главная

Винтажные истории

Коллекционирование – собирание неуловимого, теней прошлого, историй ценных предметов. Коллекционер винтажных украшений Елена Малкина рассказала нашему журналу о том, как складываются коллекции и зачем собирать артефакты прошлого.

Фото героини copy

Как давно вы начали увлекаться винтажной бижутерией? Как пришли к коллекционированию?

– Меня всегда интересовали история, мода и стиль. Начало коллекции было положено в 2012 году с небольшой бабушкиной броши: я пыталась найти в интернете информацию о виде огранки камня, который был в ней. Рассматривая и изучая материалы, в том числе на форумах, знакомилась с людьми, которые уже были специалистами в теме винтажа. Первые покупки были совершены с их помощью. Украшения я выбирала сама, а к ним обращалась за консультациями. Поначалу приобретения носили хаотичный, стихийный характер, по принципу «Ах, какая штучка!». Постепенно начал формироваться вкус, отдавала предпочтение тому или иному дизайну. Выяснилось, что мне очень импонируют изделия легендарной марки Trifari. Часто можно услышать, что именно с нее начинаются знакомство и любовь к винтажной бижутерии. И я оказалась не исключением.

Фото 1

Trifari

Что же такое винтаж? Согласитесь, не всегда этот термин употребляют к месту…

– Действительно, винтаж – настолько модное слово, что его используют для описания любой вещи старше пяти лет. Но винтажными считаются подлинные вещи возрастом от 20 до 50 лет (старше 50 относят уже к антиквариату). Эта, к сожалению, слабо оцененная в нашей стране категория включает самые яркие и лучшие образцы моды прошлого – желательно в хорошем состоянии и годные к ношению. И конечно, не всякое старье является винтажом.

Почему именно украшения? Как относитесь к винтажной одежде, аксессуарам?

– Мне всегда нравилось все украшать. Наверное, сказывается моя профессия – художник студии анимации и гравировщик по граниту. Кроме того, интерес к моде сыграл в этом увлечении значимую роль. Реализоваться как дизайнер либо стилист, чтобы украшать мир других людей, не получилось, но я совершенно точно могу быть спокойна за свой собственный – он у меня украшен! Мое отношение как к винтажной одежде, так и к одежде в целом я бы выразила цитатой Грейс Коддингтон: «Не ищите модную одежду. Ищите красивую одежду». Такие вещи вне времени. Мода приходит и уходит. Не редкость, когда она бывает просто смешной. А по-настоящему красивая вещь актуальна всегда. Для поиска подобных сокровищ необходимо иметь некое внутреннее чутье, нюх. Люблю «говорящие» вещи: небанальный дизайн, интересный фасон, отпечаток эпохи. Цвет, фактура, материал – все имеет значение.

Фото 5

West Germany Jewelry

Я – за эксперименты и живую моду. В винтаже с головы до ног можно выглядеть музейным экспонатом. Но он отлично сочетается с современными вещами и всегда выделяет из толпы. А украшения в создании подобных образов просто незаменимы! Меня беспокоит то, что многие современные девушки не знают, что делать с брошью. А ведь у настоящей женщины умение носить украшения должно быть на интуитивном уровне. Многие предпочитают штампованное фабричное золото, считая ношение бижутерии чем-то унизительным. Печально. Если уж говорить о финансовой ценности, то многие винтажные украшения стоят гораздо дороже ювелирных изделий. У нас к винтажным вещам относятся пока настороженно. Думаю, всему виной советское прошлое и предубеждение, что старое – синоним барахла.

Фото 8

 Elizabeth Taylor for Avon

Чем руководствуетесь при покупке? Только ли нравится/не нравится или для вас больше важны бренд и возраст изделия?

– При покупке украшения мне прежде всего важен дизайн. Для меня форма важнее содержания. Но как-то так сложилось, что, выбирая украшения, я тянусь именно к брендовой вещи, даже еще не зная, имеет ли она клеймо. Давность не играет для меня значимой роли. Я с легкостью отдам предпочтение вещи 1950-х годов перед вещью 1930–1940-х. Просто потому что мне больше нравится, как выглядят украшения именно этой эпохи.

И все же интерес к винтажу растет. Поэтому о нем стоит рассказывать и показывать эти редкие экземпляры. Какие винтажные бренды у вас представлены?

– В моей коллекции есть украшения многих известных винтажных марок. Расскажу о наиболее значимых.

Trifari. Есть несколько изделий, в дизайне которых использована любимая мною техника – браширование. Игра фактур основывается на контрасте между матовым текстурным эффектом от обработки металла жесткой щеткой и гладким полированным черешком. Эта техника обработки поверхностей очень характерна для украшений 1960-х, в то время как в 40-х и 50-х металл в украшениях предпочитали полированный.

Napier. Стиль украшений Napier всегда менялся, следуя веяниям времени и предпочтениям потребителей. В 40–50-е годы самыми востребованными украшениями были изделия из стерлингового серебра, в том числе с позолотой.

Фото 2

 Napier

Фото 9

Napier

ARТ. Его основными направлениями были ар-деко и викторианский стиль, а характерными чертами – металл цвета античного золота и необычные цветовые сочетания.

Askew London. Абсолютно все творения Askew – ручная работа! Клеймо на каждом украшении свидетельствует о подлинности. Ко всему прочему украшения пришлись по вкусу звездам и знаменитостям! Они пользуются большим успехом в артистической среде Британии – избалованная лондонская богема привыкла выбирать самое лучшее! Для своей шкатулки с драгоценностями их покупали актрисы Хелена Бонэм Картер, Кира Найтли, Сиена Миллер, а также дизайнер Виктория Бэкхем.

Фото 10

Askew London

West Germany Jewelry – украшения в викторианском и эдвардианском стиле, ар-нуво и ар-деко. Правда, найти их становится найти все труднее и труднее, и все они являются коллекционными.

Elizabeth Taylor for Avon. Элизабет Тейлор была известна своей страстью к украшениям. Когда компания Avon предложила ей создать коллекцию украшений под своим именем (в ту пору компания еще не перешла на поточное китайское производство), она сказала: «Я всегда знала, что рано или поздно я приду к этому!» В течение трех лет (с 1993 по 1996 год) она сотрудничала с Avon, и за это время увидели свет несколько коллекций украшений невиданной красоты – яркие, крупные, оригинальные, эффектные!

Где приобретаете украшения?

– В основном через интернет, с помощью тех, кто занимается поиском и продажей этих вещей. Сама выискиваю на Etsy и Ebay. В нашей стране, к сожалению, приобрести что-либо подобное очень сложно, потому что людей, находящихся «в теме», – единицы.

Ваше самое любимое украшение?

– Самая любимая вещь – брошь 1960-х в виде мальтийского креста от MARIE FERRA и клипсы в виде животных от Mary De Marco.

А самое дорогое украшение?

– Самого дорогого нет. Большинство украшений в диапазоне 100–200 долларов.

Фото 7

 Marie Ferra

Часто носите вещи из своей коллекции?

– Редко. Темп современной жизни, к сожалению, не позволяет выглядеть постоянно как леди 1950-х. А жаль… Хотелось бы, чтобы что-то изменилось в мире моды – и женственности вернули ее законное место. Но если мне предоставляется случай «выхода в свет», у меня даже не возникает вопроса, стоит ли надевать эти серьги или эту брошь. В моей коллекции нет украшений маленького размера. Это все довольно крупные, заметные, яркие вещи. Некоторые из них прекрасно вписываются и в повседневные образы.

Легко ли вам расставаться с украшениями? Приходилось что-нибудь отдавать или продавать?

– Мне почти не приходилось расставаться с вещами. Моя коллекция чаще пополняется, чем разоряется. Но даже если принимаю решение с чем-то расстаться, значит, я решила дать этой вещи новую жизнь и новые впечатления. Да-да, мои украшения имеют сердце и душу. И я верю, что вместе со старыми вещами можно приобрести чужие истории, чужую энергетику. Когда держу в руках вещь, которая когда-то принадлежала другому человеку, всегда представляю, каким был этот человек, какая у него была жизнь. И эти ощущения для меня важны не меньше, чем рассматривание причудливого и красивого изделия. Я даже чувствую себя в роли некоего Хранителя – человека, который, сберегая для следующих поколений старые вещи, протягивает нить между прошлым и будущим.

Фото 4

 Askew London

Часто винтажная бижутерия стоит дороже изделий из драгоценных металлов. Здесь ценность определяет время. Можно ли сказать, что покупка винтажа – это своего рода хорошая инвестиция?

– Если отойти от возвышенно-прекрасного и рассуждать о материальном, то, покупая винтажные украшения, вы приобретаете оригинальные предметы, каждый из которых имеет свою историю, а их материальная и культурная ценность только увеличиваются с течением времени! Я убеждена, что это прекрасная инвестиция, и к тому же круговорот красоты в природе должен продолжаться.

Как часто вы пополняете коллекцию чем-то новым?

– Основная коллекция была собрана в период с 2012 по 2015 год. Сейчас новинки появляются редко. Возможно, это связано с тем, что, интересуясь несколько лет винтажной бижутерией, я уже выделила для себя некоторые конкретные вещи, так называемые «любимчики», и ищу конкретно их.

Есть ли среди ваших знакомых коллекционеры?

– Среди моих знакомых мало коллекционеров. Предполагаю, что наши орбиты просто еще не пересеклись. Пока я не встречала не то что коллекционеров, но даже просто людей, которых бы интересовала винтажная бижутерия. А чтобы стать коллекционером, этим надо буквально «заболеть».

Фото 6

Elizabeth Taylor for Avon

Какой эпохой восхищаетесь?

– Любимая эпоха? С уверенностью могу сказать, что это период с 1900-х по 1990-е. Каждое десятилетие прошлого века для меня имеет свое лицо, свой характер, своих героев. На волне любви к винтажной бижутерии мои интересы расширились гораздо дальше. Старый европейский и американский кинематограф – моя вторая страсть. Начиная с немых черно-белых фильмов. Музыка 1930–1970-х годов. Иногда мне кажется, что я живу не в свою эпоху. Задержалась в ХХ веке, и мне в нем очень комфортно.

Какой судьбы хотите для своей коллекции?

– Конечно, мне бы не хотелось, чтобы она была расформирована. Дочь проявляет интерес к моему увлечению и к тому же учится на культуролога. Поэтому моя коллекция для нее тоже ценность, а значит, я могу быть уверена, что со временем передам ее в надежные руки родного человека.

Что сказали бы в завершение интервью?

– Процитирую великую Шанель, которая знала толк в украшениях: «Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото».

Беседовала Юлия Чинвеокву

Фото: Степан Богдан