AJ7R5752 copy

По велению души: свадьба в родовых традициях

Гости моего интервью сделали то, чего я, пожалуй, еще ни у кого не встречала: свадьбу в родовых традициях. Признаться, слышала о свадьбах по славянским, языческим, этническим канонам, но что такое «родовые традиции» – узнала впервые. Павел Барановский и Елена Василькова не просто поженились, поставили штампы в паспортах и съехались жить на одну жилплощадь, они сделали что-то более серьезное и значимое – объединили два рода.

Елена Василькова – соавтор проекта LoveHeal&Grow, эксперт по здоровому образу жизни.

Павел Барановский – соавтор проекта LoveHeal&Grow, программный директор «Душевного радио».

– Почему вы выбрали такой формат свадьбы? Сейчас ведь вариантов пожениться «оригинально» просто масса! Откуда пришла идея свадьбы в родовых традициях?

Лена: В детстве у меня сформировалось типичное представление о свадьбе: пышное платье, трехъярусный торт, принц на белом коне, подарки, гости. Все, как в сказке, крутилось только вокруг меня. Вот я выйду, а мне будет за это много блага! Еще в моем представлении свадьба была праздником для друзей. В этой картине не было места родственникам, как, наверное, не было места и мне. Могу признаться себе сегодня, что представление о свадьбе было исключительно «показушное» – не для себя, а для других, и, чтобы трансформировать искаженное представление о ней, нам пришлось проделать определенную работу.

Когда мы с Павлом встретились, каждый шел по пути духовного развития. Разными путями, разными скоростями, но к одной цели. И в какой-то момент, будучи уже парой, мы начали разговаривать о свадьбе, обмениваться мнениями, делиться ощущениями. А как бы мы хотели? Первый разговор был о том, что нужно позвать друзей, мы даже составили список тех, кого хотели пригласить. Составляли и список родственников, но так, вскользь – папа, мама… – и давай считать друзей! Обычное дело.

За год, готовясь к нашей свадьбе, мы сделали очень большой виток в развитии. Пришло новое понимание себя в этом мире, сформировалось собственное мировоззрение. Мы стали разговаривать: а чего нам хочется на самом деле? Что бы хотел конкретно ты, Паша, и что бы хотела конкретно я, Лена? Разобраться помог наш духовный учитель, который провел нас через определенные этапы развития и увел от этой бурной картины разума с искаженным пониманием (кони, голуби, цыгане. – Прим. автора). Для начала мы обратились к истокам понимания свадьбы, а после – к своему сердцу. Есть очень много вещей, которые в принципе не обладают никаким словом. Вот ты просто интуитивно чувствуешь, что тебе надо делать так, – и делаешь! В какой-то момент я начала чувствовать сильную связь со своим РОДом. Поняла, что за мной стоит много людей, моих родственников, и я есть их частичка, продолжение, новая история. Род – это наша опора и защита, поддержка и мощный источник энергии. Когда ты это осознаешь всем сердцем, с тобой творятся чудеса, вот в этом случае – как в сказке. У нас в жизни на коротком промежутке времени происходили просто невероятные события. Разрешались такие сложные ситуации, которые казались безвыходными. Тогда мы с Пашей убедились еще раз в важности принятия, почитания рода и пришли к единому мнению, что наша свадьба будет в родовых традициях.

– Я правильно понимаю, что нет смысла делать свадьбу в родовых традициях, если нет осознания, что есть твой РОД? Нет вот этой зрелости, как у вас? Потому что люди, к примеру, становятся в загсе на рушник и не понимают: зачем это?

Паша: У каждого свой путь и свое понимание, что есть его род. И в общем-то все идут к одному и тому же, только разными дорожками. Но я думаю, что не стоит обращаться к серьезным родовым вещам чисто стилистически, без понимания сути.

Лена: Формирование энергии рода, получение благословления рода – это очень серьезные вещи, не шуточные. К примеру, обряд благословения существовал у наших предков для того, чтобы никогда не прерывалась связь поколений и чтобы свободно текли родовые энергии. Полностью по родовой программе, именно нашей с Павлом, мы прошли вместе с человеком, глубоко знающим, насколько сложен и важен этот путь. И скажу тебе, не все готовы к такому. Я поняла, что хочу на свадьбе быть со своими родственниками, что они намного важнее для меня, чем друзья. Свадьба – это прежде всего родовой праздник. Он может быть двух форматов: в виде свадьбы с большим количеством гостей или в виде родового ужина. Но главные люди на свадьбе – это родственники. Очень важно соблюдать иерархию рода. Самый главный иерарх – это старейшина рода, который жив на момент свадьбы. Нам повезло, у нас было два иерарха – две бабушки. Очень важно почитание: главные места на свадьбе – иерархам. Поэтому наши бабушки сидели рядом с нами.

– Не свидетель и свидетельница, как принято в светском формате свадьбы? А как ваши родственники отнеслись к такому нестандартному решению?

Лена: На родовой ужин приглашаются только близкие родственники жениха и невесты. Этим ужин отличается от большой свадьбы, куда приглашаются ВСЕ родственники. Мы предупредили своих гостей, что будет такой формат, что мы посидим в тихом семейном кругу, и рассказали, как все будет проходить.

Паша: Пообъяснять, конечно, пришлось, но все отнеслись с пониманием. Друзьям, кстати, объяснять, почему все так, а не иначе, не пришлось вообще.

Лена: Свадьба – это осознанное слияние двух родов. Это рождение новой энергии, причастность к родовой истории. Совсем не то, что называется «посмотрите, какое у меня платье, сейчас меня выведут на лошадке, а потом будет фейерверк!». У нас была конкретная цель: сформировать те традиции, которые мы будем передавать своим детям, а они – своим.

– Что свойственно родовым ужинам?

Лена: Это, конечно, действие без размаха, привычного для свадеб. Когда чувствуешь себя частью рода, хочется, чтобы вся энергия оставалась внутри. Я хотела, чтобы нам стол готовила бабушка. Не хотела ресторан. Я понимаю, что можно было нанять шеф-повара, коих много, но мне хотелось именно бабушкиных котлет. Я знала, с какой любовью она будет их готовить. В результате так и получилось! Стол готовили бабушки и Пашина мама.

Паша: Была у нас мысль пригласить кого-то в помощь для приготовления стола. Но мы от этой идеи отказались. Потому что поняли, что это будет посторонний человек. А хотелось, чтобы все было только внутри семьи.

Лена: У нас произошла полнейшая синхронизация, как я говорю. Нам помогли во многом наши свидетели.

– А свидетели тоже приглашаются из рода?

Лена: Нет, свидетели могут быть со стороны. Здесь важно, чтобы люди были единомышленниками. Наши свидетели Светлана и Иван – прекрасная семейная пара, и нам с ними в жизни повезло. Когда мы рассказали о формате нашей свадьбы, они легко на это согласились. Кстати, на родовом ужине не рекомендуется тамада, но должен быть ведущий. Человек, который познакомит два рода. У нас с этой ролью прекрасно справился свидетель. Свидетельница с дочкой помогли украсить дом, создали особую атмосферу родового праздника, сделали стилизованное родовое дерево, на которое все приглашенные родственники повесили нам свои пожелания. Вообще, ты знаешь, нам во всем помогли, и у нас все прошло в очень спокойном темпе. Без суеты. Все вопросы: по столу, по украшению дома, по ведению вечера – все закрылось как-то само собой. Когда есть единомышленники, все происходит в полнейшей синхронизации.

Важно, чтобы на родовой ужин или свадьбу невеста уезжала из своего дома, оттуда, где она родилась, или оттуда, где живет ее семья. Важно, чтобы иерарх рода проводил невесту. У меня была бабушка, которая нас благословила, передала икону – и эта икона уже стала семейной реликвией, которую мы передадим нашим детям.

– Постойте, эта же традиция есть в любой так называемой светской свадьбе! Жених приезжает за невестой к ней домой, выкупает, молодых благословляют родители, жених и невеста целуют икону и т. д. Это то же самое!

Лена: Выкупы, проводы, мальчишники-девичники, прощания – это не энергия свадьбы. Деньги на свадьбе не рекомендуется активно использовать и пропагандировать через конкурсы.

Паша: Мальчишник-девичник – это прощание с жизнью холостой. Свадьба – это не прощание с прежней жизнью, а осознанные выбор и начало новой жизни! Энергия тут совершенно разная. Свадьба – это светлый путь. А у денег собственная сильная энергия, и заигрывание с этой энергией небезопасно.

– Конвертик-то можно подарить? Так сказать, взнос на процветание молодой семьи.

Паша и Лена: Можно!

AJ7R5736

– А что является правильным родовым подарком?

Лена: Правильным является любой подарок, важно то, что ты чувствуешь в момент выбора, дарения, важен тот смысл, который ты сам в это вкладываешь. Отличным подарком может стать любая фамильная вещь. Икона, например. Но только не мученика. Свадьба – это светлый обряд, поэтому и сопровождать его должен светлый образ. Еще хочу проговорить важный момент по родовым традициям: не муж входит в семью, а жена вступает в род мужа. Поэтому для празднования свадьбы мы выбрали родовой дом Паши, место, где он вырос и родился. Пашины родители в этом же доме, в этой же комнате, играли свою свадьбу. Только у них там было человек 100!

– Как нужно проводить родовой вечер?

Лена: Важно, чтобы не было споров, каких-то болезненных тем и в целом негатива. Никаких политизированных разговоров. Нужно обращаться к светлым воспоминаниям своих предков, узнавать какие-то интересные истории, спрашивать о традициях, которые были в роду. Каждый представитель рода должен чувствовать себя значимой единицей на празднике. Вот вспомни любую свадьбу, на которой ты была. Как там обычно бабушки себя ведут? Самые старые представители семей? Сидят в сторонке, никто на них внимания не обращает, дали по первому тосту сказать – и все. Для свадьбы в родовых традициях самые старейшие представители родов – это первейшие люди на празднике! Они – главные, они – мудрые, они передают нам, своим внукам, правнукам, накопленные поколениями знания о семьях.

Паша: Мы, кстати, всем родственникам подготовили подарки. Каждому человеку подобрали особый, со смыслом. Никто этого не ожидал! И это всех очень тронуло. Таким образом мы выражали свою благодарность. Когда мы дарили подарки, то к каждому обращались с небольшой речью. Это очень правильный и простой шаг к тому, чтобы создать за столом особую атмосферу теплоты и общности двух родов. Наши гости быстро расслабились, потому что не ожидали, что им будет уделено столько искреннего внимания, а не только жениху и невесте, как это обычно бывает на свадьбах. А пресловутое «горько!» для развлечения гостей на родовых вечерах не приветствуется.

– А какие подарки вы дарили? Мне же интересно!

Лена: Бабушкам в знак уважения дарили павловопосадские платки. Покрывали им плечи, благодарили за то, что с нами, за их силу и мудрость. Своему отцу я дарила льняную рубаху. Некоторым гостям дарили альбом для фотографий, а кому-то – родовое древо с местом для фотографий. С родителями у нас вообще интересная ситуация приключилась. Мы им подготовили два стеклянных кубка – как символ чаши изобилия, чтобы у родителей жизнь всегда была полна изобилия. А они нам подарили набор бокалов, из которых пили на своей свадьбе и которым 40 лет! Вот, понимаешь, опять синхронизация произошла.

– Ты все время говоришь «синхронизация, синхронизация». Что это значит?

Лена: Когда все вокруг способствует исполнению задуманного. Все и всё в одном потоке. Мы, родители, бабушки, друзья, даже какие-то мелкие бытовые моменты – все идет как надо, без форс-мажоров, без ссор, все совпадает.

– А конкурсы были? Потому что у меня пока сложилось впечатление, что свадьба в родовых традициях – это очень спокойное и в чем-то даже скучное мероприятие. Хочется же праздника!

Лена: Были! Не много, но они тоже были знаковыми и интересными. Песочная церемония, например. Мы создавали символ семьи Васильковых–Барановских: ссыпали песок двух разных цветов в одну емкость так, чтобы получился определенный узор. А можно создавать свой герб! Если он есть – прекрасно. Если нет, то можно создать. Все это направлено на укрепление энергии рода. Это важно понимать. Что ты не один на этом свете, за тобой стоит огромная сила! И свадьба – это все-таки родовой праздник. Например, в восточной традиции свадьба делалась, в первую очередь, для рода. Накрывался огромный стол, за который приглашали всех родственников, и отдельно в маленькой комнате накрывался стол для друзей с небольшим угощением. На Востоке до сих пор так делаются свадьбы, и с точки зрения родовых традиций это – единственный верный вариант.

– Вы говорили, что на родовом ужине важно избегать неприятных тем. Как? Нужно знать все болевые точки своих родственников с обеих сторон, чтобы не сказать лишнего?

Лена: Все предусмотреть, конечно, невозможно. Но сориентироваться в ситуации – вполне. Ловить эти нежелательные моменты и уметь их сглаживать. И потом свадьба в родовых традициях – это безалкогольный праздник. Но у нас был алкоголь, правда, в небольшом количестве.

– А как ваши родственники оценили свадьбу? Им понравилось?

Паша: Свадьба сама по себе как празднество аккумулирует много благостной, позитивной энергии. И эту энергию можно либо приумножить, аккуратно соединив два рода – жениха и невесты, или разрушить громким, кричащим тамадой, неуместными конкурсами, во время которых люди думают «Только б меня не вызвали на этот конкурс!». От нашей свадьбы люди были в таком восторге! На слезу пробивало не только бабушек, но даже мужчин. Души открылись, погрелись у родового камелька. Мой брат, когда узнал о нашем формате мероприятия, сразу окрестил все это «местечковым». А после родового ужина признался, что никогда бы не подумал, как это может быть душевно и классно! Вот такая была реакция.

– А давайте еще про наряды поговорим. Все-таки не в отцовском же костюме жениться и не в мамином кримплене замуж выходить? Какие должны быть кольца: золотые, серебряные, деревянные?

Лена: Как твоей душеньке угодно! Вот какое платье тебе приглянется, отзовется внутри – такое и подходящее. Если делать большую свадьбу в родовых традициях, то платье, конечно, должно быть то самое – девственно-белое облако великолепия и чистоты. Мое свадебное платье было от Ульяны Сергеенко, и куплено оно было за 15 минут. Просто по наитию. А что касается колец, то предпочтительно золото.

– Как думаете, такие свадьбы, как ваша, войдут в моду?

Паша: Признаться, когда мы готовились к своей свадьбе, наш духовный учитель сказал: «В будущем, увидите, к вам будут обращаться за помощью в проведении таких же свадеб». Ты знаешь, что меня несколько лет не было в Минске и я, несмотря на свое бурное радийное прошлое, никогда не стремился к скоморошеству, не видел себя в качестве ведущего свадеб. Через несколько месяцев после нашей свадьбы мне звонит совершенно незнакомый человек, который вышел на меня через друзей моих друзей, с просьбой помочь организовать свадьбу. Когда он стал описывать мне, какую свадьбу они со своей девушкой хотят, я понял, что вот еще одна пара, интуитивно проникшаяся родовыми традициями. И мы помогли им сделать их родовой праздник, после которого гости подходили и откровенно говорили, что не думали, что такие свадьбы вообще возможны! Мне кажется, у многих сейчас просыпается самосознание, люди выходят на новый духовный уровень развития и стремятся создать душевность и единство на свадьбе, но не всегда знают как.

– Так, может, стоит продолжать? Свадебное агентство…

Паша: У нас нет цели зарабатывать на этом деньги. Если люди попросят, мы поможем. Как говорится, придет запрос – обработаем. Но делать бизнес на родовых свадьбах мы не хотим. Понимаешь, можно сделать свадьбу в народных традициях, но в большинстве случаев это будет лишь стилизация. А ведь свадьба – это не просто банкет и наряд, это финальная точка и она же отправная: длинного пути духовного роста. Когда люди по зернышку, по вздоху, по капельке собирают вот этот бесценный родовой багаж, понимая, что им его бережно нести всю жизнь и приумножать, потому что потом нужно передать детям, которые передадут внукам. И кстати, энергия рода, приумноженная, а не попусту растраченная, дает колоссальные силы на любые жизненные свершения, помогает существовать в социуме и быть успешными на всех уровнях.

Беседовала Мария Столярова