+IMG_9388 copy++

Наталья Романова: «Искренне не понимаю выражения «сильная женщина»

За ее плечами 20 лет в Академии мюзикла «Ревю». А это – постоянные эмоции и растрата себя. Как совмещать роль начальника и при этом оставаться хрупкой женщиной, не превращать творчество в бизнес и найти золотую середину между работой и семьей? Художественный руководитель «Ревю» Наталья Романова поделилась своими секретами.

– Большинство людей знают вас именно как художественного руководителя «Ревю». А вы для себя прежде всего кто: творческий человек или женщина?

– Я считаю, что женщина и творчество – это совместимые понятия. И меня нельзя отделить от творчества. В любой женщине есть творческая составляющая: она искусница, актриса по жизни. Поэтому это всегда одно целое. А в «Ревю» я не только художественный руководитель, я – основатель и учредитель данного проекта.

+IMG_9311

– Вам приходится переключаться внутренне, когда вы заходите в стены театра или возвращаетесь домой?

– Я сама себе не изменяю, но дома могу позволить себе расслабиться. Просто замолчать и не говорить, быть очень пассивной, в отличие от рабочего времени. Еще даже по дороге домой я чувствую себя бодренько, а как только оказываюсь в родных стенах, мне хочется молчать и находиться в тишине. Поэтому, конечно, того запала эмоций, той энергии, которую получают от меня люди в театре, зачастую не хватает близким.

– Как часто вы слышите от родных фразу: «Работу нужно оставлять на работе»?

– Постоянно. Я над этим работаю. Изначально у меня вообще это не получалось – разделить понятия «работа» и «дом». Потом изредка стало удаваться. Но когда речь идет о каких-то масштабных проектах, отделить одно от другого, естественно, невозможно. Да и нужно ли? В моем случае театр является и хобби, и досугом, и любовью. Как правило, усталость испытываю от переизбытка общения с людьми.

Вот этот момент стараюсь контролировать, находясь дома, с семьей, и максимально ограничиваю себя от телефонных разговоров, почтовой переписки и т. д. У многих людей стираются грани личного пространства и приличия. Все желают получить оперативный ответ на письмо по электронной почте, на сообщение по «Вайберу», не учитывая времени суток. Такой подход мешает полноценной жизни и действует разрушительно на каждого из нас.

– Вы поете дома?

– Напеваю или подвываю (улыбается). Если честно, даже в машине музыку не слушаю. Не переношу громких звуков на домашней территории. Учитывая то, что я вокалист и преподаватель по вокалу, в театре есть моя гордость – ученики-индивидуальники, я и так очень много слушаю музыки, она на работе со всех сторон. Театр – это улей, в котором все работает, все звучит, все играет.

Из каждого класса доносятся звуки музыки и голоса, степ хореографов. Поэтому дома я стараюсь находиться в полной тишине, напеваю, только если по делу в ванной, потому что там хорошая акустика. А после того как отдохну (мне нужен для этого большой промежуток времени – недели две-три), пою с большим удовольствием романсы. Сажусь за инструмент и наслаждаюсь, изливаю свою душу благодаря прекрасным текстам и музыке.

+IMG_9274

– Любой творческий человек – это комок нервов, эмоций, переживаний. Вы можете в любой момент заплакать, засмеяться или загрустить?

– Когда я нахожусь в творческом процессе, такое бывает. И зачастую, если мы работаем с учениками и произведение трогает, мы плачем. Плачут дети, я. И со стороны это может показаться слегка ненормальным, но зато искренне.

Также обожаем делиться позитивом и положительными эмоциями со зрителем. Но со временем, становясь взрослее, мудрее, я чувствую, что могу контролировать свои эмоции. Да и понимаю, что не всегда их нужно растрачивать, потому что не будет хватать на самые важные моменты.

– А что для вас самые важные моменты?

– Это сохранить себя для близких людей, для общения с сыном, родителями, моими коллегами, друзьями. Я наслаждаюсь эффектом контроля эмоций. Можно сказать, это маленькая победа над собой.

– Как вам удается каждому (и родным, и воспитанникам в театре) дарить свои эмоции?

– Удается, но не всегда. Театр очень много забирает энергии, ее зачастую не хватает дома. Но мы с домашними, чтобы восполнить хорошие эмоции, впечатления, стараемся путешествовать. И за счет этого обновляемся, идет подпитка. Нам неважно, куда ехать. Мы просто наслаждаемся путешествием, дорогой. И вот тогда в машине звучит музыка, мы радуемся жизни, красоте, возвращаемся к себе.

– Понятно, что вам нужен отдых от театра. Но по прошествии времени чувствуете жгучее желание вернуться к работе, к своим воспитанникам?

– Если честно, такое раньше было практически на протяжении 20 лет. Но сейчас у меня есть желание выйти из этого колеса и посмотреть на все со стороны. Меняются ценности, приобретается жизненный опыт относительно происходящего.

Мне хочется все это структурировать, возвести в рамки, ранги, чтобы театр функционировал, работал и творил независимо от меня. Для этого ко всему процессу нужно подойти разумно и выйти из него, посмотреть со стороны, проанализировать и создать систему.

– Почему возникло желание «выйти из колеса»?

– Потому что люди не вечны. А сама идея театра и то, что в нем происходит, это достойная идея. И мне бы хотелось, чтобы независимо от моего настроения, местопребывания театр работал и продолжал нести творческую идею, образовательную, чтобы дети развивались, ставили мюзиклы.

И мне хочется расти, развиваться, создавать подобное за пределами Минска, так как мы интересны тем людям, которые понимают ценность творческого развития ребенка.

+ML1A9806 copy+

– В какой-то степени это может стать бизнесом. В таких реалиях и при таких условиях любой творческий человек может стать банальным бизнесменом.

– Я этого момента даже порой побаивалась. Если бы мне пришлось начинать именно с бизнес-подхода, возможно, ничего бы и не получилось. Я живу таким девизом: «Творческий подход к делу приносит достаток и успех». Только через призму творчества смотрю на многие вещи. Да, наш театр в какой-то степени можно назвать бизнес-проектом, потому что он частный, требует вложений, финансовой отдачи.

Но даже в этом случае нам надо быть честными с теми, кто к нам приходит. Если не будем искренни с детьми, родителями, честны к себе, никакого бизнеса не получится. Может, мы и живем уже 20 лет, потому что при любых обстоятельствах сохраняем добрую, здоровую и искреннюю атмосферу, которая не свойственна многим театральным коллективам в принципе.

Я себя бизнесменом назвать не могу. Да, стараюсь все структурировать, и в том числе благодаря этому у «Ревю» в коллекции есть золотые и серебряные медали конкурса «Бренд года», что уникально для творческих коллективов в Беларуси. Но в первую очередь иду вперед, реализовывая творческий потенциал. И к финансам отношусь творчески. Главное, чтобы их было достаточно для реализации мечты.

– Вы себя альтруистом можете назвать?

– Я им была 20 лет. Сейчас – нет, потому что я ответственна за своего сына, за его будущее. Хотела бы, чтобы его будущее было достойным, поэтому сейчас об альтруизме речь идет только в благотворительных целях.

+ML1A9916

– Ваши воспитанники в театре для вас кто: просто ученики или уже в какой-то степени свои дети?

– Зачастую коллеги. К ним я не отношусь как к детям. Всегда стараюсь дать им базу, но потом хочется, чтобы они развивались самостоятельно. Раньше говорила, что и как нужно делать, сейчас же мы делаем это вместе, и при этом я им даю полную творческую свободу.

– Для лучшего понимания друг друга вы стараетесь воспитанников поднять до своего уровня?

– Я не считаю себя планкой как таковой, наоборот, стараюсь обучаться постоянно. И мой уровень – это не предел. Когда получаю какую-то новую информацию, постоянно делюсь ею с учениками. А учитывая то, что они уже лауреаты и победители разных конкурсов, некая планка сама собой возникла в коллективе, которой многие стараются соответствовать.

– Вы боитесь момента, когда к вам придет понимание того, что вы достигли максимума?

– Как можно достичь максимума? Мне не понятна данная трактовка. Я очень требовательный к себе человек и всегда буду учиться. Нет предела совершенству. Если что-то уже создал, переходи на новую ступень. Мне еще много нужно работать, чтобы достичь определенного уровня.

– Работа с детьми и в творчестве – это в большей степени психология. Вы себя никогда не ощущали психологом?

– Если честно, отчасти. Я люблю слушать, наблюдать, анализировать. Без знания возрастной психологии невозможно себя назвать педагогом. Но и к разряду психологов отнести себя тоже не могу. Определенные знания, опыт, интуиция и звание мамы – все это помогает в работе с людьми.

-ML1A9740

– Есть люди, от которых вы черпаете вдохновение?

– Есть, но их немного. Меня окружают очень интересные люди. Но, скажу честно, я уже достигла такой ступеньки, когда сама могу выбирать окружение, что мне также приносит большое удовольствие.

– Вы сильная женщина?

– Даже не знаю. Я искренне не понимаю такой трактовки. Вообще считаю, что сила женщины заключается в ее слабости, но стараюсь достойно бороться и переживать все жизненные трудности.

– А бывают у вас моменты в жизни, когда вам необходимо рядом плечо, чтобы банально поплакаться?

– Бывали и бывают. И не только дома, но и на работе. И, по-моему, это нормальное явление, за которое не может быть стыдно. Конечно, можно играть определенную роль всю жизнь, но я так не умею. Тем более в творческой среде холодных отношений никто не терпит, взаимообмен эмоциями должен быть.

Я всегда искренняя, порой резка, иногда и плаксива. И свои эмоции я не скрываю, не боюсь показаться слабой на людях. Но при этом не раскрываюсь перед теми людьми, которым не доверяю.

– При знакомстве с новыми людьми насколько вам важно их первое впечатление о вас?

– Раньше было очень важно, в период становления. Старалась понравиться, произвести приятное впечатление, поэтому порой и выглядела нелепо. У меня был комплекс отличницы. Сейчас нет цели всем нравиться, ведь это и нереально. Просто нужно быть верным себе, своему делу, идее. В общем, не изменять себе и быть убедительным по жизни человеком.

– Вы можете себя сравнить с какой-нибудь знаменитой женщиной?

– Не сравниваю себя ни с кем, но мне очень близки идеи и жизненные позиции Ирины Хакамады. Я ее читаю с большим удовольствием. Мне близки ее 10 правил. Этот человек в жизни видел и взлеты, и падения. Восхищаюсь тем, как она держится, управляет собой, публикой, добивается своего и при этом наслаждается процессом.

+ML1A9757 copy+

– В чем заключаются эти 10 правил?

– Все не вспомню, но смысл некоторых передам. Мы должны делать то, что мы любим. Любой бизнес выстраивается через понятие «любимое дело». Если оно пока таковым не является, нужно найти возможность сделать его любимым. Ведь если мы не можем изменить обстоятельства, нужно изменить к ним отношение. И конечно, создавать определенный круг общения, чтобы наслаждаться процессом творчества и жизни.

Третий принцип касается финансов. Денег много не бывает, понятное дело, но их много и не нужно, потому что это определенная растрата энергии, сил. Денег нужно достаточно для того, чтобы просто жить полноценной жизнью и следовать своим интересам. А это семья, путешествия, комфортный дом.

– Как-то вы говорили: «В детстве я жила мюзиклом». Что это значит и применима ли эта фраза сейчас к вам?

– Я все время танцевала, где бы ни находилась, пела и танцевала, видела все яркими картинками. И постепенно эти картинки в моей жизни сбываются. Всегда любила жанр мюзикл, поэтому его так много в моей жизни. И картинки эти яркие также остались.

К примеру, дома у меня, согласно одной из картинок мюзикла, у окна обязательно должны стоять белый стол, два белых кресла, чашка кофе и развернутая книга, белый рояль у окна с видом на сад… Все складывается из мелочей. И это радует. Есть определенные картинки и мечты, и мне важно, чтобы они исполнялись.

– А какая у вас мечта?

– Хочу быть любимой мамой-другом для сына, помочь Антону реализоваться, радоваться мелочам, не разучиться мечтать. На склоне лет написать книгу.

– В театре вам нужно быть где-то властным и жестким руководителем, но при этом оставаться хрупкой женщиной. Удается совмещать в себе две ипостаси?

– Хрупкой женщиной я, наверное, никогда и не была, сейчас уже даже и не ранимая, к сожалению. А совмещать все это, думаю, мне удается. Все мои внутренние образы реализовываются через театр, все мои мечты, настроения. Часто спрашивают, кем бы я была, если бы не создала театр.

Наверное, дизайнером, открыла бы дом мод. Но я реализовываю себя через театр. Вижу образы и воссоздаю их на сцене. Мне этого достаточно для того, чтобы почувствовать себя комфортно. А вообще, считаю, что мало быть талантливым, нужно быть реализованным. И эта реализация идет только через определенные действия.

Беседовал Дмитрий Руто

Фото: Юлия Мацкевич