IMG_6846 copy

СПЕЦПРОЕКТ «XX век: эволюция женщины»: военная эпоха

Поверите ли вы в то, что именно Второй мировой войне мы обязаны появлению таких вещей, как пробковая подошва, деревянный каблук, соломенные балетки, нейлоновые чулки, бикини и сумки-мешки? Воистину, нужда пробуждает креатив: в тотальном дефиците ресурсов, в самое суровое время родились значимые и удобные вещи, которые мы сегодня воспринимаем как разумеющийся факт. В 40-е годы у женщин был минимальный, но максимально практичный гардероб. Дамы отличались скромностью и естественностью. Конечно же, во всем главенствовал патриотизм. И – расцвет элегантности!

Мир едва ли успел оправиться от Великой депрессии, как на его большей части разыгралась новая трагедия: Гитлер погрузил десятки стран в пекло самой кровожадной войны XX века. Промышленность всего Евразийского континента работала на военные нужды – армии ежедневно требовалось обновление запасов: одежды, обуви, оружия, продуктов. Сокращение производства и запрет на использование натуральных тканей не для военных нужд способствовали упрощению женской одежды: минимализм и отсутствие декоративных элементов, драпировки и прочих деталей – всего, что требовало дополнительного метража ткани. Благодаря мораторию на хлопок, кожу и шелк широкое применение получили искусственные материалы. В конце 30-х появился нейлон, который в 40-е стал незаменимым материалом в производстве женских чулок и белья.

IMG_6868

Кстати, именно в 40-е произошло максимальное сближение советской и европейской моды: война всех уравняла. Женщины носили скромную одежду неярких расцветок, почти не пользовались косметикой. Ее просто не было. Губная помада считалась недопустимой роскошью. Кроме США, на территории которых не велись военные действия и где женщины могли пользоваться даже не одним цветом помады, а несколькими на выбор.

Поскольку кожу нельзя было использовать для производства гражданской обуви, итальянец Сальваторе Феррагамо нашел оригинальное решение: создал обувь из соломы, войлока, конопли и даже целлофана на деревянной или пробковой подошве. А большие сумки, без которых сегодня не мыслит свой гардероб ни одна модница, появились вследствие необходимости носить с собой газовые маски.

В 1940-м под натиском фашистов пал Париж – мировой центр моды. И Голливуд получил долгожданный шанс завоевать лавры мирового модного господства. Многие дизайнеры покинули оккупированную Францию и переехали в США, как Эльза Скиапарелли. Некоторые ушли в тень и стали выжидать, как Коко Шанель. Однако в планы Гитлера не входило терять «модный Париж»: такие дизайнерские дома моды, как Lanvin, Balmain, Balenciaga, Rochas, Nina Ricci, остаются открытыми. Правда, в новой реальности им пришлось создавать одежду в соответствии с представлениями об идеале женщины Третьего рейха.

Эталоном немецкой красоты в 40-е считается сильная и атлетически сложенная женщина, которая работает в поле и растит детей. Чем больше детей, тем краше арийская нация. Отсюда и появление новых мотивов, взятых из крестьянских и средневековых костюмов. В моду входят цветочный принт и вышивка на блузках, клетчатые костюмы для охоты и широкополые шляпы из соломы. Образ прекрасной крестьянки, собирающей цветы в открытом поле, становится любимым у модных журналов.

В то же время обычные женщины настолько стеснены в средствах, что вынуждены перешивать мужскую одежду. Поэтому в стиле женщины 40-х поверх простого платья всегда накинут мужской пиджак с большими карманами и подкладными плечиками. Вязание, шитье из кусочков (пэчворк), hand made становятся мейнстримом этого десятилетия.

Поскольку в разгар войны одежда и обувь являются дефицитом, во многих странах Европы решают выдавать купоны на покупку вещей. По «вещевым купонам» каждой женщине было положено: одно пальто, одно платье, блузка, свитер, юбка, два бюстгальтера, 4–5 пар трусов и чулок и одна пара обуви. Этот факт в военное время приводит к распространению секонд-хендов. Журналы печатают модные выкройки и дают советы, как сшить платье из 2–3, купленных в секонд-хенде, и сделать колье из бутылочных крышек или пробок.

Сразу после войны хитом десятилетия становится бикини. В 1946 году американские модельеры презентуют купальный костюм, названный в честь атолла Бикини, на котором США впервые проводили испытания атомной бомбы. Бикини – беспрецедентный наряд для 40-х, слишком откровенный, слишком смелый. Как и атомные испытания. Неудивительно, что барышни в бикини производили взрыв в умах мужчин. Впрочем, как и некоторых женщин.

В конце 40-х в послевоенном Париже восходит звезда Кристиана Диора. Женщинам возвращают непревзойденную элегантность и грацию. В 1947 году Диор демонстрирует миру свою коллекцию в стиле new look. Ключевым нарядом в коллекции становится костюм «Бар»: пиджак X-силуэта с точеной талией, небольшой баской и пышная миди-юбка в несколько слоев. Диор возвращает в моду балетное изящество и, несмотря на то что его критикуют за ограничение женских свобод и несоответствие времени, становится самым популярным модельером конца 40-х и 50-х годов с огромным количеством поклонниц по обе стороны океана.

Dior-костюм-бар

Но в 40-е, особенно в годы войны, мы почти потеряли шляпки. Невозможно было тратить ткань еще и на шляпки! Поэтому им на смену пришли платки, береты и шарфы. Правда, и шляпки Диор благополучно вернул на все следующее десятилетие.

P.S.

Во время подготовки этого материала я пересмотрела десятки старых фотографий: своих родственников, дедушек и бабушек друзей и знакомых. Рассматривая одежду 40-х, думала, что большинства из тех, кто на фото, уже нет в живых. Жизни их закончились по-разному: кто-то погиб на фронте, иные, как мой прадед, пропали без вести, другие благополучно вернулись домой и прожили долгую, счастливую жизнь. Объединяет все эти фотографии светлое чувство благодарности за то, что отстояли нашу землю, боролись и верили. Какие они все красивые! Сколько в них достоинства и в то же время простоты, легкости, «настоящести», утраченного ныне благородства. Пока мы помним, они живут.

В годы Второй мировой войны женщины героически сражались наравне с мужчинами. К 1945 году более 2 миллионов женщин работали в сфере военной промышленности, сотни тысяч добровольно ушли на фронт санитарками или записались в ряды армии. Только в СССР в армии служили около 800 тысяч женщин.

Ольга ПАВЛОВА, участница проекта «Ретроосень»:

IMG_6846– Мне казалось, что вместе с платьем на меня спустилась энергия 40-х. Выпрямилась спина. Открылись глаза. Исчезла улыбка. Когда Татьяна Анюкова сделала последний штрих – высокую прическу с четко очерченными линиями, я окончательно вошла в какое-то незнакомое мне состояние королевы-воина. Собранность и надлом, элегантность и бдительность – все детали образа отражали полутона и драму времени. В том времени совершенно не было места нежности или кокетству. Пудра, красная помада, выщипанные брови – все это красиво, но вовсе не казалось сексуальным. Боевая подруга, всегда начеку, всегда наготове – бежать, танцевать, любить, командовать… Ухоженный внешний вид нужен ей, чтобы спрятать страх за близких, недоумение и растерянность, чтобы выжить в конкуренции, ведь женщин так много, а мужчин так мало. Все эти противоречия в какой-то момент вызвали у меня бурю внутренних переживаний и напомнили бабушку.

Александра Петровна пользовалась пудрой и красной помадой, делала завивку и в 90 лет. Она вспоминала довоенную жизнь с такой ностальгией. После войны она жила с двумя детьми в маленьком домике под Питером, работала учительницей. Научилась в 40 лет шить, копать землю. Экономила каждую копейку, чтобы вырастить сыновей образованными и интеллигентными людьми. Но все равно носила идеально скроенные платья, подбирала к ним броши, украшения.

И это платье, которое меня так преобразило, удивительно скроено. На нем ни одной застежки, но оно легко одевается и безупречно садится. Идеальная линия плеча, оно бесконечно изящно благодаря своим рукавам с пуговками, защипам. Забавно: несколько знакомых сказали мне, что образ очень мой. Но другие сказали, что они были счастливы увидеть меня в жизни такой, как они меня знают, – живой, с рыжим каскадом волос, легкой и непринужденной.

ТАТЬЯНА АНЮКОВА, автор проекта «Ретроосень», владелица ретрогалереи «Красота и мода. XX век»: 

Анюкова

— Война и мода. Мода и война! Разве это совместимо? Но именно в моде и ее проявлениях во время Второй мировой войны была маленькая возможность забыть о военных ужасах и лишениях хотя бы на краткое время. Новые, особо элегантные силуэты, красная помада, замысловатые объемные у лба прически позволяли среди хаоса почувствовать себя женщиной.

Старые мужские гражданские и военные пиджаки быстро прижились в женском гардеробе. Надевая их на легкие ситцевые довоенные платья, женщины чувствовали себя утонченно и в то же время защищенно. Яркие цветные платки превращались в юбки, платья, блузы и головные уборы — тюрбаны, создавая ощущение радости и солнца в это жестокое время.

Подчеркнутая сексуальность проявилась и в силуэте — женщины стали открывать ноги даже до коленки, ввиду отсутствия, по понятным причинам, чулок, дамы умудрялись рисовать шов прямо на ножке. И конечно же, когда мы говорим об эпохе 40-х, сразу видим широкие плечи, укороченные юбки, красную помаду и объем у лба. Даже в это время хрупкие женщины ходили в цирюльни и носили высокий каблук.

Текст: Мария Столярова

Фото и PR: Елена Василькова

Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image 

Спецпроект. 30-е годы

Спецпроект. 20-е годы

Спецпроект. 10-е годы