IMG_7214 copy

СПЕЦПРОЕКТ «XX век: эволюция женщины». Экстравагантные семидесятые

«Важна такая вещь, как комбинаторность!» – говорила секретарша Верочка в исполнении неподражаемой Лии Ахеджаковой в фильме Рязанова «Служебный роман». В этом и заключается, пожалуй, вся суть моды и стиля 70-х. Берите и записывайте: в 70-е все было эклектично, местами безвкусно, однако женщины получили потрясающую возможность сочетать немыслимое. А еще можно было безнаказанно ходить босиком в потрепанных джинсах, проповедуя мир во всем мире, как это делали хиппи, имевшие в то время море поклонников. Если бы в 70-е был «Фейсбук», то у хиппи были бы страницы с миллионами подписчиков. 

halston4

Ключевым понятием 70-х стала «антимода»: можно было носить и сочетать все что угодно, лишь бы это выглядело ненормально. Прорезавшийся в 60-е «голос молодежи» в виде обильной россыпи субкультур в 70-е набрал полную мощь: быть обычным стало немодно. Хиппи, панки, рокеры, байкеры… если ты в определенной тусовке – значит, в тренде. Пошатнулся и мир от-кутюр, ведь создавать только кутюрные коллекции, значит, не слышать голос времени. Поэтому на подиумы стали выходит такие дизайнеры, как Кензо Такада (создатель бренда KENZO), пропагандирующие простоту и повседневность. Более того, в 70-е появилось такое понятие, как «базовый гардероб», состоящий из небольшого количества легко комплектующихся друг с другом единичных вещей. С тех пор комплект занимает главное место в гардеробе современного человека.

IMG_7205

Отказ от четких правил и эталонов в 70-е привел к тому, что это время было названо «десятилетием дурного вкуса». Хотя, если взглянуть на 70-е из дня сегодняшнего, они не кажутся такими уж сумбурными и безвкусными: прослеживается некий общий стиль десятилетия: джинс, клеш, этника, платформа.

Деним и еще раз деним

Джинсовая одежда до 70-х считалась рабочей формой, не было и речи о том, чтобы выйти в джинсах в свет. Первыми носить джинсы начали хиппи еще в 60-х, а Кельвин Кляйн вывел джинсы на подиум. И это был настоящий вызов! Дизайнер трактовал джинсы как объект сексуального внимания, а подогрела ситуацию провокационная реклама с участием 15-летней Брук Шилдс, в которой она заявляла: «Между мной и моим Кельвином ничего нет». Реклама привела к серьезному скандалу борцов за нравственность, хотя в это десятилетие сексуальная революция и борьба за права женщин уже не были прерогативой отдельных групп – это стало мейнстримом общества.

223

Со временем и другие именитые дизайнеры включили джинсовую одежду в свои коллекции. Таким образом, классические рабочие штаны превратились в шикарные стильные джинсы, на которых гордо красовались лейблы известных Фиоруччи, Кардена, Дольче & Габбана, Москино, Гуччи, Луи Виттон и др. Потертые, специально состаренные джинсы «от-кутюр» оценивались дороже новых «массовых». Этот факт обусловил принятие джинсов аристократическим обществом. Джинсы стали обязательным must-have модного гардероба.

Плохой вкус – самый лучший вкус

Искусство во все десятилетия поддерживало, вдохновляло и транслировало модные тенденции. Если в 10-е годы ХХ века с оперных сцен сходили новомодные шаровары и тюрбаны, а в 30-е с экранов кинематографа струилось «великое белое», меха и голливудская роскошь, то в 70-е проводниками модных тенденций были музыканты. Мик Джаггер и Rolling Stones популяризовали рокерский стиль, АBBA и Boney M. вывели на первые полосы стиль диско. Американец Рой Хэлстон считается изобретателем одежды в стиле диско. Именно он ввел в моду облегающие силуэты, глубокое декольте, платье-трубу, брюки клеш, шорты-комбинезоны и прочее. «Писком моды» были искаженные пропорции, резкие сочетания красок и материалов: The best tasteis bad taste («Плохой вкус – самый лучший вкус»). Единственное условие: все должно выглядеть ненормально!

Любовь и панк

Однажды британская учительница Вивьен Вествуд влюбилась в лидера группы Sex Pistols Малкольма Макларена. Развелась с мужем и вместе со своим новым партнером открыла магазин одежды с провокационным названием «Секс». Вдохновившись уличной модой Лондона и будучи на крыльях любви, Вивьен Вествуд ввела в моду панк. Ее так и называют: «королева панка». Рваная одежда, черная кожа, яркие волосы, деним, обилие металла, символика британского флага стали любимыми деталями коллекций Вествуд. Чуть позже она «персировала» королеву Елизавету II, выпустив майки с ее изображением, на которых губа королевы Британии была проколота булавкой. Да и в целом заслужила звание одного из самых скандальных дизайнеров столетия. Впрочем, титул кавалера Британской империи Елизавета II Вивьен Вествуд все же выдала. За заслуги.

287320 a2TVe6we2c0

Кумиры десятилетия: Лайза Миннелли с большими детскими глазами и полным ртом, Катрин Денев – воплощение Франции, секс-символ – Фарра Фоссет, Нина Хаген, Оливия Ньютон и Джон Траволта, бунтарка с умопомрачительной прической Анджела Дэвис.

Семидесятые – десятилетие расцвета масс-маркета. Даже состоятельные горожане не желали больше тратить на модели от-кутюр огромные деньги, предпочитая более скромные и молодежные бутики прет-а-порте от Кензо, Кельвина Кляйна и Ральфа Лорена. Постепенно мода превратилась в привычку и стиль жизни, доступный многим, стала практичной. Семидесятые – это новый имидж, безумие, яркость. Высокая мода теряла свою эксклюзивность, но искусство от-кутюр не умерло, произошли изменения в производстве и сбытовой политике «роскоши», создание линий прет-а-порте расширило влияние тенденций высокой моды на более широкие круги общественности. Активная торговля и обмен идеями окончательно сделали моду интернациональной и демократичной.

фотка 3Екатерина ВОСТРИКОВА, участница проекта «Ретроосень»:

– Потрясающий, интересный проект Татьяны Анюковой. Когда я ехала на съемки, не знала, какое десятилетие достанется мне, до этого видела замечательные образы 40-х, 50-х, 60-х. Татьяна профессиональным взглядом мастера видит, кто лучшим образом может передать дух десятилетия. Мне достались 70-е! Все вещи, которые на мне надеты, носились в 70-е, собраны и бережно хранятся в галерее L’atelier de L’image. Даже помада, косметические карандаши и духи именно из 70-х. А фен – представьте только, он работает! Ну не прелесть ли – взять и нырнуть на несколько десятилетий назад?!

Я смотрела на свое преображение – и мое настроение менялось, чувствовалось веселье и бесшабашность. Именно такими по духу мне кажутся 70-е! А еще огромная благодарность Татьяне за то, что в процессе создания образа она рассказывала о том десятилетии моды. Фоном у нас шел фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятый в 1973 году и хорошо отражающий моду 70-х.

Например, я даже не могла предположить, что 70-е считаются «десятилетием дурного вкуса»: они отличались отказом от классических тенденций, полным отсутствием правил и абсолютной свободой выбора и фантазии. Сочетание брюк клеш с широкими блузами, ярких, вызывающих теней, помад, карандашей в макияже. Обувь носили на платформе! На съемке на мне были босоножки с деревянной платформой. Кстати, они очень удобные и по размеру. А еще именно в то десятилетие вошли в моду парики и всевозможные шиньоны. Татьяна прекрасно создала прическу и макияж 70-х.

В качестве новшества в фотографии стоит отметить то, что моделей стали фотографировать снизу, чтобы они казались более длинноногими. На уличной фотосъемке нам встретилась пожилая женщина, она остановилась и долгим взглядом проводила мои туфли. Наверное, именно в таких она бегала на танцы и на свидания.

Как же я себя чувствовала в этой яркости и броскости? Мне было весело, эта эпоха соответствовала мне по духу!

Текст: Мария Столярова

Фото и PR: Елена Василькова

Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image 

Спецпроект. 60-е

Спецпроект. 50-е

Спецпроект. 40-е 

Спецпроект. 30-е

Спецпроект. 20-е

Спецпроект. 10-е