Безымянный

«Наша миссия: дать этим детям не рыбку, а удочку»: интервью с создательницей IT-лагеря для детей-сирот #YouСаn

В самый разгар лета – в середине июля – 70 детей-сирот со всей Беларуси находили свое призвание в жизни. В течение 9 дней они получали новые знания, знакомились, пробовали и убеждались «Я могу!». Такой благотворительный проект, IT-лагерь для детей-сирот #YouСаn, прошел в стране уже во второй раз. Мы встретились с руководителем проекта Екатериной Бриль и узнали, как проходило обучение, что получили дети и как поддержать проект.

Как возникла идея проекта и почему именно IT-сфера?

Идея проекта возникла очень неожиданно. Раньше я работала в UNIHELP, где познакомилась с девушкой Анной-Марией, представительницей одной крупной компании. Анна-Мария предложила мне попробовать себя как волонтера в детском доме. Но когда она поделилась идеей со своими друзьями, те сказали, что это слишком просто и надо организовать свой проект. Так и возникла идея открыть лагерь. И так как Анна-Мария родом из Бреста, решили, что пригласим детей из Бреста и Брестской области.

Почему IT сфера? Здесь вообще всё просто. Потому что как правило у таких детей очень приземленные понятия и желания.

Они мечтают стать поварами, потому что у них всегда будет еда. Или швеями, потому что у них всегда будет одежда.

Если ребенку повезло и его забрала приемная семья, и родители сами по себе люди очень амбициозные – они будут тянуть его за собой. Но не у всех такое. И наша задача показать, что есть другой мир – мир IT. Это не всегда программист. Это еще и интернет-маркетолог, и журналист, и дизайнер.

Наша миссия: дать этим детям не рыбку, а удочку. Ребята живут с таким пониманием, что им все должны. И искоренить это очень нелегко. Поэтому идея этого лагеря даже не в том, чтобы обучить ребят IT, а дать волшебный пендель, мотивацию к тому, что если ты чего-то хочешь, то надо брать и действовать. Мы помогаем, показываем своими примерами. Вот этому мы детей и учим.

Было ли сложно найти тех, кто поддержит проект – не только партнеров, но и людей, преподавателей? С какими сложностями столкнулись на этапе реализации?

Да, было нелегко. Если мы говорим про первый сезон проекта, то у нас были партнеры, с которыми было так: «Вот деньги – реализуем проект». Во второй раз, когда мы проводили #YouCan, столкнулись с тем, что о проекте никто не знал. Первый сезон проводился на раз. И тогда мы даже не задумывались о том, что может быть второй, третий… Но идея росла все больше и больше. И мы решили делать второй сезон.

Да, не все наши белорусские организации готовы поддерживать начинающий проект, потому что все хотят результатов сразу. А в таком деле результаты очень трудно получить. Хотя уже сейчас, когда проект закончился, я могу сказать: результаты есть, и они очень классные.

Когда я начала вести проект, мне было 23 года (сейчас, конечно, не старше – 24). И я столкнулась с тем, что тебя не воспринимают как человека, который сможет сам сделать крупный проект. И было пару встреч, куда я приглашала своего друга в солидном костюме. Представляла его как финансового эксперта и продолжала рассказывать о проекте. И это воспринималось уже серьезнее.

67167872_375771433362630_8608597015175102464_o

Есть ли подобные проекты за рубежом? Чей опыт можно было бы перенять.

Опыт всегда есть у кого перенять. Например, в России действует фонд «Арифметика добра», миссия которого – помочь детям-сиротам найти место в жизни. Но скажу еще: опыт можно и нужно перенимать не только у подобных проектов. Есть и другие фонды, которые сами по себе делают крутые фандрайзинговые вещи: как они доносят свои идеи до общественности, как общаются с донаторами и так далее. Учиться надо у тех, кто стал примером в некоммерческом секторе.

Как проходит отбор детей и сколько проходят обучение по итогу? Как вы называете их – студенты, ученики, воспитанники лагеря?

Отбор детей в этом году проходил довольно интересно, и я могу сказать, что успешно. Обратились в Министерство образования с просьбой оказать информационную поддержку для того, чтобы они направили письма о проекте во все соответствующие учреждения (дома семейного типа, дома-интернаты, приемные семьи и так далее). Ребята узнавали о проекте со слов социального педагога, у которого был пакет документов о проекте. Они доводили информацию до детей, а потом им предлагали пройти профориентационное тестирование. Кстати, эти тесты были созданы еще во время Второй мировой войны. Когда начало не хватать мужчин старшего возраста, стали отправлять детей. Но для того, чтобы понимать насколько этот ребенок сможет справится, например, с управлением самолета, ему давали пройти такой тест. Он показывал его природную предрасположенность к каким-либо сферам науки, деятельности и так далее. Как результат – его не отправляли туда, где он ничем помочь не сможет. Его направляли в то место, где он проявит весь свой интеллектуальный, творческий и эмоциональный потенциал. Вот по какому принципу работают эти тесты.

Так мы отобрали 150 детей. Но у нас не получилось пригласить их всех в лагерь, потому что столкнулись с проблемами: то ребята сами не хотят, потому что здесь надо учиться, а в другом летнем лагере – отдыхать. А было и такое, что сами приемные родители говорят: «Вот нарассказываете ей про IT и что нам потом с этим делать? Нет, пусть будет швей».

А называем мы их не студентами или учениками, а юкэновцами!

67384358_377608286512278_5016681827914481664_o

С какого возраста принимают в лагерь?

Так как мы рассказываем ребятам о профессиях, то мы нацелены на возраст 13-16 лет. Конечно, очень здорово брать детей помладше (с 8 лет, например) и курировать их, потому что потенциал нужно развивать с самого раннего возраста. Но это очень затратно. Пока у нас нет такой поддержки со стороны партнеров, государства.

IT-сфера – это все-таки больше про мальчиков. Поступают ли девочки и что они там делают?

У нас лагерь не специализируется чисто на IT. У нас IT и около IT-сфера. Всего в первом сезоне было 70 детей. И девочек даже чуть больше было.
Во втором сезоне мы обучали ребят по 6 направлениям: финансы, маркетинг, программирование, веб-дизайн, журналистика, SEO и SMM. Девочки были склонны к журналистике, а мальчики – к разработке сайтов. Всего было 6 команд, и каждый юкэновец изучил все дисциплины, но у команда была своя задача – создать свой проект, посвященной одной из 17 целей устойчивого развития. И здесь уже у каждого была своя роль, каждый выбирал то направление, которое понравилось больше всего.

Как устроен учебный процесс? Сколько дней длится программа, какие уроки есть?

Программа длилась 9 дней. В первой половине дня с 9 до 13 с детьми занимался образовательный центр «Адукар». Они готовят ребят к ЦТ, обучают тестировщиков, дизайнеров, интернет-маркетологов и т.д. Именно они и разработали программу для детей. И так как мы не знали уровень подготовки ребят (насколько они вообще понимают, что это такое, сталкивались ли с этим), программа была разработана таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь ребят. И не просто в виде теории. Вся теория сразу подкреплялась практикой – ребята переносили знания на свои проекты.

Во второй половине дня проходили лекции спикеров по разным тематикам. Это были практики, у которых команды спрашивали советы по улучшению их проектов. А еще – это те люди, которые могут замотивировать, вдохновить на первые шаги к действию. И мне кажется, что у них это получилось.

Лагерь в стандартном понимании – это ведь и жизнь вместе, культурная программа, дискотеки, отряды и вожатые. А как здесь построено свободное время учеников?

Да, у нас так все и было: были отряды, были воспитатели и вожатые. После обеда проходили мастер-классы: изготовление пряников, приготовление суши, уроки по стилю и макияжу, «настолки». Конечно же, еще были и дискотеки. В общем, они не скучали!

Но еще хочу добавить: все занятия, все мастер-классы выстраивались таким образом, чтобы все было взаимосвязано и каждый поучаствовал там, что принес пользу его команде. Моя задач была донести всем, что мы одна большая семья, которая может положиться друг на дружку. Например, я безумно хотела попасть на мастер-класс по изготовлению пряников, но не успела. Ребята про это знали и расписали пряники для меня… И в этот момент я поняла, что мы на верном пути.

Есть ли различия в этой школы от занятий в обычной школе? Специальные программы, подходы к детям?

Это даже больше похоже на университетские занятия. Но в первую очередь во главе стоят человеческие отношения. Когда-то мне папа сказал: «Катя, ты можешь делать все, что хочешь. Но в пределах разумного». Это принцип я принесла и в лагерь. Да, у нас были оговорены рамки, за которые никто не имеет права выходить. И все говорилось подросткам на уровне взрослой коммуникации. В первый день у нас был сладкий стол, мы рассказывали о себе, ожиданиях о проекте. Тогда и было сказано, что организаторы вложили силы и душу в проект, что мы хотим, что проект оказался для них максимально полезным. Это было сказано искренне. Поэтому за всю смену проблем не было с ребятами. Нам удалось стать одной командой.

yU8Ga0MGxuE

А отличаются ли сами дети? Они такие же современные и прогрессивные? Знают, что такое SEO, стартап и кейс?

Могу сказать сразу, что сегодняшние дети однозначно умнее нас. Где-то на уровне ДНК у них заложено быстрее получать информацию, обрабатывать и усваивать ее. Да кто-то из ребят знал, что такое SEO, стартап и кейс. Кто-то нет. Но наша задача и состояла в том, чтобы рассказать им про это и послушать их точку зрения на те вещи, где у нас уже «замыленный» взгляд.

Они видят это немножко иначе, под другим углом: может, в силу детской непосредственности или как раз-таки потому, что это то новое поколение, которое мыслит иначе, чем мы.

Расскажите о преподавателях – кто они?

Образовательная программа строилась на приглашенных преподавателях и спикерах. В партнерах проекта был образовательный центр «Адукар», от него 6 преподавателей вели занятия по маркетингу, журналистике, веб-дизайну т.д. И все преподаватели образовательного центра – практики. Например, мастер-классы по SEO\SMM вел директор «Адукара». Журналистику вела девушка, которая отвечает за весь контент на их образовательном портале.
А что касается приглашенных спикеров, то их было огромное количество людей, среди них:

  • Рафал Ющак, управляющий директор Alfa Bank
  • Яков Бута, основатель и  руководитель stringershub.co
  • Александр Ханин, основатель международного квиза «Мозгобойня»
  • Николай Бределев, руководитель PR-отдела А1
  • Игорь Кольченко, директор PR-агентства Sette.by
  • Никита Рвачев, продуктовый директор компании Aitarget.ru
  • Никита Найденов, создатель проекта «Сам Zhazam»
  • Ольга Сикорская, начальник отдела маркетинга KIA
  • Надежда Дамковская, создатель и менеджер ЗОЖ-проектов
  • Евгений Николаев, инструктор в Mobidick.by
  • и многие другие.

Сколько длится смена и что по итогу смены получает ученик?

Смена длится 9 дней, и по итогу каждый учащийся проходит через шесть направлений. Каждый получает навыки знаний, а вместе с командой они разрабатывают свой проект, который при большом желании можно обязательно воплотить в жизнь. Так же с участниками проекта мы поддерживаем коммуникацию и помогаем: помогаем с выбором места учебы, поиском онлайн-репетиторов, курсов (например, участникам программы Ульяне нашли курсы и стажировку в салоне красоты, а Илью отправим подрабатывать в кулинарную школу (он обожает готовить)). Одну девушку взяли на стажировку в #YouCan — она ведет социальные сети.  Наши юкэновцы настолько загорелись развитием проекта, что тем, кому в следующем году будет 17 лет, записались в волонтеры проекта. И даже  нашли музыканта из Одессы и попросили написать его гимн к лагерю!

Планируете расширять лагерь? Набирать несколько «отрядов»?

Было бы здорово расширить и естественно набрать несколько отрядов. Брать не только детей-сирот, но и детей с ограниченными возможностями и даже взрослых. Которые, например, попали, в аварию в таком возрасте, когда ты только-только должен был стать на ноги. Я знаю важность этого по опыту своей мамы, которая в 28 лет попала в аварию и больше вернутся к работе не смогла. Вот поэтому было бы здорово построить свой благотворительный кампус, где будет пандус, где будут все удобства и так далее. И тогда будем решать вопросы важнее, чем просто «куда же заселиться?».

Когда планируется 3 сезон?

Если карты сложатся и звёзды сойдутся: найдутся партнеры, спонсоры, которые захотят поддержать проект, сделаем на зимних каникулах третий сезон. А пока что в поисках!

Почитать о проекте и поддержать его можно на сайте youcan.by.