Little explorers

Увлекаемся наукой дома

Институт современных медиа (MOMRI) по заказу телеканала «Наука» в июне 2016 года провел всероссийский опрос в городах с населением свыше 100 тысяч человек, посвященный отношению людей к российской науке. Оказалось, 58% россиян хотят, чтобы их дети работали в науке. Что-то подсказывает, что в Беларуси этот процент будет не меньше. Ведь сегодня желание к саморазвитию, постижению нового движет миром. И маленьким человеком тоже. Как поддержать и развить любознательность ребенка к наукам – в нашем материале.

12658902_l-1 copy+

Поклонники и приверженцы педагога Марии Монтессори утверждают, что дети с 6 до 12 лет наиболее восприимчивы к науке. Именно поэтому в школах Монтессори в этом возрасте все занятия строятся на экспериментах и опытах. К сожалению, в современных учреждениях образования биологию, химию, физику преподают гораздо позже, в подростковом возрасте, когда детей больше интересует социальная сторона жизни. В наших же, родительских, силах поддержать интерес к науке тогда, когда он просыпается.

А это легко заметить: как только малыш произносит первые «а почему?». Все, забудьте про сон, свободное временя – и открывайте энциклопедии, потому что любознательность ребенка неисчерпаема. Тут и вопросы о космосе, динозаврах, бабочках, электричестве, дожде… список бесконечен. Но тем и интересен. Ведь порой то, что нам, взрослым, кажется очевидным, дети воспринимают абстрактно и объяснить им что-то всегда проще на примерах.

Кулинария

f04fca02-39a0-428a-a0d1-1b29bca86cd0

Казалось бы, готовим пищу – и все. Но для ребенка это не просто приготовление очередного блюда – это магия. Тоже наука, которая завораживает: почему вода кипит, а масло тает, как получается лед и от чего тесто может поменять цвет, что будет, если смешать все ингредиенты, а потом постучать по кастрюле… Вспомните самый первый эксперимент ребенка (он наверняка происходил на кухне): когда ложка снова и снова падала вниз. Нам кажется, что ребенок делает это специально, но это не так!

Он постигает первые законы физики: с какой скоростью падает ложка, как далеко, какой звук она издает. Для нас это самые обычные вещи, можно сказать банальные, но они очень интересуют ребенка. Позвольте ему зимой принести домой снег с улицы, разрешите поиграть с ним, добавляя в снег специи, соль, естественные красители. По результату этого эксперимента маленький ученый узнает о различных состояниях воды, а заодно накормит вас вкуснейшими остро-перечно-ледяными блинами и прохладительным чаем.

Ботаника

Happy little boy looking through magnifying glass

Маленькие дети в любое время года любят наблюдать за природой. И особенно за собственным огородом на подоконнике. Посадите вместе с ребенком его первую рассаду. Это могут быть петрушка, укроп, мята, руккола, цветок – не важно. Главное, с каким азартом малыш будет следить за тем, как появляются первые ростки. Он наверняка станет их нежно поливать, а потом с восторгом собирать первый урожай. Такое бережное отношение к растениям прививает ребенку внимательность, заботу и сосредоточенность.

Вот увидите: уже летом он попросит вас собирать гербарий, а осенью в доме не останется ни одного свободного места – все пространство займут палочки, камушки, желуди, каштаны. Кстати, с этими материалами очень легко перейти к простой инженерии – строительству. А тут уже и законы физики подтянутся: что тяжелее, какой материал прочнее, что такое инерция, скорость.

Химия

Fotolia_89409512_Subscription_XXL

С одной стороны, это очень опасная наука. Однако с другой – так разнообразна, что каждый хоть раз пытался провести свой эксперимент (неважно какой, лишь бы растворов было побольше). А можно подарить ребенку набор «Юного химика» и вместе разбираться, почему чернила бывают бесцветными. Или вырастить свой кристалл. Или устроить извергающийся вулкан (достаточно смешать соду и уксус).

А где вулкан – там уже и научные исследования экологии: почему на Земле тают ледники и исчезают леса, отчего люди загрязняют почву и воду и чем это грозит в будущем? Все это легко показать на примере: заранее подготовить ледяной шар и потом «обрушить» на него вредные «привычки» человека: посыпать шар солью, накидать побольше мусора – в общем, включить фантазию.

Астрономия

81AgO-jng1L._SL1500_

И какая же наука без космоса? Эта тема будоражит юные умы с 4 лет: что там, откуда берутся звезды, космический мусор, планеты, спутники? А сколько их, планет, а они разные? Дома можно устроить космические полеты или нарисовать-вырезать целую Солнечную систему, а можно сходить в планетарий.

Кстати, в последнее время в Минске появилось много интерактивных музеев науки, где ребята любого возраста найдут себе занятие. Тут и законы физики, и анатомия, и космос, и опыты с водой и магнитами, огромные маятники, стулья и столы. Есть и отдельный музей по интерактивной экологии «Экотехнум», где главные хозяева Вода, Ветер, Солнце и Биомасса знакомят детей с проблемами окружающей среды. Правда, он для детей постарше. В общем, увлечь ребенка можно, если есть время и желание.

Не забывайте: наука – это наблюдения, исследования и эксперименты, и даже самые маленькие могут заинтересоваться этими способами познания мира. В каждом человеке скрыт «ген гениальности». Но он не сможет развиться без трудолюбия и любознательности. Помогите ребенку не потерять уникальность, раскрыть потенциал и подтолкните в правильном направлении. Все-таки, может, именно он разберется в теории струн и поведет человечество в неизведанные дали.

Текст: Анна Макота

Site is using the Seo Wizard plugin by http://seo.uk.net/