Tomb Raider

Playgirl: идеал виртуальной женщины

Женщинам стало тесно в реальности. Сегодня дамы активно подстраивают под себя виртуальный мир. Редактор одного из старейших русскоязычных игровых изданий «Канобу» Вадим Милющенко рассказал «Городу женщин» о том, как сильно слабый пол изменил гейм-индустрию. 

253364-Sepik– Принято считать, что компьютерные игры – увлечение для подростков. Женщинам нет места за контроллером?

– Так считают только люди, чей культурный багаж слишком легок, чтобы говорить о нем всерьез. Сядьте в поезд и посмотрите, чем занимаются там люди всех возрастов. Читают, что-то смотрят, многие – играют. Посмотрите на эту армию женщин, которые сосредоточенно собирают «три цвета в одну линию». Если вы спросите у них: «Игры – это увлечение для подростков?», то, поверьте, многие согласно кивнут. Они просто не осознают, что игры – это уже часть их повседневной жизни. Стереотип, что игры – это когда прыщавый подросток расстреливает из автомата монстров, еще жив. Поэтому все, что не вписывается в эту малаховскую картину мира, считается как бы «неиграми». Но даже «посади на своей ферме цветы» – это игры, которые не менее важны для индустрии, чем то, что мы традиционно под ними подразумеваем. Поэтому – да, женщине есть место в этой системе развлечений.

– Если ввести в поисковик запрос «игры для девочек», получишь в ответ тонны ссылок на розовые флеш-игры про кормежку единорогов и переодевание кукол. Это и есть лицо индустрии компьютерных игр для женщин?

– Введите в поисковик запрос «игры для мальчиков» – и вы увидите тонны ссылок на различные «убей 10 инопланетян». Эти сайты рассчитаны на детей, поэтому, конечно, для девочек считается более логичным играть в «переодевание кукол», как вы выразились. Но это имеет такое же отношение к лицу индустрии «игр для женщин», как плохие стихи, опубликованные на сайте Проза.ру, к Ахматовой.

– Появление женского контента изменило индустрию в целом? Мир игр никогда не будет прежним?

– Женщины – это одна из важнейших групп потребителей всего в мире. На самом деле именно женщины – двигатель торговли. На них рассчитана почти вся реклама (за исключением разве что алкоголя и автомобилей). Поэтому игровая индустрия с радостью восприняла увеличивающийся процент женщин-игроков. Во многом на них работает индустрия мобильных игр: от простых пазлов до сложных экономических стратегий. Как я уже говорил, растет процент женщин-игроков, которые покупают мощные компьютеры и консоли. Именно поэтому роль женщины в играх возрастает, разработчики постепенно отходят от практики «женщина – исключительно сексуальный объект, часть декорации». Просто потому, что женщины приносят игровым компаниям сотни миллионов долларов. И никто не готов терять эти деньги, оскорбляя или принижая достоинство столь щедрой публики. А нравятся женщинам самые разные проекты: одна с удовольствием бегает с топором наперевес за драконами, другая проводит время за рулем виртуального авто. Хотя ролевые игры, особенно с большим миром, где можно строить почти реальную жизнь, скорее всего, наберут больше поклонниц, чем «стрелялки».

9ecc3f30b15104de9e53a9600b75fb0d copy

– Женщины отвоевали свое право на виртуальный мир. Правда, довольно странно. Когда говорят о женщинах в игре, в голову все равно приходит образ красотки-эльфа в бронированном лифчике…

– С женскими персонажами все сложно. Изначально, на раннем этапе развития индустрии, женские персонажи были нарочито сексуальными. Когда твоя основная аудитория – подростки, это логичный ход. Но те подростки давно превратились во взрослых мужчин, у которых есть жены, дочери. Да и сами девушки стали активной частью игровой индустрии. Появился запрос на новый тип женского персонажа. К примеру, все герои-женщины в постапокалиптичной The Last of Us, лучшей игре последних лет, – это образцы сильных, решительных, волевых женщин, которые гордо демонстрируют миру лучшие качества человека. Индустрия готова к сильным женским героям, более того – сама аудитория сделала запрос на их появление. Просто посмотрите на продажи The Last of Us – и вам все станет понятно. При этом не стоит уходить в крайности. Герои а-ля Лара Крофт всегда были и будут привлекательны, причем как для мужчин, так и для женщин. Или вы думаете, женщинам не нравятся красивые героини, у которых все в порядке с фигурой? В этом смысле игровая индустрия ничем не отличается от кино. Посмотрите на героев голливудских фильмов и кумиров молодежи – они мало отличаются от того, что вы увидите в играх.

– Существует своя Мэрилин Монро мира игр? Героиня, которая изменила мир?

– Из культовых женских персонажей многие, наверное, без подсказок вспомнят Лару Крофт, расхитительницу гробниц, которую в киноверсии сыграла Анджелина Джоли. Это, безусловно, знаковый игровой персонаж. Я хочу остановиться на нем подробнее. Когда-то, когда мир игр работал на подростков-мужчин, Лара Крофт была настоящим секс-символом индустрии. Простите за подробность, но десятки игровых изданий всерьез обсуждали размер груди виртуального персонажа и как она «росла» вместе с серией. И так было до 2008 года, когда вышла, как нам казалось, последняя игра серии. Почему мы так думали? Да просто Лара Крофт уже никому не была нужна. Она была не человеком. Она была героем-функцией с огромной грудью. Она могла жить только в мире подростков. Но эти подростки выросли и больше не хотели платить за столь плоское представление о женщине, ведь у них уже появились семьи, любящие люди. И вот в 2013 году состоялось возвращение Лары Крофт в игровую индустрию. И что мы увидели? Юный, живой, объемный персонаж. Просто девушка, попавшая в опасную передрягу. Которая плачет, которая мечтает выбраться из этого ада, чтобы начать жизнь заново. И ты вдруг понимаешь: перед тобой живой человек. И именно так к нему начинаешь относиться. Вот примерно на рубеже 2010-х годов отношение к женщинам в играх начало кардинально меняться. И теперь они – в массе своей не сексуальные объекты, а живые люди.

a1259c376dc12ce6ffab18336cdfbc01

– Интересно, многие ли кинолюбители знают, что это Анджелину Джоли подбирали под образ виртуальной девушки, а не наоборот? Кстати, бюджеты отдельных игр во много раз превосходят бюджеты голливудских блокбастеров…

– Кинорынок с большим удовольствием работает с игровыми компаниями. «Принц Персии», «Сайлент Хилл», «Обитель зла» и десятки других лент сняты по играм, а не наоборот. К съемкам привлекаются ведущие голливудские актеры. Анджелина Джоли в роли знаменитой расхитительницы гробниц. Или Мила Йовович, кажется, ставшая главным истребителем зомби. Можно ли назвать этих персонажей слабыми или второстепенными? Конечно, нет. Это сильные женщины, что в кино, что в жизни, что в играх. То, что разработчики и режиссеры часто ставят на женских персонажей, – логично. Ведь только женщина может совмещать пленительную красоту и железный характер. Только женщина может быть и обольстительной, и смертельно опасной. Классический мужской персонаж такого типа – что-то среднее между обезьяной и австралопитеком. Это танк, лишенный эмоций. Женщина же выглядит сложнее, интереснее, ее система ценностей и мотивов – вот что мы хотим понять, когда играем или смотрим «Обитель зла» и «Сайлент Хилл». Поэтому для меня нет ничего удивительного в том, что женские персонажи, перенесенные из игр в фильмы, запоминаются куда сильнее, чем мужские.

tombraider004wwwhqparadisehu

– Как выглядит твой личный топ-3 игр с самыми яркими дамами-героями?

– Это The Last of Us, Tomb Raider (2013) и Resident Evil: Revelations. Про них так или иначе я уже многое сказал. Добавлю только, что в The Last of Us помощница главного героя – Элли, девочка, от решений которой зависит судьба человечества. Она милая, веселая, как любой подросток. Но еще она честная и верная, преданная, напористая, умная. Она – мечта любого родителя, который воспитывает дочь. Она – залог успеха этой игры. И именно она сделала ее популярной во всем мире – как среди мужчин, так и среди женщин. Или возьмем героинь Resident Evil. Они сражаются на равных с мужчинами против армии зомби.

Все эти героини отважны, сильны. Они не хлюпают носом, не распускают нюни. И при этом – образчики женственности и красоты. Абсолютный типаж «и в горящую избу». Такие примеры я могу приводить сотнями.

76946_WorldOfTanks-Logo-01Танкистки

Бравые покорительницы виртуальных радостей увлечены не только ролевыми и приключенческими играми. Дамы отвоевали свой островок даже в совершенно мужском мире легендарной игры World of Tanks.

– Несмотря на все стереотипы, в «Танки» играют не только мужчины. Любительниц военной техники не так много, но они есть, – поделился с «Городом женщин» Head of Community в Wargaming Юрий Курявый. – По итогам последних исследований, около 2% нашей аудитории – девушки. По странам детальная статистика не выводилась. Если говорить в целом, то топ-3 «женских» стран – Россия, Украина, Беларусь (по убыванию). Учитывая небольшое количество танкисток, девичьего контента в игре нет. Однако можно говорить про особые дамские «фишки»: женские экипажи и надписи «Боевая подруга» на танках в World of Tanks. В Азии размах больше: тамошние геймеры могут устанавливать официальный мод Girls und Panzer и сражаться под анимешную озвучку, а также хранить танки в красивом полумультяшном ангаре.

Существует и неофициальный контент, который создают сами игроки. Например, всевозможные модификации танков. Как-то раз боевую машину раскрасили в яркий цвет и украсили ромашками. Есть довольно большое количество исключительно женских кланов: Frau Panzer– Bataillon, Walkure: Girls и другие. Попасть туда не так просто. Нужно как минимум быть девушкой. Наверное, каждый уважающий себя танкист знает или слышал про Анну Костенко. Девушка-стример раз и навсегда разрушила стереотип о том, что в World of Tanks могут играть только мужчины.

Беседовала Мария Малевич