IMG_5414вв

На пути к zero waste: масштабные проекты «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»

«Добрая авоська», «Новая жизнь в обмен на крышечки» и «Спасем Ельню вместе!»: говорим об экологии и известных проектах, реализованных в Беларуси

Унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» каждый год ставит перед собой глобальные цели и задачи, которые порой не под силу реализовать другим организациям, – таких «гигантов» в нашей стране немного. Заместитель генерального директора по связям с общественностью «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Марина Боровко рассказала о некоторых масштабных проектах (в том числе о полюбившейся белорусам «Доброй авоське», которая, можно сказать, успешно подхватила модную тенденцию), о трудностях, с которыми сталкивается в профессиональной деятельности, и планах на будущее.

– Марина, расскажите, пожалуйста, о самых ярких и долгосрочных социальных проектах, которые реализует компания.

– Каждый завершенный проект социальной корпоративной ответственности Coca-Cola можно назвать ярким. Мы с вами не ограничимся одним интервью, если хотя бы кратко рассказывать о каждом.

Если говорить о благотворительных проектах, которые предприятие финансирует с момента своего открытия в 1994 году и по сей день, то стоит отметить совместные проекты с Республиканским общественным объединением «Белорусский детский фонд» по поддержке и становлению школы детской кардиохирургии в Беларуси, реабилитации детей, перенесших операции на сердце, онкологические и гематологические заболевания, среди которых «Веселые сердечки», «Радуга надежды», «Наши сердца – детям» и многие другие.

Также с Белорусским детским фондом и при финансовой поддержке Фонда The Coca-Cola Foundation построено 15 street workout-площадок в Беларуси с целью поддержки спорта и здорового образа жизни среди населения. Во многих регионах Беларуси (Сморгонь, Бобруйск, НДЦ «Зубренок», Гомельский район, Гродно, Светлогорск, Солигорск, Несвиж, Пинск, Смолевичи), где устанавливались площадки, проект поддержали местные власти. В Жодино и Рогачеве в 2018 году открылись две новые специализированные спортивно-игровые интегрированные площадки для детей и молодежи, в том числе для ребят с ограниченными возможностями. Обе спортивные площадки площадью около 1000 кв. м, каждая включает в себя: мини-футбольное поле, площадку с уличными антивандальными тренажерами, площадку для занятий Street Workout (в частности, спортивные снаряды для ребят с ограниченными возможностями), зону общения и отдыха. В Минске в парке Павлова установлена одна из самых больших street workout-площадок в СНГ.

Такие специализированные спортивно-игровые интегрированные площадки открылись в Рогачеве и Жодино

Такие специализированные спортивно-игровые интегрированные площадки открылись в Рогачеве и Жодино

Стоит отметить, что по инициативе руководства предприятия было создано первое в нашей стране молодежное спортивное общественное объединение «Федерация «Стрит воркаут», офис которого до сих пор размещен на базе центрального офиса «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» в деревне Колядичи. Благодаря толчку и приданию значимости workout-движению со стороны крупной международной компании сегодня все белорусы гордятся достижениями Максима Трухоновца и Евгения Лося, которые не единожды установили рекорды Гиннесса по максимальному количеству подтягиваний с дополнительным весом, по количеству выходов силой на две руки и по отжиманию на брусьях с дополнительным весом. Осенью планируется анонсировать открытие последней, 16-й площадки в Минске. Этим завершится этот значимый для страны проект, инициированный компанией Coca-Cola.

На протяжении последних 12 лет «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» финансирует участие школьников и преподавателей в Стокгольмском юниорском водном конкурсе. Это конкурс мирового масштаба, к которому белорусские школьники с учителями готовятся целый год, высылают компетентному жюри результаты своих исследований по решению экологических проблем. Лучших приглашают в Минск в Республиканский центр экологии и краеведения на защиту проектов на английском языке. В результате такого серьезного отбора определяют одного-двух победителей из Беларуси, которые отправляются в Швецию. В этом году предприятие профинансирует участие в финале конкурса в Стокгольме двух школьников и двух преподавателей Республиканского центра экологии и краеведения. Конечно, мы все надеемся на долгожданную победу! Стоит отметить, что на базе центра «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» профинансировала открытие научно-экспериментальной детской лаборатории по изучению водных экосистем. Без такой базы готовить школьников к победам на международных аренах было бы затруднительно.  Помимо Минска, экологические классы также оборудованы в школе в деревне Германовичи и городе Крупки в центре детского творчества.

– Знаю, что компания поддерживает волонтерские акции. Выделите два проекта, которые, на ваш взгляд, достойны особого внимания.

– Значимой для достижения целей стратегии Coca-Cola «Мир без мусора» является экологическая акция «Зробiм!» – часть глобальной кампании Let’s Do It! – World Clean-up, в которой ежегодно участвуют около 18 миллионов человек в 113 странах. В Беларуси акция проходит уже 7-й год, в ней может принять участие каждый. Для организации акции ежегодно Coca-Cola обеспечивает участников необходимым инвентарем: перчатками, пакетами для мусора и кепками. Это одна из самых популярных акций среди волонтеров – сотрудников предприятия.

Пожалуй, следующей могу назвать акцию по посадке леса. В этом году наши сотрудники высадили 5,5 тыс. елей и сосен. Думаю, многим известно, насколько масштабный ущерб нанес жук-короед лесам Беларуси. Поэтому предприятие поддержало масштабную инициативу ОО «Белорусское экологическое движение», благодаря которой в Могилевской области было высажено более 100 тыс. деревьев в целях восстановления лесных массивов.

_MG_8303

Также у нас есть несколько проектов, связанных со сбором и переработкой первичной упаковки производимых Coca-Cola напитков. Один из них – «Новая жизнь в обмен на крышечки», цель которого – оказывать помощь больным детям за счет средств, полученных от продажи собранных волонтерами крышечек от упаковки. Мы спонсируем некоммерческую организацию «СоциоЭкоЦентр», чтобы расставить большие красивые домики для сбора крышечек, например, в торговых центрах по всей Беларуси, в университетах.

– Какие новые направления в проектах компании можно отметить?

– Новые и текущие проекты корпоративно-социальной ответственности системы Coca-Cola направлены на поддержку женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию, а также на обучение молодежи ведению бизнеса. Например, унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» на протяжении трех лет предоставляет бесплатное обучение для молодых людей от 18 до 29 лет по предпринимательству. Программа называется Youth Empowered, о ней можно почитать и зарегистрироваться на сайте  в разделе «Социальная ответственность».

img_6472

В рамках системы Coca-Cola есть ряд проектов по поддержке женщин, которые финансируются Фондом The Coca-Cola Foundation. На данный момент реализуется проект в Орше по обучению женщин эффективному земледелию, чтобы они могли не только вырастить качественные овощи и фрукты, но и продать их. На семинарах, проводимых в Оршанском районе, эксперты рассказывают, как рационально вести агроэкобизнес в условиях частных приусадебных участков, а также обучают основам финансовой грамотности, кооперации, нормативного регулирования агроэкобизнеса. Была отобрана группа наиболее активных женщин, для которых закупили семена, оборудование, покровные материалы, а также у каждой из них есть возможность постоянно общаться с агрономами и консультироваться в процессе выращивания агрокультур.

– Как долго вы разрабатывали масштабный природоохранный проект «Спасем Ельню вместе!»? В чем его особенность? Каких результатов добились?

– Проект был начат в 2007 году, инициаторами выступила общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны», и даже само название «Спасем Ельню вместе!» придумали они. Эта инициатива была поддержана руководством предприятия.

Проблема Ельни – мелиоративные каналы, основная функция которых – обеспечение водой. С 1930-х годов они не имели народно-хозяйственного значения, однако оказывали существенное влияние на гидрологический режим болота. Стоит отметить, что каналы, с одной стороны, были построены грамотно. С другой стороны, Ельня – верховое болото, перепад уровня между вершиной и периферией составляет 7 метров, что особенно было заметно в период интенсивного таяния снега. Запас воды, который сформировался к этому периоду, очень быстро истощался, а пересушенный торф пожароопасен. В 2002 году на болоте произошел самый крупный пожар, который лишил естественного мохового покрова около 79% площади болота. Следующий пожар привел бы к возгоранию торфяников, которые невозможно потушить. Поэтому болото надо было спасать.

_MG_8073

Проект начался со строительства плотин из стволов обгоревших деревьев и торфа. За время реализации первой части проекта сотрудники вручную построили более 50 плотин, некоторые из них достаточно больших размеров. Во время второго этапа проекта промышленным способом было возведено дополнительно 46 плотин на самых широких каналах. Основной задачей стала минимизация влияния каналов на формирование гидрологического режима болота. Это удалось! В следующие годы были проведены измерения, чтобы понять, на какой территории наблюдается розлив воды от каналов и на какую зону влияет каждая из плотин.

Спасение болота Ельня можно считать ярким примером масштабной совместной деятельности и отличной командной работой. В соответствии с расчетами белорусских ученых, стоимость воды в болоте составляет 247 млн долларов США. Всего в восстановление болота системой Coca-Cola вложено более 600 тыс. долларов США, включая строительство экотроп и оборудование экологического класса в местной школе в д. Германовичи.

_MG_8090

– Что сейчас происходит на болоте?

– Казалось бы, что основные работы по восстановлению завершены и на данный момент важно отслеживать процесс восстановления, но достигнутые ранее результаты привели к новому витку развития. Речь пойдет о достижении синергии результатов двух проектов системы Coca-Cola, и это тот кейс, которым мы гордимся и хотим поделиться опытом. По мере повышения уровня воды и восстановления природной естественной экосистемы болотом начали интересоваться туристы, тем более что при поддержке Coca-Cola была создана инфраструктура для экотуризма. В 2017 году сотрудники предприятия рассказали о проекте «Спасем Ельню вместе!» участникам обучения молодежи предпринимательству по программе Youth Empowered, о которой я уже упоминала. Вдохновившись результатами проекта и изучив болото, одна из участниц программы организовала экотуры на болото Ельня. Сейчас у нее своя известная компания «Поход в народ», и путешествие на болото – один из самых востребованных туров. А мы наслаждаемся красивыми фотографиями, которые выкладывают туристы в социальных сетях.

_MG_8530

– Какие цели вы ставили перед собой и чего добились в проекте «Добрая авоська»? Как возникла идея?

– Проект «Добрая авоська» начался совсем недавно и уже завоевывает нашу страну. Мы сделали примерные расчеты: одна авоська замещает 200 полиэтиленовых пакетов в год на человека. Следуя мировым трендам, Беларусь должна быть готова к 2021 году существенно сократить использование пластика без ущерба для бизнеса и потребителей, то есть нас с вами. На примере проекта «Добрая авоська» Coca-Cola показывает обществу один из примеров достаточно быстро реализуемых инструментов zero waste («Ноль отходов») по замене полиэтиленового пакета на долговременную в использовании экосумку.

Проектная идея появилась благодаря «мозговому штурму» команды и руководства. Мы искали новые подходы к решению экологических проблем в Беларуси и обсуждали экосумки, включая авоськи. В какой-то момент дискуссии генеральный директор Александр Денисов вспомнил, что в Советском Союзе авоськи плели слабовидящие люди. Это стало ключевым моментом, так как реализация проекта решала сразу несколько задач: сократить объемы используемого пластика и трудоустроить женщин с инвалидностью по зрению. Начальная стадия проекта потребовала проведения серьезного исследования по «авоське», чтобы оценить его ожидаемую эффективность, определить партнера и точки масштабирования.

Можно сказать, что первую партию авосек – 300 штук – «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» «плела» вместе с командой Белорусского товарищества инвалидов по зрению и унитарного предприятия «Фильтр», которое учреждено товариществом для ведения коммерческой деятельности. Вместе мы сделали экосумку-авоську по минимальной цене, вместительную и предназначенную для ежедневного использования. Мы хотели, чтобы каждый, придя в магазин, смог приобрести ее. На данный момент это самая дешевая в Беларуси авоська, производимая юридическим лицом и методом плетения: стоимость ее без НДС – 5 рублей, с НДС – 6 рублей.

Без-имени-12

«Добрая авоська» доступна в розничной сети любому жителю или гостю страны, ее можно приобрести в первом магазине без упаковки ZERRO в ТЦ «Силуэт» в Минске. Более того, по правилам закупок Coca-Cola Hellenic товар должен быть сертифицирован, поэтому УП «Фильтр» получило декларацию о соответствии. Это позволяет предприятию официально поставлять авоськи на территории ЕАЭС любому юридическому лицу. Так как проект быстро масштабируется на все регионы Беларуси, объемы производства авосек могут быть любыми. За один рабочий день инвалид по зрению может сплести до 8–10 авосек, в зависимости от ее размеров. Только в Товариществе инвалидов по зрению более 4000 трудоспособных членов организации, для которых масштабирование проекта «Добрая авоська» создает возможности для трудоустройства.

Для популяризации проекта нам, безу­словно, нужна поддержка СМИ, государства и бизнеса. Самое главное на данный момент, чтобы торговые сети начали закупать авоськи, и у покупателя, например, который стоит в кассу, появился выбор между полиэтиленовым пакетом на один раз либо авоськой, пусть немного дороже, но зато с возможностью долгосрочного использования – год, два, три… У моей бабушки в деревне висит авоська – ровесница моей мамы.

Проекту только несколько месяцев, но авоська уже стала героиней модного fashion show. Лучшие дизайнеры РОО «Белорусская палата моды» показали, как можно превратить «добрую авоську» в модный аксессуар. Мы надеемся, что партнерство с профессионалами позволит расширить ассортимент авосек, но основные принципы доступности и простоты в обиходе должны сохраниться.

Ключевой момент: проект «Добрая авоська» предложен бизнесом, реализован нашим партнером – Белорусским товариществом инвалидов по зрению, а запуск проекта был организован на экологической конференции МГЭИ им. А. Д. Сахарова. Именно студентки университета получили первые «добрые авоськи», закупленные «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», и продемонстрировали их широкой аудитории участников – это один из ярких примеров сотрудничества бизнеса и образования. Кстати, в тот же день в университете установили контейнер-«домик» от Coca-Cola для сбора пластиковых крышечек.

У нас очень активное волонтерское движение среди сотрудников, которые являются амбасcадорами проектов системы Coca-Cola. Например, для поддержки и распространения информации, популяризации идеи и цели проекта «Добрая авоська» сотрудницы «Кока-Кола Беври­джиз Белоруссия» создали группу амбассадоров проекта и активно продвигают его в социальных сетях, используя свои аккаунты и хештеги #добраяавоська, #плетидобро.

Без-имени-14

– Расскажите о трудностях, которые чаще всего возникают при планировании и осуществлении проектов.

– Если говорить в общем и целом, то в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы результаты реализуемых и завершенных КСО-проектов системы Coca-Cola в Беларуси вносили наибольший положительный эффект в развитие экономики, экологии и социальной сферы страны, а также являлись примером системного подхода к достижению тех целей устойчивого развития, которые наиболее актуальны с учетом деятельности предприятий системы. Конечно, добиться этого непросто.

Существует несколько видов трудностей. Первая связана со сложностями работы с партнерами и администрирования проектов, финансируемых за счет средств иностранных доноров (то есть это не инвестиционные проекты, а в большей степени спонсорские) и спонсорской помощи. В основном работаем с общественными и государственными организациями, а также с международными фондами. Как сделать так, чтобы идеи, цели, методы реализации проекта не противоречили целям, идеям, методам и стратегиям каждого из партнеров и чтобы при этом все работало слаженно, как единый механизм?.. Как добиться той самой синергии проектов, когда они все разные?! В этом и заключается сложность задачи.

«Добрая авоська», к примеру, — социо-эколого-экономический проект, а значит, в него вовлекаются партнеры с разными уровнями понимания проектного менеджмента, администрирования, подготовки сотрудников, в целом с абсолютно разным восприятием мира. Поэтому объединить партнеров иногда бывает настолько сложно, что даже хочется отказаться от проекта.

Одной из наших задач является развитие местного сообщества, содействие тем организациям, которые владеют экспертизой по решению, например, тех или иных экологических проблем, но не имеют навыков проектного менеджмента, маркетинга, управления рисками. Поэтому одной из проблем, но в то же время и новой возможностью является обучение таких партнеров. Однако на это уходит время – это драгоценный ресурс.

Нужно отметить также, что большинство общественных организаций в Беларуси находятся в начале пути своего становления и развития. Сильных, крупных, устойчивых организаций, которые могут вовлекаться и работать с крупными бизнесами, например, такими как Coca-Cola, не очень много в нашей стране. В любом случае мы всячески стараемся развивать некоммерческие объединения, исходя из профиля наших проектов.

Еще одна проблема – недостаточно высокий уровень освещения со стороны СМИ социальных проектов, инициируемых и реализуемых в Беларуси при поддержке бизнеса. У меня есть много примеров того, как пресса всячески обходит упоминание о предприятии в публикациях, посвященных проектам, реализуемым при поддержке системы Coca-Cola. На самом высоком уровне чиновники не раз заявляли о том, что СМИ Беларуси должны уважать бизнес, вкладывающий немалые средства в развитие страны. Чем более открыто СМИ будут писать о примерах проектов коммерческих компаний, тем выше будет кооперация между предприятиями для достижения целей устойчивого развития. Я считаю, что неупоминание наименования юридического лица в публикациях и репортажах о социальных проектах, которые инициируются и реализуются при поддержке бизнес-сообщества, препятствует притоку импакт-инвестиций в страну. Ситуацию необходимо исправлять, и мы готовы к сотрудничеству.

При реализации проектов смотрим в первую очередь на устойчивость результата. Мы всегда задаемся вопросами: как будет организовано управление, мониторинг, контроль за достигнутыми результатами проекта, насколько организация готова финансово обеспечить устойчивость достигнутых результатов. Одно дело закупить, установить и наладить работу оборудования, а другое дело – обеспечить его бесперебойную эксплуатацию, сервисное обслуживание в стране.

– Как оценивают проекты «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» за рубежом?

– Проект по восстановлению болота Ельня в 2003 году был признан одним из 150 важнейших экологических проектов в глобальном масштабе на третьем Всемирном водном форуме в Японии. Наши экологические проекты побеждали в конкурсах, в которых принимали участие 28 стран Группы компаний Coca-Cola Hellenic Bottling Company (CC HBC). Что касается проектов по заботе о сотрудниках и обеспечению безопасности на предприятии, то мы лучшие в группе.

– Какие у компании планы на экологические проекты в будущем? Над чем работаете сейчас?

– Группа компаний Coca-Cola Hellenic Bottling Company, частью которой является унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», до 2025 года поставила себе ряд целей устойчивого развития. Например, до этого времени планируется обеспечить 75% сбора первичной упаковки, которую выпускают на рынок предприятия Группы CC HBC. Достичь этой цели в Беларуси будет непросто без внедрения лучших международных практик, опытом применения которых владеет в том числе система Coca-Cola. Поэтому сейчас мы прорабатываем и предлагаем на самом высоком государственном уровне системные подходы к вопросам управления отходами, с учетом проработки возможностей для внедрения в Беларуси разных инструментов сбора, сортировки и переработки мусора. Мусор – разный, поэтому и подходы к нему должны быть концептуально разными, но объединенными в рамках одной стратегии, если мы хотим построить эффективно работающую, несложную в управлении, эксплуатации и обслуживании систему менеджмента отходами.

Сегодня предлагаемая государством депозитная система не решает всех проблем со сбором и переработкой отходов, так как в депозитную систему не попадают бутылки для молока, подсолнечного масла, спиртных напитков, а это – огромное количество бутылок! Замена пластика на стекло также не решает экологические проблемы, наоборот, усугубляет их, ведь при производстве и эксплуатации продукции в стеклянной бутылке наносится гораздо больший урон экологии, чем при применении PET. Стекло намного сложнее перевозить, собирать, сортировать, перерабатывать. Простой пример. Для перевозки тонны стеклянных бутылок понадобится гораздо большее количество машин, чем при перевозке тонны бутылок из PET, и как следствие – объем выбросов углекислого газа увеличивается.

Еще одна цель – к 2025 году 35% используемых CC HBC пластиковых бутылок должны быть произведены из вторичного сырья. Специалисты предприятия изучили условия, существующие в Беларуси для внедрения rPET, и выяснили, что реализовать эту цель будет не так просто: во-первых, есть пробелы в законодательстве; во-вторых, в Беларуси не налажено производство rPET. Несмотря на это, мы рассматриваем возможности начала продаж напитков в упаковке rPET.

Еще ни один город Беларуси не стал подписантом инициативы zero waste («Ноль мусора»), которая особенно активно реализуется в ЕС, следовательно, у нас нет ни одного населенного пункта, который бы полностью соответствовал требованиям zero waste. Мы хотим, чтобы благодаря проекту «Добрая авоська» жители страны постепенно переходили на использование экосумок в повседневном обиходе, что станет еще одним шагом к созданию эффективной системы управления отходами в стране. Было бы отлично, если бы при поддержке государства были запущены пилотные проекты по замене полиэтиленовых пакетов на авоськи в малых населенных пунктах. Это позволило бы отработать процесс отказа от пластика и полностью исключить, вывести его из потребления на территории страны без существенных последствий для бизнеса и населения. Возможно, благодаря таким инициативам города Беларуси станут подписантами zero waste-соглашений.

В целом проекты системы Coca-Cola направлены на возобновление природных ресурсов, которые используются для производства безалкогольных напитков.

Текст: Ольга Ропот