14-1

Войлочные миры Ани Строцевой

Войлок у многих ассоциируется с чем-то теплым, плотным, уютным, добротным… Словом, зимним. Но мало кто знает, что одежда, выполненная в технике валяния, может быть летней и совершенно легкой! О войлоке и технике работы с ним рассказывает дизайнер Аня Строцева. 

Аня-СтроцеваПервое знакомство

В 2011 году поехала в Грузию и там увидела войлок. Он был во всех художественных салонах и магазинчиках. Позже в Минске сходила на выставку шведской художницы по текстилю Гуниллы Шоберг «Аспекты жизни: рельеф и скульптура из шерсти» и увидела ее потрясающие работы. Меня сразу потянуло к этому материалу.

Но первый раз взять в руки войлок уговорила подруга. К тому времени у меня уже был опыт в создании одежды из разных материалов, я всегда шила и вязала, работала с кожей, но именно с войлоком пришло новое дыхание. Было ощущение, что это и скульптура, и акварель, и керамика, и всё здесь. В одном материале. И началось…. Стала искать в интернете видео, смотреть, какие возможности у этого материала и как с ним работают разные люди. Целый год «копала информацию», экспериментировала. Вещи как-то сразу стали получаться, ни одной не выбросила. Почувствовала, что это мой материал.

048

Я всегда рисовала, лепила из глины. Потом училась архитектуре. И хорошо знаю, что красота проявляется в материале. Сначала вещь как бы ведет меня, играет – плавится, будто подсказывает, что делать. Но как в керамике нужен обжиг, так и тут в какой-то момент войлок нужно увалять и превратить в вещь, которую можно будет носить. Есть технология: волокна шерсти должны сцепиться. Это двухэтапный процесс: сначала – художественная часть, а потом – техническая, физическая работа. Однажды дочь спросила, какая часть мне нравится больше? А я не могу сказать какая, потому что нравятся обе.

13

Краски северного моря

Цвета моих вещей – разные оттенки песочного и серого. В детстве мы часто ездили в Латвию, я выросла на северном море, поэтому краски Балтики для меня самые лучшие в мире.

Как материал войлок очень живой, он будто дышит под руками, в нем всегда есть элемент чуда и какие-то неоткрытые возможности. Это действительно очень похоже на керамику и акварель, потому что и там, и там до конца не знаешь, что получится, у тебя просто есть идея, которую ты пытаешься воплотить. Именно это мне и нравится в материале: в нем много нюансов – и ты только представляешь, как оно может быть. Ведь повторить одну и ту же вещь дважды невозможно, можно лишь сделать похожие работы, потому что акварельность войлока не поддается копированию. 1

Войлок – затратное удовольствие, это натуральная шерсть и шелк, и делать десятки вещей только ради эксперимента очень дорого. Поэтому закономерно встал вопрос: а может быть, кто-то захочет это носить? Пока я сидела дома, то не очень понимала, хорошо ли то, что я делаю, или не очень. Вышла со своими вещами на выставку и поняла, что есть обратная связь: увидела, что людям нравится, стали покупать и носить. 002

У войлока большой диапазон применения, и жаль, что многие об этом не знают. Этот материал был всегда. Есть он и в белорусском традиционном костюме, но как-то забылся. Остались только валенки... Сегодня интерес к войлоку возрождается, появилось новое понимание материала, и пришло оно из Европы лет десять назад. Да, войлок может быть грубым, тяжелым, как сукно или шинель, а может быть легким и воздушным, как летнее платье. На выставках у меня часто спрашивают: «А из чего сделаны ваши вещи?» Я рассказываю, что из войлока, многие не верят, сильно удивляются. 5

Вещи с характером

Кстати, войлок – не принципиально женское занятие. В России есть Александр Пилин, художник по войлоку, с него и начинался российский войлок. Он делает арт-текстиль и обувь, дает мастер-классы, выучил московских девочек, которые сегодня стали известными мастерами. В Европе есть Томас Хорст, которые делает платья, это даже скорее арт-объекты. _DSC0439

Ко мне приходят люди из художественной среды, которым интересно как-то себя проявить, и им хочется найти что-то, что бы их выделяло, ищут вещи с характером. И это такие долгоиграющие вещи вне моды, которые вписываются в разные стили. Любой hand made хранит память о человеке, который его сделал своими руками, и здесь как бы возникает связь между тем, кто выбрал вещь, и ее автором. Это похоже на то, как мы находим друзей и потом не можем расстаться.

9

Текст: Ирина Соломатина

Фото: Ирина Ермакова