original (1)-1

Прошлое и будущее Катманду

До 1951 года Непал был абсолютно закрытой для иностранцев страной – именно так древнее королевство сохранило свою удивительную культуру. Затем с помощью предприимчивого русского по имени Борис Лисаневич город Катманду превратился в туристическую Мекку для очень состоятельных людей. К концу 60-х столицу Непала наводнили тысячи хиппи, наркотические «трипы» в Катманду славились среди американской и европейской богемной молодежи. Ну а сейчас Катманду – между прочим, город-побратим Минска – восстанавливается после страшного землетрясения 2015 года. 

Путеводители по Непалу пишут заново. Туристические сайты добавляют в конце статей о достопримечательностях трагические строчки: «разрушено» или «частично разрушено» во время землетрясения 2015 года. К сожалению, пострадали многие уникальные и древние храмы, дворцы, башни и памятники. Но самое главное сохранилось – та неповторимая атмосфера Катманду, которая привлекала и привлекает сюда самых разных туристов – пожилых аристократов, юных хиппи, отважных альпинистов и любителей трекинга, знатоков истории и паломников разных религий.

b4eb35b80fd20f8a1242e84c5fe5aab3

По следам Лисаневича или тропою хиппи?

Открыть Непал богатым туристам Борису Лисаневичу помогло личное знакомство с королем. Лисаневич убедил королевскую семью отдать целое крыло дворца под роскошный пятизвездочный отель с не менее роскошным рестораном и крупным казино. Этот самый отель с длинным названием Yak and Eti Park Royal Hotel процветает и в наши дни, стоимость одной ночи начинается от 100 долларов. А в ресторане подают пельмени а-ля Борис, борщ и водку.

Если вас привлекает дух вольных 60-х – добро пожаловать на узкую улочку Freaky Street, расположенную недалеко от дворца. Здесь находятся самые дешевые в городе гостиницы – за несколько долларов вы получите стиль минимализм в интерьере, картонные стены, туалет на этаже и шумные компании. И конечно, травку, которую активно предлагают всем желающим, включая детей. Насчет детей я вовсе не преувеличиваю – моей десятилетней дочери предлагали.

Конечно же, большинство туристов предпочитают золотую середину: демократичные, но при этом комфортабельные гостиницы в Тамеле. Тамель – это туристический район Катманду, нечто вроде «старого города» европейских столиц. Концентрация гостиниц-ресторанов и магазинов в Тамеле максимальная, но при этом район вполне жилой, не как, допустим, на Бали, где в целые поселения для туристов местные только приезжают работать, но сами там не живут.

Именно в Тамеле на каждом шагу продаются замечательные изделия, экспорт которых составляет более 20% дохода города: одежда, пашмины, ковры, произведения искусства и ремесленничества.

Обязательная программа

В программе-минимум того, что нужно обязательно посмотреть в Катманду, большинство путеводителей и сайтов на удивление едины.

Площадь Дурбар

Площадь Дурбар – «программная» достопримечательность Катманду, визитная карточка столицы Непала, да и всей страны. Признана культурным достоянием ЮНЕСКО. Включает в себя около 50 храмов и монументов, дворец, где были коронованы все короли Непала (последняя коронация состоялась в 2001 году), а также улочки и дворы, фонтаны и прочие мелкие скульптуры. Экспозиция дворца достаточно скромная: личные вещи последнего короля, монеты и фотографии. С учетом запрета на съемку и строжайших мер безопасности, вплоть до требования оставлять дамские сумочки в камере хранения, я ожидала большего.

asia00875

Площадь Дурбар начала застраиваться еще в XII веке, а в основном была построена в XV–XVII веках. В центре – комплекс храмов Ханумана – царя обезьян, знаменитого по эпосу «Рамаяна». Обязательные храмы главных божеств – Шивы, Шивы и его жены Парвати, Вишну, Ганеши. Когда-то именно здесь в тени храмов отдыхали многочисленные хиппи, погруженные в сладкие наркотические грезы. А еще на площади Дурбар расположен дворец Королевской Кумари – девочки-богини, и раз в день живая богиня на пару минут выглядывает из центрального окна второго этажа. Дворец разрешено фотографировать, и даже окно разрешено – но только пока Кумари нет. Перед тем как она появляется, служители строго-настрого призывают убрать фотоаппараты. Штраф за нарушение более чем серьезный.

Кстати, о туристах и не туристах. Для жителей Катманду, которым не нужно платить за вход, площадь Дурбар – это обычное место прогулок и отдыха, а также большой рынок.

Пашупатинатх

Храмовый комплекс на берегу реки Багмати, схожий по назначению с индийским городом Варанаси: вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. На территорию главного храма Шивы пускают только индуистов. Остальным приходится довольствоваться финальной частью похоронной церемонии – непосредственно кремацией. Чем более знатным был человек, тем выше по течению сжигают труп, за мостом сжигают только членов королевской семьи. Багмати, как и Ганга, порядочно грязна от пепла, подношений и мусора. И здесь точно так же среди пепла и мусора омывают трупы и омываются паломники.

35Nepal-100Kathmandu-800Pashupatinath-104Pashupatinath_Temple_Cremation_1^1920x

Перейдя мост, оказываешься в парке среди храмов. Поскольку Шива – покровитель всех живых существ, в парке на берегу кормят обезьян, оленей и других животных. И считается, что любой из этих зверей родится в следующей жизни человеком. У входа видны садху (святые отшельники) в желтых и оранжевых одеждах. Садху – единственные в Непале, кому разрешено курить марихуану в общественных местах.

Гиды предупреждают, что фотографирующиеся с туристами веселые грязные и разрисованные садху ненастоящие. Настоящие живут в пещерах выше по течению Багмати, к людям они не выходят. Впрочем, некоторые святые живут и в башенках на доступной для туристов территории. Например, прославившийся на весь мир Милхи-баба, святой старец, питающийся только молоком. Он сидит на открытой площадке, а над ним висит табличка на английском языке: «Здесь сидит великий святой Милхи-баба» с краткой биографией. Мы со Стеллой-младшей видели и странного старца, который уже не первый год каждое утро приходит в Пашупатинатх, целый день читает священную книгу вслух, поет, трещит трещотками и машет руками. Вечером закрывает книгу и уходит, чтобы вернуться на следующий день на рассвете. Никто не знает, как его зовут и откуда он.

Стены одного из храмов расписала европейская художница, а еще в стенах комплекса расположен приют, организованный Матерью Терезой.

Боднатх

Боднатх – одна из самых больших буддийских ступ в мире, занесена в список ЮНЕСКО, считается главным центром тибетского буддизма в Непале. Построена в VI веке, обросла десятками монастырей всех школ и направлений, а также гостиницами, ресторанами, магазинами, салонами красоты и прочей инфраструктурой для толп туристов и паломников. Когда-то здесь пролегал паломнический путь из Тибета в Индию. Европейцы легко могут узнать Боднатх по фильму «Маленький Будда» Бертолуччи – она там отлично показана в центральных сценах.

MG_8917

Вокруг ступы – более сотни молитвенных барабанов – тех самых, которые надо вращать, обходя вокруг и напевая мантру. А еще ступа украшена разноцветными флажками, напоминающими о конях ветра. В тибетской культуре символом жизненной силы является конь, несущий на спине драгоценность. Конь ветра считается защитной силой человека. Флажки с изображением коня ветра вывешиваются как можно выше – например, на крышах домов. Тибетцы верят, что если конь ветра высоко, то человек будет иметь успех, здоровье, богатство и счастье.

Сваямбунатх

Храмовый комплекс Сваямбунатх имеет «туристическое» название Monkey temple, под которым его прекрасно знают таксисты. Считается самым священным местом долины Катманду. Подсчитано, что прочитанные именно здесь мантры качественнее прочитанных в любом другом месте мантр ровно в 13 миллионов раз. Соответственно, поток паломников течет по 365 крутым ступеням на стометровый холм практически непрерывно даже не в сезон. А местные жители на каждой ступени заняты творчеством и предлагают купить уникальные изделия: вышивка, резьба по дереву, резьба по камню, причем вышиванием могут заниматься крепкие мужчины, а резьбой по камню – хрупкие девушки. Никакой дискриминации.

Изображение Ступа Сваямбунатх

В хорошую погоду с вершины холма можно увидеть Гималаи, в плохую – просто красивые пейзажи и Катманду как на ладони.

Весь комплекс монастырей действующий. Возраст главной ступы – около 2000 лет, на ней изображены всевидящие глаза Будды. Вокруг ступы – маленькие ступы-чортены, они частично буддистские, частично тибетские, частично индуистские.

В стену встроены частные часовенки с именами жертвователей, пестрые семейные статуи и изразцы. Когда мы обходили холм по подножию, то с противоположной от главной лестницы стороны обнаружили потрясающие статуи Будды с отцом и матерью. Еще вокруг всего холма расположены молитвенные колеса. На внешней стороне написана мантра «Ом Мани Падме Хум», внутри она же, написанная на бумаге много-много раз. Каждое вращение равно произнесению всех написанных мантр. Надо обходить территорию по часовой стрелке, вращая каждое колесо, – не забудьте о повышенной в 13 миллионов раз эффективности этих молитв.

Обезьян, как очевидно из названия комплекса, здесь хватает. Они, конечно же, священные, но не такие наглые, как, например, на Бали, одежду-обувь с туристов на ходу не срывают. Охотно разрешают себя фотографировать и в целом заняты собственной жизнью.

Лалитпур и Бхактапур

Катманду, Лалитпур и Бхактапур настолько тесно связаны культурно, что внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один объект охраны. В каждом из этих городов есть площадь Дурбар, застроенная по общему плану, королевский дворец и набор главных храмов. Все три города расположены так близко друг к другу, что уже практически слились воедино.

Лалитпур, он же Патан – второй по численности населения город в Непале, а тысячу лет назад он был одним из самых больших в мире. Патан исторически – центр искусства, ювелирного дела, промыслов, современное название Лалитпур так и переводится: «город красоты». Концентрация достопримечательностей зашкаливает даже для долины Катманду (первая в мире по количеству прекрасного на единицу площади) – 1200 памятников в пределах небольшого старого города (за день его можно обойти пешком). Все это IX–XIX века застройки, что-то пострадало при землетрясении, а что-то сохранилось в целости.

asia00860

Еще одна из достопримечательностей Патана – единственный в Непале зоопарк. На самом деле зоопарк весьма и весьма небольшой по размерам и по территории, животных немного, и они все местные, но зайти на час-другой посмотреть слонов-тигров-черепах вполне можно.

Бхактапур – третий из важных городов долины Катманду, тоже королевский, тоже когда-то столица (два других – Патан и сам Катманду). Находится в 15 км от Катманду, переводится как «город верующих». Удивительно монолитный в религиозном плане город – с давних времен и до наших дней почти 90% населения исповедуют индуизм. Бхактапур готов показать туристам 170 с лишним дворцов, резные дома, огромное количество храмов и, конечно, площадь Дурбар с традиционным королевским дворцом (музей искусств), положенным набором пагод и даже с самым высоким храмом долины Катманду. Этот самый храм богини-матери Дурги выстоял в ХХ веке при землетрясении более 8 баллов!

Durbar-Square-Kathmandu-Nepal

В Катманду, Патане и Бхактапуре даже крупные храмы и монастыри расположены нестандартно для европейца – в тесных улочках есть узкие проходы, ведущие к культовым местам. У самых значимых объектов есть вывески со стрелочками на соседних зданиях, более мелкие найти трудно даже с картой.

Сад мечты

Garden of Dreams – чудесный парк отдыха в районе Тамель в Катманду, туда удобно зайти после экскурсии в королевский дворец или шопинга в многочисленных магазинчиках Тамеля. Почти семь гектаров клумб, красиво постриженных кустарников, скульптур, беседок, фонтанчиков, прудиков и прочих радующих глаз мелочей. Посетителям разрешено отдыхать на лавочках или прямо на траве, входной билет стоит около 2 долларов. Здесь же можно зайти в роскошный и очень дорогой ресторан, где чашка кофе равна по стоимости целому ужину в любом другом заведении Катманду.

PENTAX Image

Что разрешено туристам, но запрещено королям

В 10 километрах от Катманду расположен храмовый комплекс Буданилкантха. Он посвящен Нараяну – образу лежащего в пруду Вишну. Начиная с XII века многочисленные паломники стали приезжать сюда, но посмотреть на священный образ разрешается не всем, а только тем, в ком нет королевской крови. Король Непала – воплощение Вишну, поэтому королям традиционно запрещено смотреть на образ Нараян.

IMG_6310

Текст: Стелла Чиркова.