Знаменитый знак Осторожно, тролли_Дорога троллей-copy

Норвегия: как получить максимум за минимум

Побывать в Норвегии – мечта многих. Однако главным препятствием на пути осуществления этой мечты является сверхдороговизна скандинавской страны. Мы – две молодые и легкие на подъем семьи в составе четырех человек – решили-таки позволить себе Норвегию, а заодно проверить, можно ли впечатляюще отдохнуть в одной из самых дорогих стран мира с минимальным бюджетом. Нет, нам не было жалко денег, более того, мы взяли с собой достаточно средств. Но ведь дорого может каждый, а вот без ущерба для бюджета – нужно постараться. Если хотите знать, как получить массу удовольствия от путешествия по Норвегии на собственном автомобиле и уложиться в тысячу евро на двоих, – мой рассказ для вас. 

долина ледника Йостедалсбреен

Долина ледника Йостедалсбреен

Подготовка

Готовиться к поездке мы начали заранее. За несколько месяцев купили билеты на паром через онлайн-сервис (туда: Рига – Стокгольм, обратно: Нюнесхамн – Вентспилс). Разработали общий маршрут и отдельно – маршрут по Норвегии (его смотрите на карте): Минск – Вильнюс – Рига – Стокгольм – Норвегия – Стокгольм – Нюнесхамн – Вентспилс – Вильнюс – Минск. В нашем распоряжении были 10 дней, и мы решили использовать их максимально эффективно.

От посещения крупных городов (в том числе Осло) и архитектурных достопримечательностей мы отказались изначально. Мы хотели открыть для себя именно природу и изумительные ландшафты Норвегии, надышаться кристально чистым воздухом гор, насмотреться на пронзительную голубизну фьордов, испытать на себе всю суровость скандинавского лета, провести романтические ночи в палатках и, конечно же, поймать «золотую рыбку», то есть представителя лососевых.

Вид со смотровой площадки исторического отеля Сталхейм

Вид со смотровой площадки исторического отеля Сталхейм

Закупили необходимое для активного отдыха и самостоятельного путешествия снаряжение: палатку, надувные матрасы, теплые спальники, удобную для долгой ходьбы обувь, утепленную одежду, дождевики. Если большинство из перечисленного у вас уже есть – сэкономите приличную сумму. По поводу обуви скажу отдельно: если у вас нет горных ботинок – обязательно приобретите, без них нечего делать на горных тропах. Также мы позаботились о провианте: часть продуктов купили в Беларуси, все остальное – в Литве перед отъездом.

хютта_домик для туристов

Хютта — домик для туристов

Здравствуй, Норвегия!

Долгожданный день наступил, и мы отправились в путь: из Минска доехали до Риги (ночь провели в Вильнюсе), а уже из Риги на большом грузопассажирском пароме – в Стокгольм. 12 часов ночной переправы через Балтийское море – и мы уже в Скандинавии. Швеция встретила нас дождем, поэтому уделить время ее красотам мы решили на обратном пути. Впереди нас ждала Норвегия! Первое впечатление при въезде в эту страну было двояким: голые скалы, каменистая почва, узкие дороги, почти полное отсутствие людей на улицах и дождливая серая погода.

Маршрут по Норвегии

Наш маршрут по Норвегии

Но уже через какое-то время ландшафты начали меняться, перед нами выросли живописные горы с заснеженными вершинами, появились люди и ухоженные домики, дождь прекратился, погода прояснилась. В первый день в Норвегии мы решили не экспериментировать с ночевкой под открытым небом и заранее забронировали домик в одном из кемпингов, куда и направились. Норвегия на самом деле – рай для туристов: все продумано до мелочей и для максимального удобства. Найти место для отдыха и ночевки проще простого: здесь огромный выбор отелей и кемпингов на любой вкус и карман. Местные жители также сдают домики в аренду. Более того, Норвегия – свободная зона. Это значит, что вы можете поставить палатку хоть в поле и жить в ней, сколько вам заблагорассудится, главное – убедиться, что вы не на территории частных владений. За время путешествия мы несколько раз ночевали в палатках на территории кемпингов (в кемпингах есть все необходимое для комфортного пребывания: кухни, души, туалеты, прачечные с самообслуживанием), а также в домиках, или так называемых хюттах (от норв. hytte). Аренда места под двухместную палатку стоит 150–170 крон в сутки, домика – 500–1000 крон (зависит от местности, условий и хозяев).

Это стоит увидеть

Норвегия – одна большая достопримечательность. Здесь бесчисленное количество мест, которые нужно посетить. Я назову лишь малую часть тех, которые мы успели увидеть.

Национальный парк Йостедалсбреен

Здесь находится самый большой материковый ледник Европы – Йостедалсбреен, общая площадь которого составляет примерно 480 кв. км. На въезде в парк расположен Музей гляцеологии, где можно не только узнать интересные факты о ледниках, но и купить билеты для восхождения на один из языков ледника или заказать экскурсию. У нас, к сожалению, не было специальной экипировки, поэтому пронзительно-голубой красотой Йостедалсбреена мы любовались издалека.

Ледник Йостедалсбреен_еще один вид

Ледник Йостедалсбреен

Снежная дорога

Ее можно увидеть, если ехать в объезд Лердальского тоннеля (самого длинного автомобильного тоннеля в мире). Протяженность Снежной дороги составляет 48 километров, максимальная высота над уровнем моря – 1306 метров, и даже в разгар лета по бокам дороги лежат трехметровые сугробы. До строительства Лердальского тоннеля этот горный перевал был единственной дорогой, которая связывала Осло и Берген. Из-за обильных снегопадов и схода лавин дорогу зимой почти всегда закрывали, добраться до городов можно было только на паромах. Сейчас Снежная дорога – туристическая достопримечательность, а также излюбленное место экстремальных велосипедистов. Заканчивается дорога впечатляющей смотровой площадкой Стегастейн, выполненной в форме огромного деревянного моста со стеклянным ограждением в конце. С этой площадки открывается изумительный вид на Эурланн-фьорд. Проехать по Снежной дороге можно с июня по сентябрь.

Снежная дорога

Снежная дорога

Трасса 55

Эта дорога впечатляет даже больше, чем Снежная. Кроме того, это не просто туристический объект (признан Национальным туристическим маршрутом), а оживленная трасса, связывающая несколько городов и районов: трасса 55 пролегает между Лустером и Ломом, ведет в Национальный парк Йотунхейм и является самой высокогорной дорогой в Северной Европе. Максимальная высота над уровнем моря – 1430 метров. Пока мы ехали, перед нашими глазами сменились три поры года: лето, весна и зима, открылись самые разнообразные живописные виды: от покрытых вечными снегами и льдами гор до пустынной тундры и пышно цветущих садов. Стоит ли рассказывать про многометровые сугробы вдоль дороги, крутые серпантины и уклоны, бушующие горные реки и бесчисленные водопады!

один из видов трассы 55_по пути к Гейрангер-фьорду

Один из видов трассы 55 по пути к Гейрангер-фьорду

Гейрангер-фьорд

По праву является одним из самых живописных и наиболее посещаемых норвежских фьордов. На окраине Гейрангер-фьорда, где в него вливается река Гейрангелва, находится деревня Гейрангер, от которой фьорд получил свое название. В 2005 году фьорд и прилегающие к нему территории были внесены в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО. Именно этот статус сегодня препятствует реализации плана местных властей по строительству линий электропередачи через фьорд.

Гейрангер-фьорд_Семь сестер_Вид 2

Гейрангер-фьорд. Семь сестер

В этой местности большой выбор кемпингов, мы остановились на территории одного из самых красивых и приемлемых по цене. Прямо на берегу фьорда также есть кемпинги. В одном из них мы арендовали небольшую моторную лодку на час и полюбовались знаменитыми водопадами Гейрангер-фьорда – «Семью сестрами», «Женихом» и «Фатой невесты» – в максимально возможной близи, а также словили волну от проплывшего мимо круизного парома. Непередаваемые ощущения!

Тропа троллей (другие названия: Лестница троллей, Дорога троллей) и ее окрестности

Тропа троллей (построена в 1936 году для сообщения между двумя долинами – Румсдален и Валлдален) захватывает дух сразу и держит в пограничном состоянии между ужасом и восхищением до окончания пути! Максимальная широта дороги – 3,3 метра, высота над уровнем моря – 858 метров. Добавьте к этому сильную туманность, моросящий дождь и серьезное ДТП на одном и без того узких участков дороги – и вы поймете весь спектр наших чувств во время езды по тропе. Остроту ощущениям прибавили ограждения, точнее, их почти отсутствие: в качестве барьеров служат или крупные камни, специально установленные по краю дороги и вросшие за десятилетия в землю, или просто воздух в самом прямом смысле слова. На середине пути построен мост через водопад Стигфоссен, который во всей красе можно увидеть на смотровой площадке на вершине при хороших погодных условиях. На въезде установлен знаменитый знак «Осторожно, тролли». Маршрут открыт только с мая по октябрь.

Дорога троллей

Дорога троллей

Исторический отель Сталхейм

Отель был построен в 1855 году и в настоящее время входит в Мировой список исторических отелей. Здесь отдыхали, а также проводили праздничные церемонии многие королевские и княжеские семьи. В отеле любил останавливаться последний император Германии и король Пруссии Вильгельм II, в честь которого здесь установлен мемориальный камень. Отель расположен в сказочно живописном месте: сюда за вдохновением и прекрасными видами приезжают не только туристы со всего мира, но и многие художники и артисты. В Музее народного искусства, который находится в отеле, можно проследить всю историю Норвегии. Не менее впечатляет дорога-серпантин, ведущая от отеля вниз и соединяющая с главной дорогой, – также историческая достопримечательность.

Эурланн-фьорд_смотровая площадка Стегастейн

Эурланн-фьорд. Смотровая площадка Стегастейн

14 фактов о Норвегии, проверенных на себе

  • Норвегия не является членом ЕС, но входит в зону Шенген, поэтому для въезда в страну подходит обычная шенгенская виза (исключение – Шпицберген и Медвежьи острова).
  • Национальная валюта – норвежская крона (примерный курс: 1 евро = 8,5 кроны). Поменять валюту в самой Норвегии – еще та задача. Отделения банков есть только в городах, и они работают, как правило, до 15:00. Банкоматы найти немного проще: например, в некоторых супермаркетах или на заправках. Повсеместно распространен безналичный расчет. Наличные нужны преимущественно для мелких расходов (например, для оплаты проезда в общественном транспорте) и «на всякий случай». Наш лайфхак: мы обменяли евро на норвежские кроны в Вильнюсе, а по возвращении – оставшиеся кроны снова перевели в евро (получилось достаточно выгодно и удобно).
  • Норвегия на самом деле очень дорогая страна. Для примера: в магазине свежий хлеб стоит 25–40 крон, бутылка слабоалкогольного пива объемом 0,33 л – столько же, рыба (свежей почти нет, в основном замороженная) – в среднем 150 крон за килограмм. Кофе на заправке стоит вполне приемлемо – 20 крон, зато один гамбургер – столько, сколько полноценный обед или ужин на двоих в хорошем ресторане, например, в Вильнюсе. В Норвегии мы покупали только молочную продукцию (она очень вкусная!). Во время всего путешествия использовали купленные в Беларуси и Литве продукты и готовили сами.
  • Норвежцы – приветливые люди, но отнюдь не дисциплинированные водители, как это принято писать во многих туристических путеводителях. Видели бы вы, как лихо они подрезают и обгоняют на трассе, я уже молчу про езду по горным серпантинам. Думаю, местные СТО точно не жалуются на отсутствие заказов, особенно – по замене тормозов. К слову, в Норвегии очень распространены электромобили, в первую очередь «Тесла».
  • Экстремальность – главная отличительная черта местного населения. Об этом говорят не только любовь к быстрой езде, но и одиночные дома, построенные в самых невероятных местах, в том числе на обрывах и посреди пустынной местности высоко в горах. А увидеть норвежца, совершающего прогулку с собакой или пробежку при самых неблагоприятных погодных условиях, – обычное дело.
  • Дороги в Норвегии очень хорошие и платные. Оплата производится с помощью специальных видеокамер, которые установлены прямо над шоссе и считывают номера проезжающих автомобилей. Мы заранее зарегистрировались на специальном сайте (www.autopas.no/en) и внесли данные банковской карточки, с которой система затем списала требуемую сумму. Стоимость дорог везде разная: на одних участках она составляет 15–30 крон, на других – 50, а иногда и 150 крон. Скоростной режим: в городах – до 50 км/ч, по шоссе и в тоннелях – до 90 км/ч. Въезд в Осло и большинство крупных городов – платный.
  • До настоящего времени многие норвежские города связывают только паромные переправы. Стоимость одной поездки – 150–170 крон. Как правило, паромы ходят быстро и часто: если вы опоздали на один, следующий придет через 20–30 минут.
  • Тоннели. Короткие и длинные, широкие и узкие, с круговым движением и разноцветной подсветкой. Через один из самых длинных автомобильных тоннелей в мире – Лердальский тоннель протяженностью 24,5 км – мы не проезжали, предпочли более долгую и живописную дорогу в объезд. Тоннели впечатляют только поначалу, через некоторое время от них на самом деле устаешь. Кстати, в случае нештатной ситуации в тоннеле воспользоваться аварийными выходами не получится – там их нет. Единственный способ выбраться наружу – добраться до одного из двух выездов. Выражение «свет в конце тоннеля» здесь воспринимается на полном серьезе.
  • Оригинальные дорожные знаки: «Осторожно, лоси», «Осторожно, снегоходы», «Осторожно, тролли» с соответствующим изображением. По поводу лосей: на нашем пути не встретился ни один сохатый. Тем не менее до сих пор в Норвегии лоси – одна из основных причин ДТП, поэтому бдительность не теряйте.
  • Оптимальное время для посещения страны: с начала июня до конца сентября. В остальные месяцы тоже можно, но большинство горных дорог, природных достопримечательностей и кемпингов будут закрыты. Самым теплым месяцем считается июль, но он же и самый дождливый. Мы были в середине июня.
  • Температурный режим в Норвегии неустойчивый: погода меняется очень быстро, днем запросто может быть +25 °С, а ночью – +3 °С. Нам с погодой, можно сказать, повезло: первые четыре дня было тепло и солнечно, последние два постоянно моросил дождь, облака низко опустились и вызвали сильный туман, дневная температура в среднем составляла +14 °С.
  • Лето в Норвегии – это белые ночи и почти круглосуточное пение птиц. В десять-одиннадцать вечера кажется, что еще только «около шести». Тем не менее отсутствие темноты нам спать не мешало: обилие свежего воздуха и постоянное движение к вечеру так обессиливали, что как только голова касалась подушки – засыпали моментально.
  • Рыбу ловить можно почти везде, но везде ее не поймаешь. Если серьезно настроены порыбачить, запаситесь снаряжением для глубоководной ловли, ищите местных рыбаков и спрашивайте у них про рыбные места. На крайний случай, у этих же рыбаков можно купить рыбу по вполне нормальной цене (в магазине, к слову, выбор очень скудный, а цена иногда выше, чем в Беларуси).
  • Общая стоимость поездки на двоих взрослых составила без малого тысячу евро. Сюда вошли трансфер («зеленая карта», паромные переправы), топливо, оплата дорог, продукты, пребывание в Норвегии, Швеции (один день) и Литве (два дня), снаряжение (палатки, одежда и прочее). Поэтому, если отдых в палатках и специфические условия комфорта вас не смущают, покорить Норвегию с минимальным бюджетом – вполне реализуемая задача. Дерзайте!

Текст и фото: Наталья Гантиевская