Indre Stulgaite Kriukiene. Silence copy

Ремигиюс Крюкас: «Я посвящаю себя стеклу без остатка»

Ремигиюс Крюкас – знаменитый литовский художник, один из первых осуществивший в своей стране переход от утилитарного прикладного стекла к скульптурной пластике. Его авторский почерк сформировался благодаря тщательному изучению различных школ художественного стекла и теперь узнаваем во многих странах мира. Работы автора завораживают: пленят магическими силуэтами, многогранной композицией, они наполнены любовью, которую автор без остатка вкладывает в них. Сегодня Ремигиюс Крюкас является владельцем студии художественного стекла Glasremis, основная продукция которой – декоративные изделия разных размеров и форм, стеклянные и комбинированные детали интерьера, экстерьера, а также скульптура и сувениры. Кстати, самую большую коллекцию работ мастера можно увидеть в минской галерее авторского стекла и керамики VAIVA.

Господин Ремигиюс, стекло – очень тонкий, нежный материал, как получилось так, что именно оно привлекло вас и вы решили посвятить ему себя без остатка?

Вы абсолютно правы: я посвящаю себя стеклу без остатка. Когда впервые столкнулся с этим материалом, был восхищен его грациозностью, нежностью. Я влюбился навсегда. Мне было интересно только со стеклом. Знаете, даже сейчас бывает ощущение, что люди не нужны.

Мне необходимо воплощать в стекле фантазии, мысли, жизнь, интересно открывать его новые возможности, которых, поверьте, безграничное количество. Бывает, люди подвержены зависимости от абсолютно разных составляющих жизни, я зависим от стекла. Оно притягивает меня. Каждый день мне нужно соприкасаться, чувствовать этот материал. В свое время я часто подчеркивал, что женат на стекле. Конечно, сегодня это не так, но стеклу по-прежнему отдаю большую часть своей жизни, любви.

Ремигиюс Крюкас

Ремигиюс Крюкас

Бывают художники, которые в определенный момент разочаровываются в своем деле. На это может повлиять острое критическое мнение или недостаточная востребованность. Исходя из вашего предыдущего ответа, можно сделать вывод, что вы никогда не разочаровывались?

– В моем творчестве было много периодов. И иногда не получалось реализовать важные идеи. Это не давало покоя. Бывало и так, что мое видение будущей скульптуры не совпадало с видением заказчика, приходилось выключать сердце и действовать строго по принципам процесса.

Иногда спустя время я смотрел на свои работы и не понимал, почему я сделал их именно так, некоторые даже ненавидел. Тем не менее руки никогда не опускал. Да и мнения критиков не воспринимаю слишком глобально, ведь только я знаю, что хотел вложить в свои работы, донести до зрителя. У критика есть задачи и мнение, но кто сказал, что только оно является правильным?

Ремигиюс Крюкас и Индре Стулгайте-Крюкиене Фото: Валентинас Печининас

Ремигиюс Крюкас и Индре Стулгайте-Крюкиене
Фото: Валентинас Печининас

– Ваша жена Индре так же, как и вы, является художником по стеклу. Влияет ли общее дело на взаимоотношения в семье, существует ли конкуренция между вами или, наоборот, вы стараетесь друг другу во всем помочь?

У каждого из нас индивидуальный подход к стеклу и к работе с ним. Я давно в этом деле, поэтому иногда мне кажется, что я прав больше, и позволяю себе давать жене советы. Но это только советы, а не указания или навязывание мнения. Между нами есть конкуренция, и я считаю, что она необходима в союзе семьи художников. Именно конкуренция мотивирует эволюционировать, искать новые подходы к материалу, раскрывать его.

В то же время мы поддерживаем друг друга, делимся новыми задумками, вместе думаем над цветовыми решениями. Сейчас готовимся к совместному выставочному проекту, который откроется в Вильнюсе 13 сентября. Дома жена иногда запрещает мне говорить о стекле. А я могу говорить о нем бесконечно. Это действительно зависимость. Индре рациональная, поэтому к дому, быту у нее отношение более глубокое. Когда мы вместе, получаем удовольствие от общения и воспитания нашего самого главного творения в жизни – дочери Ругите.

Индре Стулгайте-Крюкиене. Бытие

Индре Стулгайте-Крюкиене. Бытие

– Как Индре относится к вашим советам: беспрекословно следует им или отстаивает свою точку зрения?

Индре не только талантливый художник, но и мудрая женщина, которая всегда добивается того, чего хочет. Когда я пристаю к ней со своим мнением, она слушает и соглашается, но делает по-своему. Этим она и уникальна. Она может прислушаться и попробовать сделать так, как хочу я. Но ее индивидуальность сильнее, она проявляется в каждой маленькой детали работы.

Индре Стулгайте-Крюкиене. Место, которое называем домом

Индре Стулгайте-Крюкиене. Место, которое называем домом

– Взглянув на множество ваших работ, сложно представить, откуда берете столько идей и как умудряетесь их настолько лаконично воплощать в жизнь. Ваше многогранное творчество – опыт многолетнего труда или все-таки мгновенный импульс – решение создать здесь и сейчас?

Этот вопрос мне задают достаточно часто. И мне всегда ответить трудно. Потому что идеи не могут приходить из ниоткуда. Они появляются благодаря разным событиям жизни, которые и формируют наш житейский опыт, а могут возникнуть сиюминутно при взгляде, например, на экстравагантную пару. Иногда в нашей деятельности многое зависит от заказчика.

На мой взгляд, у художника есть три состояния в работе: когда мастер выполняет только пожелание заказчика, делает это механически, строго по всем требованиям, без лишних эмоций; когда интерес заказчика и художника совпадает – тогда работа становится удовольствием; ну или когда сам мастер предлагает решение задачи заказчику, и второму оно интересно.

Каждый вариант уникален и учит художника не привыкать работать обыденно, монотонно. Но главное – никогда не надо начинать работать в плохом настроении. Стекло все чувствует. Когда ты ленишься или злишься, оно не поддается обработке. А еще я не люблю повторяться, поэтому каждую идею детально обдумываю.

Ремигиюс Крюкас. Вторжение

Ремигиюс Крюкас. Вторжение

– В Беларуси сейчас сложный период для художников, заказов стало меньше и, соответственно, гонорары уменьшились. Как с этим обстоят дела в Литве, хватает ли заказов вашей студии?

Бывает по-разному, но мне нельзя жаловаться, в моей студии заказы есть. Хотя от страны действительно многое зависит. Бывают страны такие, как Люксембург, которые очень любят художественное стекло, развивают это направление.

В Литве до сих пор художественное стекло так же, как и в Беларуси, относят к прикладному искусству, что меня сильно обижает. Нельзя соотносить создание уникального художественного объекта с изготовлением обычной рюмки или вазы. Это недопустимо. Конечно, в каждой стране есть деятели, которым интересно это направление и которые коллекционируют работы.

Ремигиюс Крюкас. Старый маяк

Ремигиюс Крюкас. Старый маяк

– Какое у вас отношение к Беларуси? И как получилось, что самая большая коллекция ваших работ находится в минской галерее авторского стекла и керамики VAIVA?

Мне очень нравятся Беларусь и ее жители. А еще нельзя не вспомнить, что мой первый творческий опыт проходил на белорусском стеклозаводе «Неман». В студенческие годы часто бывал в Беларуси, поэтому у вас я почти свой. Даже сейчас я продолжаю общаться с людьми, с которыми познакомился во время практики в Беларуси.

Мы встречаемся на международных выставках и учимся друг у друга. А что касается галереи VAIVA, то я очень рад моей дружбе с ее директором – Леонидом Черняком. Он так же, как и я, влюблен в стекло, живет им. Поэтому мы легко нашли общий язык. С самого начала Леонид знал, что это сложный бизнес, но все ровно не сложил руки и пошел к намеченной цели. Работать и общаться с такими людьми – большое удовольствие. У него есть вкус, и он выбирает лучшее.

Ремигиюс Крюкас. Ночью

Ремигиюс Крюкас. Ночью

– Хотели бы организовать выставку в Беларуси?

К вопросу проведения авторских выставок всегда отношусь очень серьезно. На мой взгляд, художник не должен из года в год презентовать одни и те же работы, он должен удивлять актуальными темами, трудоспособностью. Я выставлялся на многих площадках мира, поэтому, если задумываться о выставочном проекте в Беларуси, то тоже хочется быть представленным на хорошей площадке.

Если же такой возможности нет, то не стоит и начинать. Я так считаю не потому, что избалован, – просто мои работы достойны хорошего помещения, с которым они будут гармонировать. Если такая возможность представится, я обязательно подумаю о проведении выставки. А пока множество моих работ можно увидеть опять же в галерее VAIVA.

Беседовала Виктория Аскеро

Фото авторских работ: Александр Сидоренко

Site is using the Seo Wizard plugin by http://seo.uk.net/