Toddler girl looking through magnifier

Плюсы и минусы раннего развития

Сегодня подходы к воспитанию и развитию ребенка настолько разные, что найти какой-то один верный путь невозможно. Кто-то придерживается естественного родительства, кто-то уже с пеленок учит ребенка английскому языку и показывает кубики Зайцева, кто-то и вовсе считает, что ребенок свое возьмет сам и мешать ему в этом не надо. Кто же прав?

Многие из родителей слышали о методах воспитания по системе Монтессори, карточках Домана, возможно, читали про вальдорфскую или гуманную педагогику, изучали подходы Никитиных, Даниловой и других педагогов. Абсолютно все перечисленные системы направлены на работу с ребенком от 0 до 3 лет и ориентированы на развитие в интенсивном темпе.

Это неплохо, но надо четко понимать, что есть «развитие» и есть «обучение» ребенка. Это два разных понятия. Обучение – педагогический процесс, направленный на стимулирование активной учебно-познавательной деятельности ребенка. Развитие – это переход от простого к сложному через свои потребности и мотивы.

В первые годы жизни для малыша важнее гармоничное естественное развитие (умственное и физическое), которое соответствует его потребностям и интересам. В год – это, как правило, освоение окружающего мира и связь с родителями и близким кругом людей. Тут как нельзя кстати звучит девиз: «Движение – это жизнь». Ребенку не хочется сидеть над книгами, у него главное стремление – добраться до выдвигающихся полок, сорвать цветочек, догнать кота. Родители выступают проводниками. И главная их задача – создать безопасные условия для постижения мира. Любить ребенка, дарить внимание и заботу. Именно это развивает ребенка эмоционально и психически, учит грамотно и гармонично относиться к миру, дает толчок к познанию.

nyanya3

В первые три года жизни основное развитие проходит в направлениях: крупная моторика (умение ходить, бегать, прыгать), развитие речи и предметная деятельность. Психологи утверждают: от того, насколько успешно ребенок освоит эти три направления, будет зависеть его дальнейшее развитие.

Если говорить научно, то во взрослении есть сензитивные периоды. Это периоды онтогенетического развития, в течение которых организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается готов к усвоению новых форм поведения и знаний как физиологически, так и психологически.

Проще говоря, психика ребенка очень чувствительна к внешним воздействиям в конкретный момент жизни. То есть если у ребенка нет особого стремления в 2 года учиться читать или считать, но он без ума от природы, то стоит чаще выбираться в лес, а не корпеть над буквами. А вот когда у ребенка появится мотив к чтению, то есть у него проявится любознательность, интерес к книге и информации, тогда можно учить его буквам.

К сожалению, ни психологи, ни педагоги однозначно ответить положительно или отрицательно на вопрос «Нужно ли раннее развитие ребенка?» не могут. Решение – за каждым отдельным родителем. А для этого надо четко понимать плюсы и минусы раннего развития.

logoped-3-5

Крупная моторика – это в первую очередь умение ходить. Как только малыш освоил этот навык, перед ним открывается целый неизведанный мир, который можно разглядывать, щупать, пробовать на вкус. Педагоги в один голос заявляют, что в это время ребенку нужно дать для изучения как можно больше предметов.

Предметная деятельность – это различные манипуляции с предметами. Помните, что у малышей есть навязчивая идея одно и то же повторять снова и снова. Классическая сцена: карапуз кидает ложку, вы поднимаете ее, он снова кидает, вы снова поднимаете – и так сто, тысячу раз, пока ребенку не надоест. Это и есть освоение мира. У ребенка есть мотивация: понять, откуда берется звук, с какой скоростью падает предмет, почему одна крупа легче и звонче, а другая – тяжелая и глухая. Ему хочется все рвать, переливать, катать, складывать, разбирать, находить, стучать, закрывать, открывать, поднимать. Именно так формируется наглядно-действенное мышление.

Развитие речи. Сложно переоценить значение речи в жизни человека, а малыша – тем более. Когда ты маленький и тебя никто не понимает – очень тяжело. Поэтому так важно все проговаривать, вести длинные беседы с ребенком обо всем на свете, рассказывать, что вы видите, называть предметы. Рано или поздно ваш монолог перерастет в диалог, а затем – в волну вопросов обо всем на свете. По мере того как будет усложняться речь, обогащаться новыми словами и словоформами, вы поймете, как гармонично развивается ребенок.

shutterstock_224613949

Минусы раннего развития

Практика показывает, что интенсивное раннее интеллектуальное развитие происходит в ущерб физическому, эмоциональному и даже психическому здоровью. Есть определенные этапы становления центральной нервной системы у ребенка. Когда мы начинаем обучать ребенка не по возрасту, у него создается запрос к тем мозговым системам, которые еще не созрели. Они включаются в работу, но с огромными энергетическими затратами для центральной нервной системы. Отсюда – болезни, капризы, срывы.

Как это ни парадоксально, но раннее развитие может привести к отсутствию перспектив в будущем. Так как изначально обучение ребенка ведется не по его запросам, а по запросам родителя, то в школе, университете и даже на работе у него не будет желания развиваться. Ведь первоначально, с самого раннего детства, его мотивы не учитывались, а значит, и не развивалось желание достигать цели.

Многие психологи утверждают, что раннее развитие лишает ребенка детства. Если малыша с пеленок водят в бассейн, школу развития, рисование, на танцы, уроки иностранного языка, у него не хватает времени поиграть. Он либо учится, либо спит, либо в дороге. А в дошкольном возрасте для ребенка самое главное занятие – это игра. Игра учит социальным, психологическим и эмоциональным навыкам. Она помогает разобраться в себе, в мире, в сложных взаимоотношениях.

На раннее развитие и у ребенка, и у родителей уходит много сил, времени и энергии. Даже если мама и папа не готовят каждое занятие самостоятельно, а только водят в школу развития, это не значит, что им не надо будет заниматься с ребенком дома. Есть школы, где педагоги дают малышам домашние задания, которые необходимо выполнять вместе с родителями.

Mother with daughter in the park

Плюсы раннего развития

Социализация. Общаясь с взрослыми и детьми, ребенок раскрывается, перестает стесняться, становится увереннее в себе и своих силах.

Закалка. Соприкасаясь с другими людьми, детьми, а значит, и микрофлорой, иммунитет ребенка крепнет и он не столь сильно подвержен болезням.

Новые ускоренные условия XXI века диктуют новый темп развития. И даже маленькие дети видят и чувствуют эти изменения, скорость жизни. Если с раннего детства показать ребенку, что жизнь полна возможностей, то он легче будет адаптироваться к новым условиям, обучаться и познавать мир.

Правильное раннее развитие обогащает детство. При грамотном вплетении различных методик и игр в повседневную жизнь ребенка можно раскрыть его потенциал и показать, что даже самое обычное может быть интересным и неизведанным. Просто ко всему нужно найти подход. И в первую очередь слушать ребенка, его запрос, следить за интересом в данную минуту. А также не подавлять его природную любознательность и жажду познания.

Текст: Анна Макота