмоций и чувств: от волнения до радости (даже при плохой игре артиста).

Во-вторых, Дед Мороз – это сказка. А любая сказка учит правилам жизни, моделям поведения. Например, чтобы получить что-то, надо преодолеть трудности и препятствия, правильно себя вести, выполнить элементы ритуала (подарок от Деда Мороза получишь, если расскажешь стишок, напишешь письмо, выберешь подарки).

В-третьих, Дед Мороз дарит подарки, взамен получая стишки и песенки, – это яркий пример того, что в мире действуют не только материальные законы. Кроме того, во многих традициях каждый день до Нового года или Рождества нужно делать доброе дело от души. А когда мы делаем доброе дело, мы искренне радуемся – и ребенок получает уникальный опыт. Дед Мороз – это тепло, которое дарится безымянно, не в обмен на другой подарок: ты мне – я тебе.

В-четвертых, при выборе желаний ребенок учится взвешивать и от чего-то отказываться. Он учится ждать – ведь чаще всего на Новый год дарят что-то значимое.

В-пятых, Дед Мороз – это тренинг. Он приходит не каждый день и не по желанию ребенка, а только один раз в год. Деду Морозу пишут письмо, в котором рассказывают, чего ребенок добился за год, какие были успехи, чему научился, – а это тренинг самопознания.

Подготовила Ольга Павлова-Соколова, бизнес-психолог, руководитель Центра делового роста.