35 copy

СПЕЦПРОЕКТ «XX век: эволюция женщины»: гламурные тридцатые

Двадцатые закончились так же громко, как и длились: крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. В одночасье полмира оказалось на грани выживания, и наступил длительный период Великой депрессии, который длился 10 лет. 20-е годы словно дали людям передышку от Первой мировой войны перед новым испытанием. Голод, безработица, высокий уровень преступности – мировой экономический кризис 30-х захватил планету и, казалось, не собирался отпускать. Однако именно в тридцатые, несмотря на катастрофическое падение экономики крупнейших стран, появилась новая женственность и такой стиль, как гламур. Тридцатым мы обязаны образами блестящих голливудских красоток Джоан Кроуфорд, Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Кэрол Ломбард, в СССР – Любови Орловой.

Удивительно, но в самые трудные годы женщины умудрялись выглядеть лучше всего. Казалось бы, откуда взяться расцвету новой женственности в период тотальной безработицы и безденежья? Как в такие тяжелые времена могли зародиться гламур и голливудский шик? Однако именно в 30-е годы женщины снова стали выглядеть как аппетитные красотки, не теряя при этом достоинства. Мода 20-х на «мальчишеский образ» сменилась подчеркнутой, элегантной женственностью и даже роскошью. Как бы ни были бедны дамы тех лет, они не переставали стремиться к совершенству. И американская киноиндустрия этому очень способствовала.

8 copy

Шик, блеск, мех!

Типичная красотка 30-х – длинноногая блондинка в струящемся шелковом платье с открытой спиной и меховым манто на плечах. Так хотели выглядеть абсолютно все. Но удавалось только актрисам, потому что гламур в повседневной жизни был неуместен. Однако кино в эту эпоху не просто влияет на модные тенденции, оно их создает! Все, что появлялось на экране, тут же становилось объектом номер один для модниц. Продюсеры фильмов тратили огромные деньги на костюмы актрис, при этом мужчины-актеры часто снимались в собственной одежде. Каждой удачливой девушке, попавшей в руки хорошего кинопродюсера, суждено было стать иконой стиля. Актрисы Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Мэй Уэст популяризировали одежду, акцентирующую внимание на формы женского тела. Они стали законодательницами стиля. Марлен Дитрих ввела в моду брюки, Грета Гарбо – костюм мужского типа с широкими плечами. Дизайнеры быстро уловили, насколько может быть полезным кино, и создавали для звезд экрана целые коллекции. На смену прямоугольному силуэту 20-х пришел соблазнительный женственный силуэт, подчеркивающий талию, грудь и бедра.

2_2

Мадлен Вионне знают немногие, но историки моды называют ее «женщиной, создавшей все, что мы сейчас носим». Она придумала простую вещь: крой по косой. Подобные приемы применялись в создании одежды и раньше, но они использовались лишь в деталях, потому что платья с корсетами не давали полной свободы дизайнерскому творчеству. Мадлен была первой, кто создал таким способом целое платье. Раскрой по косой наделял ткань естественной эластичностью, что позволяло ей идеально облегать фигуру. Для своих моделей мадам Вионне выбирала струящиеся ткани – атлас, креп и шелк. Именно она ввела моду на эти материалы. Еще одним ее изобретением стали наряды, ткань которых собрана одним швом или узлом. Она придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба, изобрела вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Мадлен Вионне фактически является первым борцом с контрафактной продукцией. Опасаясь подделок, каждое свое платье она фотографировала с трех сторон, присваивала ему порядковый номер и вносила в специальный альбом. За время работы ее ателье накопилось 75 таких альбомов. Сегодня они находятся в музее Моды и текстиля в Париже.

Дерзкая Скиапарелли

Эльза Скиапарелли в книге мировой моды одно из сильнейших имен. В 30-е она буквально творила что хотела, шокируя общественность экстравагантными идеями. Может быть, потому что она дружила с Сальвадором Дали? Или потому что по натуре была смелым и дерзким новатором? Так или иначе, изобретения Эльзы Скиапарелли во многом определили современную моду и отношение женщин к ней. Скиапарелли первой стала применять застежку-молнию в одежде. До этого ее использовали для производства обуви и сумок. Представить сейчас одежду без молнии невозможно.

22

Работая вместе с художниками Сальвадором Дали и Жаном Кокто, она создала коллекцию бижутерии, которая стала заменой настоящим драгоценностям. Украшения были сделаны из всевозможных материалов – лекарств, карандашей, леденцов, перьев и даже высушенных насекомых. Под влиянием творчества Дали Эльза Скиапарелли создала сумку-телефон, платье с изображением омара, сумасшедшие шляпы в виде старой туфли, отбивной или чернильницы. Кстати, именно она в 30-е была «королевой шляп»! Увлекшись темой оптических иллюзий, Эльза создала платье с изображением, которое было видно только под определенным углом. Как и другие изобретения Эльзы, платье со слезой шокировало людей. Многие из тех, кто воочию видел этот наряд, спешили отказаться от наркотиков и алкоголя. А в 1936 году Скиапарелли ввела моду на цвет фуксии и назвала его «шокирующий розовый». Собственно в платье такого цвета она и была похоронена в 1973 году. За всю жизнь Эльза Скиапарелли создала костюмы для 27 фильмов.

К концу 30-х годов мода, будто предчувствуя грядущую катастрофу, постепенно начинает меняться, в линиях одежды снова появляются элементы униформы: угловатые широкие плечи, узкие юбки ниже колена, обувь без каблука. В 40-е годы миру предстоит пережить еще одну страшную войну, а моде – новое прочтение. Однако 30-е навсегда остались эпохой расцвета элегантности и тонкого вкуса, настоящего гламура и непревзойденной женственности.

ДарияДария, участница проекта:

– Участие в проекте «Ретроосень» для меня большая удача. Потому что он лишний раз доказал, что работа с вдохновенными профессионалами своего дела перестает быть работой и становится наслаждением и путешествием. Желаю каждой леди хотя бы раз побывать в талантливых руках Татьяны Анюковой, безупречно знающей стилистические нюансы не только каждого десятилетия ХХ века, но и имиджа современной женщины. Желаю испытать трепет в ожидании конечного результата и удивление, которому, кажется, нет предела, когда рассматриваешь себя в зеркале. И, конечно же, смакование послевкусия и великую благодарность Создателю за то, что я – Женщина.

 

ОльгаОльга ЛЕВКОВИЧ, участница проекта:

– Не каждый день выпадает шанс окунуться в прошлое. Мне повезло. Благодаря Татьяне Анюковой и ее проекту «Ретроосень» я оказалась в 30-х годах ХХ столетия, да еще и в образе голливудской гламурной дивы! Очень интересно было наблюдать, как Татьяна, создавая образ, обращала внимание на малейшие детали, как менялось мое отражение в зеркале. А когда на меня одели платье из коллекции Татьяны и накинули меха – я и впрямь очутилась в далеком прошлом.

 

Татьяна АНЮКОВА, автор проекта «Ретроосень», хозяйка ретрогалереи «Красота и мода. ХХ век»:

– Блестящие 30-е! Великое белое, голливудский гламур, гениальная Мадлен Вионне, меха. Большинство людей, как бы бедны они ни были, хотели выглядеть достойно. Никогда подходящей одежде не придавали большего значения. Дамы 30-х по вечерам принципиально носили длинное и шелковое. А при малейшем намеке на легкий ветерок тут же кутались в серебристого песца. Богатые дамы носили меха и днем. А как же те, кому недоступен даже шелк? Коко Шанель нашла выход, создав коллекцию вечерних туалетов из хлопчатобумажных тканей, а хулиганка моды Эльза Скиапарелли создала свои причудливые шляпки. Экономический кризис помог Адольфу Гитлеру прийти к власти в 1933 году в Германии, но об этом расскажет мода следующего десятилетия. 

Текст: Мария Столярова

Фото: Milart

PR: Елена Василькова

Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image 

Спецпроект. 10-е годы

Спецпроект. 20-е годы