wall_20120706163120-1

СПЕЦПРОЕКТ «XX век: эволюция женщины». Андрогинные девяностые

Девяностые – время развальное, сложное. Пала Берлинская стена, Советский Союз прекратил свое существование, развалилась Югославия… Все стремилось к индивидуальности, свободе, непохожести на других. Мода диктовала: «Будь собой!» И в этом порыве лихо прикатила к тотальному унисексу и андрогинности. 

andrej-pejic-14

Андрей Пежич

Мальчик или девочка?

Плавающая гендерная идентичность: сегодня человек чувствует себя мужчиной, завтра – женщиной. Очень удобно. Андрогинность – не новая идея, ее усиленно развивали древние греки, слагая мифы про гермафродитов. В 90-е андрогинность стала и модным трендом, и особой философией. Нет больше исконно мужского и исконно женского. Женщины носят костюмы и занимают высокие должности, мужчины уходят в декрет и примеряют на себя женские обязанности. Зачем вообще это разделение, когда один человек может сочетать в себе оба пола?

hema_paolo_roversi_2011

На подиумы выходят универсальные модели, способные демонстрировать как мужские, так и женские коллекции. Опять же – удобно. К примеру, Андрей Пежич до сих пор является самой популярной моделью-андрогином. Несколько лет назад он (или она?) одновременно попал в два топа: «50 лучших мужских топ-моделей» и «100 самых красивых женщин мира».

fotografiya5-2-9

Многие дизайнеры выбирают пуризм, простоту форм и цветов. Первыми коллекции в духе минимализма представили Helmut Lang и Jil Sander: они сделали акцент на лаконичном крое, простых силуэтах и качественных тканях. Затем минимализм начали проповедовать Donna Karan и Calvin Klein. Унисекс стал экстремальной формой минимализма и породил миллионы поклонников по всему миру. Келвин Кляйн показал, что унисекс может быть очень привлекательным. Свободный крой, минимум цвета, закрытое тело, отказ от «красивостей» в пользу комфорта – основные модные коды 90-х.

Kate Moss for Jil Sander 1996

Антигламурный гранж

Если вы не умирали от несчастной любви в 15 лет под культовые композиции Nirvana, вы: 1) были намного старше, когда Курт Кобейн завоевал мир, 2) еще не родились, 3) у вас не было магнитофона и вы жили в лесу. Шутки шутками, однако Nirvana положила начало новому стилю в музыке и моде – гранжу. Хулиганский, небрежный, рваный, бомжеватый стиль улиц и разбитых сердец. Это была культурная революция, которую характеризовал отказ от пафоса, театральности и вещизма. Гранж стал вызовом обществу, идеологией, своего рода криком души молодежи, ответом на нестабильные экономические условия 90-х.

Kurt_Cobain_Brushing_Teeth

Как и в случае с панком, гранж быстро перекочевал с улиц на подиумы, и первой к нему обратилась неистребимая бунтарка Вивьен Вествуд. Несколько модных сезонов подряд она воспевала небрежную кобейновскую эстетику. Но мировую славу гранж принес не ей. А Марку Джейкобсу, который буквально канонизировал этот стиль и первым представил коллекцию из мятых платьев, асимметричных полинявших футболок, клетчатых рубашек и нарочито неаккуратно связанных свитеров. Вслед за ним уличную гранжевую моду стала использовать Анна Суи, а затем наряды в стиле гранж представили такие мэтры, как Карл Лагерфельд и Кристиан Лакруа.

tumblr_m59ksx3y9o1qbg2pgo1_1280

Спортивный шик, рейв и неон

В 90-е спортивный костюм, расшитый камнями Swarovski, стоимостью как Merсedes, вполне мог сойти за наряд для красной ковровой дорожки. Ведь это было время Sporty chic. Адептами тренда стали участницы культовой группы Spice Girls и певица Гвен Стефани из No Doubt.

2006_01_26_Spice_Gir-8

Стилеобразующим элементом был укороченный топ, открывающий живот, который носили с джинсами и юбками с завышенной талией, рубашками, жакетами и большими пиджаками. На постсоветском пространстве спортивный шик приобрел свои гротескные черты в виде обычных спортивных штанов в сочетании со шпильками, спортивных костюмов, расшитых люрексом и пайетками.

84cc04cf8c20cd55a31d175317fdd0e4

Самый настоящий рейв и неон – это Лилу Даллас из фильма Люка Бессона «Пятый элемент».

FifthElement_306Pyxurz

Яркие кислотные цвета, винил, пластик, неон, микромини, обувь на огромной платформе, футболки с психоделическими принтами, безумные прически и макияж. На подиумы это направление практически не просочилось, но было очень популярно в уличной моде и среди звезд. Гвен Стефани в тот период появлялась на публике с волосами синего цвета, невероятными укладками, в плюшевых и резиновых юбках и кроссовках на 15-сантиметровой платформе.

90-е считаются одним из самых безвкусных периодов в мире моды. Однако в переосмысленном виде многие тренды того времени вернулись к нам в начале 10-х годов XXI века.

MG_4401_1

Фото: Дарья Демченко

Текст: Мария Столярова

Идея: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image

Стиль: Алена Равданович 

Спецпроект. 80-е

Спецпроект. 70-е

Спецпроект. 60-е

Спецпроект. 50-е

Спецпроект. 40-е 

Спецпроект. 30-е

Спецпроект. 20-е

Спецпроект. 10-е