фото (2) copy

СПЕЦПРОЕКТ «XX век: эволюция женщины». Бомбические шестидесятые

Время, когда никто мог стать кем угодно. Шестидесятые – яркое, бунтарское, космическое десятилетие. Вместе с Гагариным за пределы планеты, казалось, улетели все 3 миллиарда человек, а именно столько в 1960 году официально насчитывалось на Земле. Футуризм стал определяющим в моде и стиле жизни: блестящие ткани, имитирующие мерцание звезд и скафандры космонавтов, пластиковые украшения, синтетика, гиперболизированные инопланетные образы. Мода того времени благосклонна к ненатуральности, эклектичности. К концу десятилетия строгие правила стиля, заданные Диором в 50-х, сменяет свобода в самовыражении: каждый носит то, что ему нравится. Благо разнообразие стилей и субкультур позволяло играть и в женственную классику, как у Одри, и в хиппи, как Дженис Джоплин. 

IMG_6533

Признаюсь, что к этой главе нашего ретропутешествия у меня особо трепетное отношение, ведь мне самой довелось «слетать» в 60-е, воплотив два образа советской женщины того периода. Мне хотелось прочувствовать женщин того времени: о чем они думали, как жили, что для них было важным, о чем мечтали, как двигались, во что верили, что носили. В «совке» женщины 60-х были сильными, умными, хотели быть яркими, этакими стильными бунтовщицами. Конечно, страна, покорившая космос! Это всех вдохновляло. Несмотря на «железный занавес», вестники западной моды упрямо проникали в страну: появилась закрытая сеть магазинов «Березка», где отовариться могли только избранные. Никто не знал марок и брендов, существовали понятия «французская, итальянская, польская, югославская» одежда. Априори то, что французское или итальянское, считалось классом люкс, польское – чуть пониже. Но реалии СССР были таковы, что пока Живанши одевал Одри Хепберн и весь мир замирал от утонченной элегантности, наши бабы таскали авоськи. Правда, уже в более коротких юбках, так как 60-е – это и эпоха мини. Собственно, авоськи мы таскаем до сих пор. Кое-что не меняется…

фото copy

Поскольку советский легпром продолжал шить одежду в стиле красных комиссаров: и в поле, и в бой в одной юбке, зато не марко и носится долго, – советские женщины взяли на вооружение метод «две изнаночные – две лицевые», вывязывая модные свитера и платья. Следующим бедствием на голову консерваторов стали женские брючные костюмы как вестники начала советской эмансипации. Женщины в брюках осуждались обществом и партией, как и женское курение. Окончательно добили советских моралистов раскрепощенные и дерзкие стиляги. Однако они же и стали, пожалуй, самым ярким символом той эпохи в СССР.

Новая столица моды – Лондон

В 60-е европейская молодежь получила определенную финансовую независимость, многим стали доступны путешествия и образование. Поэтому в ту эпоху произошел самый настоящий «образовательный бум». И поскольку молодое поколение обрело сильный голос, возникновение субкультур стало неизбежным. В 60-е каждый мог принадлежать к одному из многочисленных сообществ: моды, хиппи, битники и т. д. Лондон стал первым городом, дизайнеры которого начали шить молодежные коллекции одежды, провозглашая нового главного потребителя времени. Благодаря Мэри Квант появляется «стиль Лондон» с шокирующим мини. До 60-х так оголить ноги было немыслимо! «Лицом эпохи» и «королевой моды» становится девочка-подросток, угловатая, большеглазая и очень тоненькая Твигги («веточка»). Именно она положила начало моде на очень худых моделей. Стиль, предложенный Мэри Квант, также называли «стилем Лолиты». Детские платьица и сарафанчики с завышенной талией, гольфики и туфельки на низком каблуке, надетые на Твигги, плюс инфантильное выражение лица модели – все это напоминало Лолиту из скандального романа Владимира Набокова, появившегося в 1955 году.

0_16f576_2dd90d2c_XXL

Новому стилю жизни, разумеется, нужны были новые прически. Короткую стрижку «под мальчика» могли позволить себе далеко не все женщины – это не всем шло. Поэтому на все десятилетие суперпопулярной прической стала «бабетта», названная в честь французского фильма «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то что на ее создание у модниц уходит немало времени, стала хитом десятилетия. В то же время на подиуме властвует геометрическая стрижка: стильная, современная и легкая в уходе.

Акцент на глаза

В мейкапе, как и в одежде, не было сдержанности: жирные черные стрелки, как у Клеопатры, воплощенной Элизабет Тейлор в одноименном фильме, зеленые, синие, фиолетовые, красные веки – чем ярче, тем лучше. Гиперболизированные ресницы: их красили жирно, черно, прямо хлопьями. Советские женщины часто вместо туши использовали смесь черной гуаши и хозяйственного мыла. Самодельную тушь наносили зубными щетками, предварительно поплевав. Глаза шестидесятниц должны были бить наповал: бац-бац – и в точку! Губы могли быть любого цвета, чаще всего морковного или красного, они были не так важны, как глаза.

Звезда Ива Сен-Лорана

Слова «мода проходит, стиль вечен» принадлежат французскому кутюрье Иву Сен-Лорану. В 1962 году вышла первая коллекция нового дома моды Ив Сен-Лорана, ставшего ведущим домом от-кутюр и символом французской моды. Казалось, Сен-Лоран единственный, кто не смотрел в космос, как многие модельеры того времени. Его взгляд был обращен на городские улицы, к обычным женщинам. Стремясь делать комфортную одежду, подходящую и молодым девушкам, и женщинам элегантного возраста, Сен-Лоран создавал утонченные и актуальные модели в духе времени. К примеру, в его летней коллекции 1966 года появились трикотажные платья А-образного силуэта в стиле поп-арт: с огромными аппликациями в виде губ, сердец, женских профилей и контура тела. Все в духе Уорхолла, по которому мир сходил с ума. И Энди тоже не остался в долгу, создав целую серию портретов Сен-Лорана.

Внешне скромный и застенчивый модельер, однако, быстро сообразил, что ключ к женской сексуальности лежит в мужском гардеробе. Так что девушки в смокингах – заслуга Ива Сен-Лорана. Он также положил начало стилю унисекс, выводя на подиум худых моделей со спортивной фигурой в кожаных пиджаках, сапогах до бедра и брючных костюмах. Он же стал первым модельером от-кутюр, пригласившим на подиумные показы темнокожих девушек.

35115106_AudreyHepburn_K057Живанши одел Одри Хепберн

Наследником традиций Баленсиаги стал французский модельер Юбер де Живанши. В 1952 году он открыл свой модный салон в Париже и начал создавать более молодежный вариант стиля new look. Так появилось узкое черное платье без рукавов с простым круглым вырезом, созданное для Одри Хепберн. Образ Одри из фильма «Завтрак у Тиффани» по сей день является примером элегантности и аристократизма. В повседневной жизни ее стиль, созданный Живанши, стал хитом у молодежи 50-х: простой черный свитер, узкие укороченные брюки, лодочки без каблука – «балетки».

Мир тебе, чувак!

Можно по-разному относиться к «детям цветов», но уменьшить их заслуг перед современной модой никак не получится. В своем пацифистском стремлении уравновесить и подружить весь мир хиппи вполне осознанно создали сразу несколько модных стилей. Конечно, до уровня стильной одежды из бутика их находки довели мастеровитые дизайнеры, но направление, в котором искать и смотреть, определили хиппи. Культ минимальных человеческих потребностей, аскетический образ жизни, осознанный отказ от благ цивилизации, осуждение потребления – всем своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива: рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Бесполость образа и длинные волосы как символы свободы. Хиппи смешивают одежду разных стилей и народов, воспевая ценность поношенных вещей. В итоге появляются коллекции с эффектом потертости и поношенности, с заплатами и аппликациями на месте «дыр».

woodstock

Кульминация движения хиппи – 1967 год. В «альтернативных» магазинах появляется одежда из натуральных тканей и этническая одежда, в Лондоне проходит первый показ «моды хиппи». Благодаря хиппи у нас сегодня есть такие стили, как этно, фолк, ретро и, конечно же, джинсовый, пиковым десятилетием которого станут 70-е годы.

АнюковаТатьяна Анюкова, автор проекта «Ретроосень», владелица ретрогалереи «Красота и мода. ХХ век»:

– Итак, 60-е! Великолепные, разнообразные, многостилевые! Свингующие 60-е! Знаменитые культом молодости и свободолюбием хиппи. Гениальный и единственный Ив Сен-Лоран, совершивший революцию в моде и давший дизайнерам одежды на десятилетия – до сего дня – возможность многообразия творчества. Женщина в смокинге, сафари, а-ля рус, А-образный силуэт, платья Мондриана, костюмы космической тематики, битники с левого берега Сены, футуризм и снова хиппи – все это 60-е. Естественно, в Советском Союзе такого разнообразия трендов мы не наблюдали. У нас была своя особенная мода: мини-юбки, мини-бикини и строгие женские костюмы «Легпрома» (теперь мы знаем, что почти как у Жаклин Кеннеди). Хрупкая Одри Хепберн покорила Юбера де Живанши, Брижит Бардо вводит моду на толстые стрелки и объем на волосах. А подростковая фигура Твигги становится обязательной для всех манекенщиц. Для меня это самое вдохновляющее десятилетие.

 

лида-2Лидия Кулаева, участница проекта:

– Я в восторге от мастера! Татьяна по-настоящему увлечена тем, что делает. Меня восхищают люди, которые внимательны к мелочам. У меня было два образа из 60-х. Примеряя первый, я почувствовала огромную связь с моими бабушками. Это десятилетие, когда им было 25–35 лет, примерно столько же, сколько мне сейчас. Я часто примеряла на себя образы 60-х, рассматривая в детстве фотографии из семейного архива. Но ни черно-белые фото, ни иллюстрации из журналов не могут передать буйство цвета в одежде и аксессуарах, четкий контраст одежды с украшениями, обу­вью и сумкой. От обуви я особенно в восторге: она невероятно удобная. Сейчас такие же модели босоножек с небольшим видоизменением снова в тренде. Второй образ – с мини-плать­ем. Я ощутила себя вновь 16-летней провокаторшей – Лолитой. Мои 16 лет – это середина 90-х, когда высокие широкие каблуки на платформе, мини-юбка и яркий макияж вызывали шок у женщин и неоднозначную (или однозначную) реакцию мужчин. Я представляю, что творилось с окружающими в 60-х… Провокация – это здорово.

Текст: Мария Столярова

Фото и PR: Елена Василькова

Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image

Спецпроект. 50-е

Спецпроект. 40-е 

Спецпроект. 30-е

Спецпроект. 20-е

Спецпроект. 10-е

 

  • Гостья

    Очень интересно! Девушки такие яркие. Спасибо за экскурсию)))