KanaplevLaydik-1

Одежда. Vogue. Париж. Интервью с дизайнером Леной Цокаленко

Бренд lena tsokalenko не вписывается в общепринятые модные рамки. Именно обособленность и самобытное стилевое видение отражают концепцию марки и притягивают внимание со стороны. В нашей беседе дизайнер делится впечатлениями от проекта Trano? Femme, рассказывает о своих коллекциях и о том, что такое опыт. 

– Как вы считаете: преуспев за границей, может ли дизайнер обеспечить себе определенный статус на родине?

– Я считаю, конечно, да.

– Каким образом зарубежный опыт влияет на развитие бренда lena tsokalenko?

– В первую очередь это мой личный опыт. Хочу процитировать Леонардо да Винчи: «Опыт не ошибается, ошибаются только ваши суждения, которые ждут от него то, что он не способен дать. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня его в обманчивости. Нет действия в природе без причины; постигни причину – и тебе не нужен опыт…»

– А помимо того что это опыт для вас как личности, как влияет это душевное обогащение на вашу работу, одежду, то, чем вы занимаетесь?

– Я не могу сказать, что это душевное обогащение. Душевное обогащение – это поход на выставку в музей. Для меня опыт связан с моей профессией. Когда я в первый раз поехала на Неделю моды в Москву, то получила сильные эмоциональные ощущения. Для осязаемого эффекта все должно происходить несколько раз. Только тогда можно смело анализировать, перечислять то, что принес опыт. 066 ART3637

– Как вам удалось принять участие в Trano? Femme в Париже? Вас пригласили в проект или вы подавали заявку на участие?

– Сначала я подала заявку на участие, затем ее поставили в лист ожидания – подтверждение пришло спустя пару недель. Не скрою, я очень хотела попасть на Trano?. Это ориентир для большинства крупных байеров. Мне очень импонируют стиль, концепция, история этого проекта. Его креативный директор Арман Хадида уже более 30 лет содействует модным брендам в слиянии креатива и бизнеса. Он ввел в оборот понятие concept store, с основанием L’?claireur – сети «модных пространств», где одновременно можно приобрести одежду, аксессуары, парфюм… Как правило, это предметы, уникальные в своем роде. Во многом благодаря его семье это направление сейчас очень развито. Могу сказать, что продажи у французов на уровне совершенства: хочешь того или нет, в магазине оставишь деньги. 056 ART32

Trano? Femme проходит четыре раза в год: два сезона pre fall, зимний и летний салон. В дополнение к парижским выставкам салон дважды в год открывают в Нью-Йорке. В каждом из этих городов Trano? совпадает с Неделей моды, поэтому выставка привлекает максимальное количество байеров. Парижский Trano? проходит одновременно на трех площадках. Мне повезло оказаться там, где я хотела быть: в Palais de la Bourse.

– Почему вам хотелось быть именно в Palais de la Bourse? Это место особенное?

– Перед тем как поехать в Париж, я консультировалась по поводу места с наибольшей концентрацией новых дизайнеров. Мне сказали, что эта площадка лучше всех остальных, поэтому выбор был очевиден. 018 ART11

– Не отходя от темы байеров, как вы считаете, почему на белорусской Неделе моды нет иностранных байеров?

– На это влияет множество факторов. Мне кажется, что организаторы BFW делают очень многое, но не все обстоятельства зависят от их усилий. Размышляя о Белорусской неделе моды, я считаю, что нападать на нее неправильно. Для того чтобы проект увенчался успехом, необходимо прилагать общие усилия, а не ждать, когда произойдет промах.

– Расскажите о коллекции весна-лето – 2016.

– Я делала ее, опираясь на внутренний импульс, который зачастую не имеет отправной точки. На этот вопрос можно ответить, когда находишься с головой в процессе, а если все прожито, сложно воспроизвести первоначальные эмоции. Эта коллекция создавалась специально для Trano? Femme. Возможность участия в нем на тот момент, когда я начала об этом думать, равнялась полету в космос. Футуристическая тема проявилась сама. 042 ART25

– Сколько времени понадобилось на подготовку коллекции?

– Я не засекала время. Естественно, перед тем как начать что-либо делать, все прокручивала несколько раз в голове. Процесс осмысления всегда занимает разное время. Я никогда не начинаю работу в неуверенности или сомнениях, но в то же время не буду откладывать процесс, если желание есть здесь и сейчас.

– Как парижская публика приняла вашу коллекцию?

– Публика вовсе не парижская, она интернациональная. Мне казалось, что столько различных национальностей, движимых чем-то единым, я встречала в последний раз при восхождении на гору Моисея. Публику на Trano? составляли японцы, корейцы, американцы, представители европейских стран… И все посетители имели бейдж Buyer. Так много байеров я не видела еще нигде! В поле моего зрения находились дизайнеры из различных стран: Корея, Япония, Испания, Италия, Греция, Голландия, Америка – это лишь те, кто был со мной в одном зале. Внимание байеров к нам было примерно одинаковым. KUFAR_000 99

– Можно ли приобрести вещи бренда lena tsokalenko за пределами Беларуси?

– Да, можно. В Москве бренд представлен в нескольких магазинах, один из которых – культовый concept store Le Form: в нем представлены такие бренды, как Comme de Garsons, Dries Van Noten, Marni и многие другие. Если говорить о Европе, то на выставке мне поступили заказы из бутиков Сан-Марино. Наибольшее внимание я заметила со стороны Италии. Вместе с тем стало очевидным то обстоятельство, что я не могу конкурировать с европейскими дизайнерами по ценовой политике. Внутри Европы передвижения материалов и готовой продукции не облагаются дополнительными пошлинами, поэтому себестоимость изделий значительно ниже.

– Где, помимо Москвы, вы хотели бы представлять свои коллекции?

– В первую очередь я хочу, чтобы мои вещи были представлены в тех местах, где они будут востребованы.

– Какие преимущества для бренда вы можете выделить после публикаций в хронике российского издания Vogue?

– Vogue публикует мои коллекции уже четыре сезона. Думаю, это значимо для продвижения бренда в Европе, а в городе Минске вызывает, скорее, удивление. KAN_2210

– Как вы считаете, случай с Vogue – спонтанное везение или результат многолетней работы?

– Я думаю, что спонтанное везение – это и есть результат многолетней работы.

– Ваша коллекция FW 2016/17 пропитана восточным колоритом. И она не первое доказательство того, что вы движетесь в особом направлении, удается ли его вписать в актуальные модные тенденции?

– Я не могу ее никуда вписывать, это уж точно. Мое дело – создавать, а вписывать коллекцию в тенденции не моя обязанность. Для этого и есть Vogue. KUFAR_000 435

– Платья-сари, восточные шаровары, прозрачные и струящиеся ткани из вашей коллекции – немного неожиданный гардероб для белорусских реалий. На ваш взгляд, сумеют ли белорусские девушки пойти на эксперимент с индийскими мотивами? 

– Белорусские девушки много путешествуют… Мне кажется, они справятся.

– В каких странах вам бы хотелось принять участие в Неделе моды?

– Сейчас меня больше интересуют продажи, нежели участие в модных неделях.

Беседовала Екатерина Пирожок.

Фото: Максим ШумилинKANAPLEV+LEYDIK.