IMG_5956 copy

СПЕЦПРОЕКТ «XX век: эволюция женщины». Идеальная женщина

Пятидесятые так хороши, что достойны отдельного тематического номера журнала. Впрочем, о них написаны книги и монографии, статьи и модные лекции. Основные культурные и модные коды того времени: Диор и стиль new look, Баленсиага, Живанши, Карден, возвращение Коко Шанель после молчания в военные годы, оглушительный успех Бетти Бросмер – женщины с невероятной фигурой, предтечей Мэрилин Монро, рождение звезды Ив Сен-Лорана, стиляги в СССР, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Грейс Келли, Софи Лорен. Десятилетие воистину блестящее! 

Диор вернул корсет

Мода 50-х предъявляла женщине жесткие требования: иметь идеальную фигуру с тонкой талией и пышным бюстом. Если до идеала дама недотягивала, силуэт роскошной фигуры создавался с помощью корсета, накладок на бедра и вставок в бюстгальтере. Кристиан Диор воспевал образ изящной, чувственной богини – и женщины были согласны на все, чтобы ему соответствовать. Фактически модельер вернул в моду образ маленькой божественной птички начала XX века, лишь юбки стали короче, а тщательный макияж был обязательным дополнением образа. «Я создал женщину-цветок», – писал Кристиан Диор в своих мемуарах. Чем бы ни занималась женщина 50-х – готовила, стирала, пылесосила, выносила мусор – она должна была быть во всем безупречна. Идеальная мать, идеальная жена, идеальная хозяйка.

IMG_5969

Вместе с корсетом вернулась идеология традиционного распределения ролей между полами в обществе. Мужчина опять стал главой семьи и добытчиком, женщина – женой и матерью, которая ведет дом и тратит деньги. Но, в отличие от начала века, тратит эти деньги в основном на свою совершенную внешность, чтобы всегда быть привлекательной и ухоженной, как на рекламном плакате. В США сформировался классический образ семьи среднего класса: преуспевающий муж, ухоженные дети, идеальная жена и мать. Такая хозяйка и за работой должна выглядеть как манекенщица, а вечером превращаться в светскую даму.

Благодаря Диору в моду вернулись шляпки, тонкие каблучки и перчатки. Образ городской модницы был продуман и собран до мелочей.

2062203_originalСекс-символом конца 40-х – начала 50-х стала обладательница самой невероятной фигуры Бетти Бросмер. Ее природные параметры 96–45–92. При 48-м размере по груди с осиной талией 45 сантиметров она буквально сводила мужчин с ума. Бетти Бросмер – рекордсменка по количеству модных обложек: более 300, носит титул «Самое шикарное тело 50-х годов», создательница журнала SHAPE, вдохновительница стиля пин-ап. Именно она подготовила мир к появлению Мэрилин Монро, демонстрируя свою феноменальную фигуру и врожденную сексуальность. Но, в отличие от Мэрилин, у Бетти жизнь сложилась гораздо счастливее. Ей 79 лет, и она до сих пор прекрасно выглядит.

Шанель vs Диор

Новый роскошный стиль Диора у многих вызывал недоумение. Коко Шанель, после долгого перерыва вернувшаяся в моду в 1954 году, не стеснялась в выражениях: «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает!» Мадемуазель Шанель предлагала женщинам простой элегантный крой, прямые силуэты и удобные, немнущиеся ткани. В то время как Диор использовал 30–40 метров дорогой ткани только на одно платье, украшая его огромными бантами. При этом мода Диора была очень требовательной. Чтобы соответствовать его творениям, женщины должны были постоянно думать о тонкостях этикета и законах «хорошего вкуса», быть одетыми согласно ситуации и времени дня, меняя не только платья, но и обувь, аксессуары, украшения, прическу, макияж. Диор создал не просто очередной модный стиль, он задал правила поведения и новый тон реальности. И женщины во всем мире согласились с этой сложной, но увлекательной игрой, выполняя «диктаторские» требования. Диора так и окрестили: «мягкий диктатор» или «диктатор в замшевых перчатках».

Шанель, несмотря на полный провал первой послевоенной коллекции, продолжала творить свою «антидиоровскую» реальность. В 1955 году она предлагает женщинам то, от чего они пришли в полный восторг: функциональную униформу на каждый день – «костюм в стиле Шанель». Полуприлегающий жакет без воротника из мягкого твида, отделанный плетеными кантами и золотыми металлическими пуговицами, прямая юбка с зап?хом, шелковая блуза с воротником и туфли-лодочки. Подкладки жакетов Шанель делала из той же ткани, что и блузоны, чтобы зрительно «смазать» линию талии. А в 1957-м она создает сумочку из стеганой кожи на длинном ремешке с цепочкой вместо ручки и застежкой-логотипом, ставшую классикой на все времена.

Архитектор моды Баленсиага

97187458_Cristobal_Balenciaga_sentyabrskom_nomere_Vogue_1950Великий испанский модельер Кристобаль Баленсиага считал, что женщина гораздо привлекательнее в платье, которое лишь намекает на то, что под ним скрыто, а не выставляет все напоказ. Он создавал скульптурные модели, имеющие очертания свадебного торта, абажура или воздушного шара, которые окутывали женщину. Баленсиаге принадлежат оригинальные платья и пальто со струящимися складками, с поясами из тонкой перчаточной кожи или деревянных трубочек, платья, украшенные огромными атласными бантами. Его любимые модели: экстравагантные вечерние накидки больших объемов из тафты, под которыми скрывалось платье-футляр, закрытое спереди вечернее платье с декольтированной спиной. Баленсиага никогда не использовал фальшивых бюстов и накладных бедер. Он не признавал моделей Диора за «ужасное насилие над тканью». Визитной карточкой его стиля стало платье «Мешок», повергшее в шок приверженцев корсета 50-х и ставшее хитом следующего десятилетия.

Стиляги в СССР

В Советском Союзе 50-х все было не так радужно, как в Европе и США. Главной задачей женщины было трудиться на благо Отечества, ведь оно едва вздохнуло от тягот и лишений Второй мировой войны. New look, Диор, Карден – об этом знали избранные товарищи из класса партийной элиты. Буржуазные идеи крепко сдерживал информационный кордон: советские люди в булочную на такси не ездят, женщины диоров не носят. Рабочие и крестьянки, «труженицы», честные и бескорыстные – вот идеалы СССР.

Но в 50-х произошло два больших события: модный показ дома Cristian Dior и Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Последний дал шанс советским юношам и девушкам увидеть, как выглядят на самом деле их ровесники из разных стран мира. Произошел не только культурный, но и вещевой обмен: у городских ребят появились модные заграничные вещи. Самые предприимчивые стали фарцевать (от англ. for sale), часто выдавая за иностранные марки обычные «совковые» вещи.

Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти. Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.

На закрытое дефиле дома Cristian Dior в 1959 году была приглашена только партийная элита, однако девушки-модели решили продемонстрировать парижскую моду обычным москвичам: сначала они прогулялись по ГУМу, а затем вышли на Красную площадь. Одетые с иголочки, ухоженные и элегантные женщины произвели среди населения настоящий фурор.

0_a2bfa_1b81d523_XL

0_a2bfc_7680834e_XL

0_a2bf5_67041bf2_XL 0_a2bf3_a4b7c064_XL

Несмотря на информационную блокаду, модные европейские веяния все же просачивались в СССР: за несколько лет до показа Диора в Москве Людмила Гурченко спела свою знаменитую песенку про 5 минут в платье от Кристина Диора в фильме «Карнавальная ночь».

46499

Идеальные 50-е стали последним десятилетием XX века, воспевающим истинную женственность, в прямом смысле золотой серединой в моде столетия. За 50 лет мода сделала почти полный оборот: от маленькой божественной птички через унисекс, гламур, милитари и снова к женщине-цветку. Дальше все было «страньше и чудесатей».

Елена ВАСИЛЬКОВА, участница и PR-менеджер проекта:

IMG_7863История проекта «Ретроосень»

Вдохновением для проекта стала собранная Татьяной Анюковой ретроколлекция «Красота и мода. ХХ век». Сегодня она включает в себя более тысячи предметов красоты и моды, благодаря которым можно увидеть в мельчайших деталях, как быстро, интересно и ярко менялся XX век. Каждый предмет коллекции неоценим и имеет свою особую личную историю. С целью воссоздания оригинальных модных женских образов каждого десятилетия ХХ века из предметов Татьяниной коллекции и был придуман проект «Ретроосень». Изначально он задумывался как проект – творческая терапия для души, проект самовыражения, в котором принимали участие три человека. Но после того как поделились результатами первой творческой работы по созданию модного образа 50-х годов в социальных сетях, мы получили большое количество отзывов и просьб об участии. И подумали: а почему бы и ДА! Таким простым и естественным образом проект «Ретроосень» получил свое продолжение – участницей его могла стать любая девушка.

Мои впечатления

Они незабываемы и было немного волнительно, так как мой модный женский образ 50-х годов создавался самым первым. Я никак не могла представить финальный образ, и мне не терпелось себя увидеть уже в новом имидже. Пришлось набраться терпения. Работая над образом, автор проекта и идейный вдохновитель Татьяна Анюкова успевала еще и много рассказывать об истории того времени. В 50-е женщина была украшением своего мужчины. Она всегда была причесана и накрашена. В макияже присутствовали: помада неярко-красного цвета, легкие стрелки, хорошо запудренное лицо. Одежду носили ансамблями. К одному наряду были правильно подобраны перчатки, туфли. Особенно запомнился момент, когда из кармана плаща, который завершал мой образ, я достала фотографию хозяйки плаща в нем же. Пару минут смотрела на фото и пыталась представить себе историю той женщины. В голове менялись картинки того времени, словно слайды, один за одним. И вот я вижу себя впервые в законченном образе – и первая мысль: да мне к лицу это время! Участие в проекте – это незабываемый, яркий и ценный опыт, который позволил не только перевоплотиться, но и поработать с такими творческими, наполненными и воодушевленными людьми, как Татьяна.

IMG-20141212-WA0000Татьяна АНЮКОВА, автор проекта «Ретроосень», владелица ретрогалереи «Красота и мода. ХХ век»:

Женщина 50-х – женщина-цветок. Когда в 1947 году Кристиан Диор создал коллекцию New Look, он даже и не подозревал, что совершил переворот в мировом сознании. С того момента женщина становится украшением. Украшением своего мужчины, украшением своего дома, украшением послевоенного мира. В 50-е неприлично было выходить на улицу без перчаток и носить одно и то же платье в течение дня. На одежду уходили километры ткани. Провожать и встречать мужа с работы принято было «при полном параде». Красота была круглосуточная. Жаль, что это закончилось… Хотя все в наших руках.

 

Текст: Мария Столярова

Фото и PR: Елена Василькова

Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image

Спецпроект. 40-е 

Спецпроект. 30-е

Спецпроект. 20-е

Спецпроект. 10-е